Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе
Автор: Виситова Людмила Сойдахметовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2015)
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 19424 раза
Библиографическое описание:
Виситова, Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе / Л. С. Виситова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9122/ (дата обращения: 15.11.2024).
Урок — это основная организационная форма обучения в школе. Он является не только важной организационной, но и, прежде всего, педагогической единицей процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе урока и через него. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала.
Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок — дело не простое. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Немаловажным условием проведения урока является грамотный подбор методов и средств проведения урока.
С одной стороны, основой для характеристики урока является функциональный подход, с другой стороны, подчеркивается, что функции урока обусловливаются закономерностями процесса обучения, развития личности ученика, без учета которых цели урока недостижимы. Урок трактовался как «педагогическое произведение», «сложное явление», отличающееся «целостностью», «внутренней взаимосвязью частей, единой логикой в деятельности учителя и класса», «обладающее единством педагогических и методических средств воздействия на ум и душу ребенка», выступающий для них «важнейшей» формой процесса познания мира и развития их духовной жизни. Теоретической мыслью улавливалось, что урок приобретал способность быть гибким и разнообразным по способам организации учащихся, что он не исчерпывается вооружением учащихся знаниями, а включает в себя воспитание самостоятельности, пытливого и творческого отношения к учению и т. д. [1,5].
Ведущая роль урока среди других форм обучения объяснялась тем, что он является самой целесообразной формой с научно-педагогической точки зрения что на уроке концентрируется главная часть работы учителя с учащимися с целью усвоения ими системы знаний, умений и навыков, что это наиболее удобная форма при систематических курсах предметных учебных программ.
Были выделены характерные признаки урока как элемента классно-урочной системы: а) наличие класса с неизменяющимся составом учащихся; б) точно определенное время; в) твердое расписание с соблюдением рационального и планомерного чередования учебных дисциплин; г) применение разнообразных методов достижения дидактических задач.
Наряду с внешними признаками, выявлялись и сущностные характеристики урока. Уже в начале периода урок рассматривался как структурообразующий компонент учебно-воспитательного процесса и своего рода «зеркало», отражающее все стороны школьной жизни (учебно-воспитательную, методическую, организационную).
Сегодня все большее внимание уделяется человеку как личности — его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы [2,8].
Нетрадиционные формы урока реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом: осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме; обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; предусматривается минимальное участи уроке учителя.
Анализ педагогической литературы позволяет выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нетрадиционных уроков:
Урок-путешествие. Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока является остановка на пути следования. Инструктором урока может быть учитель или подготовленный ученик. Учащимся предлагается маршрутный лист, по которому они определяют положение изучаемого ландшафта. Затем дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду — все, что необходимо для путешествия. Урок построен в виде практических исследований, работы с изобразительными наглядными пособиями, бесед и докладов об объектах природы «встречающихся» на остановках во время путешествия.
Урок сказка. Такой вид нетрадиционного урока проводится в 1–2 классах при обобщении и систематизации любой сезонной темы: «Лето, Осень, Зима Весна ". Как в любой сказке на таком уроке должны быть положительные герои (Зимушка-зима, Старик-годовик, Учёный-эколог, любой зверёк или птица) и отрицательные герои (злой холодный ветер, Баба Яга). В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация (например: в зимнем саду слышится голос кукушки), загадка, появление героя сказки в необычном костюме. Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательна борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т. д. Во время этого урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знанием над незнанием, учитель называет лучших знатоков природы, ставит отметки, вручает призы.
Урок КВН. Проводится в форме соревнований между командами этапами урока являются задания для команд: разминка, практическое задание поединок капитанов, физкультминутки, каждая команда в начале урока выбирает название капитана команды. Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий проблемный характер, а по форме может быть занимательными, шуточными, игровыми.
Урок викторина. Урок похож на урок КВН разница только в том, что учащийся работает не по командам, а индивидуально. Урок — викторина и урок — КВН проводятся с целью повторения учебного материала.
Урок игра. Названный вид урока, может быть проведён в форме игр, «Что, Где, Когда», «Поле чудес», «Крестики-нолики» и другие. Учебная задача данных уроков — обобщение систематизации учащихся. Первые две игры проводятся по аналогии с одноимёнными телепередачами.
Урок-экспедиция. Класс снаряжает экспедицию в Гренландию. Всем ясно: надо готовиться всерьез. Дается список литературы, где можно узнать историю острова, почему у него такое название, в каких условиях будет проходить экспедиция. Затем «штурман» прокладывает курс кораблю. Доказывает, с какой стороны, и почему удобнее подплыть к острову. «Биолог» экспедиции подбирает материал о флоре и фауне острова, «этнограф» — о коренном населении, его быте, обычаях. Есть в этой экспедиции и матросы, и капитан, и конечно, географы [4,9].
 Урок — экскурсия. В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать о самобытности русской культуры и т. д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений [3,7].
Видеоурок. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления учебного материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся [6,10].
Нетрадиционный урок является органичным сочетанием образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т. к. они творческие и необычные, а самое главное — эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т. к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.
В последние годы интерес к нетрадиционному обучению в начальной школе значимо усилился. Это связано с социальными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для перестроечных процессов в сфере образования — создания новых типов школ, активного внедрения в практику различных педагогических инноваций, авторских программ и учебников. Организация нетрадиционного развивающего обучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но и дает существенные сдвиги в умственном развитии. Овладев этими приемами, ученики становятся более самостоятельными в решении различных учебных заданий, могут рационально строить свою деятельность по усвоению новых знаний.
Литература:
- Бабкина Н. В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение.- 1996.- № 2(3).
- Бексултанова З. М., Джамалдаева Л. Л., Гакаев Р. А. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся. В сборнике: Инновационные педагогические технологии Материалы II Международной научной конференции. Казань, 2015. С. 4–6.
- Виситова Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы. В сборнике: Проблемы и перспективы развития образования Материалы VII Международной научной конференции. Краснодар, 2015. С. 15–18.
- Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. -2014. -№ 4. С.156–159.
- Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География». Педагогика высшей школы. 2015. № 2 (2). С. 31–35.
- Гакаев Р. А., Иразова М. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы. Образование и воспитание. 2015. № 3(3).С.4–7.
- Гакаев Р. А., Нуцулханова М. Ю., Авхадов С. С. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии. В сборнике: Педагогическое мастерство материалы VI Международной научной конференции. Москва, 2015. С. 1–5.
- Истомина Н. Б. Развивающее обучение // Начальная школа.- 1996.- № 3.
- Семяшкина Н. И. Значение дидактических игр и заданий при обучении грамоте // Начальная школа.- 1997.- № 2.
- Яковенко Н. П. Использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка // Начальная школа.- 1997.- № 3.