Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО
Авторы: Волобуева Юлия Витальевна, Глушецкая Елена Витальевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 17.11.2015
Статья просмотрена: 497 раз
Библиографическое описание:
Волобуева, Ю. В. Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО / Ю. В. Волобуева, Е. В. Глушецкая. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9134/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время остро стоит вопрос профессионального самовоспитания специалистов. Современные требования, предъявляемые к профессиональной компетентности педагога, его практической подготовленности, предполагают не только владение системой профессиональных знаний, умений и навыков, но и богатый внутренний потенциал, обладание достаточно высоким уровнем как общей, так и профессионально-нравственной культурой, наличие профессионально-нравственных потребностей и умение их реализовать.
В соответствии с ФГОС ДО новые характеристики воспитательного процесса обусловливают и новые требования к педагогу, к его профессиональной подготовке, поэтому в профессиограмме ведущее место занимает нравственная позиция педагога − система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. Без этого невозможен эффективный творческий труд педагога.
В современных условиях педагог должен становиться подлинным профессионалом, способным решать задачи общего развития детей педагогическими средствами, содержанием педагогической деятельности, основанной на нравственных ценностях.
Современный воспитатель работает в ситуации постоянного выбора: как профессионально-нравственного, предполагающего свободную реализацию собственных концептуальных подходов и инновационных идей, так и профессионально-технологического, обусловленного свободным владением всем спектром методических средств, приемов, форм, позиций в процессе воспитания и обучения.
Развитие профессионально-нравственных потребностей воспитателя является одной из центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе освоения педагогической деятельности и влияют на ее эффективность.
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является нравственная позиция воспитателя. Именно в ней воспитатель выражает себя как субъект педагогической деятельности.
Нравственная позиция педагога — это отношение к детям, коллегам, мотивы выбора педагогической профессии и мотивы педагогической деятельности, выбор целей и средств педагогической деятельности.
Нравственные потребности — это определенное состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется гуманистическая направленность мышления и чувств человека. Нравственные потребности, обладая побудительной силой, вызывают определенную степень нравственной активности, влияют на становление нравственного самосознания и готовности к педагогической деятельности.
Нравственные потребности определяются в направленности воспитателя на другого человека, на его принятие, на умение учитывать его особенности, интересы, способствовать его развитию. Нравственные потребности проявляются в потребности в аффилиации, потребности в социофилии (альтруизме), потребность в покровительстве [9].
Потребность в аффилиации (контактом, общением) подразумевается определенный класс социальных взаимодействий, имеющих повседневный и в то же время фундаментальный характер. Содержание потребности в аффилиации заключается в общении с другими людьми (в том числе с людьми незнакомыми или малознакомыми), и такое его поддержание, которое приносит удовлетворение, увлекает и обогащает обе стороны.
Для педагога важна потребность в социофилии (альтруизме). Под оказанием помощи, альтруистическим, или просоциальным поведением понимаются любые направленные на благополучие других людей действия: выказывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного ребенка или любого другого человека, который слаб, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен; который потерпел поражение или испытывает душевное смятение. Потребность в альтруизме выражается в желании педагога кормить, опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять. Наличие такой потребности у педагога должно свидетельствовать о гуманистической направленности его действий и определять гуманистический стиль педагогической деятельности.
Потребность в покровительстве отражает желание наставлять, напутствовать, рекомендовать, советовать, делать что-либо совместно.
Развитие нравственных потребностей воспитателя является одной из центральных задач, поскольку данные потребности формируются в процессе освоения педагогической деятельности и влияют на исполнение профессиональных функций педагога.
Успешное исполнение профессиональных функций предполагает большие требования к компетентности и квалифицированности специалистов. Компетентность — обладание знаниями, опытом и умением, которые необходимы для профессионального исполнения должностных полномочий. Специалист — профессионал должен руководствоваться принципами инновационности (творческий поиск, способность к риску, стремление к рационализаторству и введению нового и т. п.) и прагматизма (работа на результат, рациональное использование рабочего времени и т. п.).
Сущность профессионализма не является лишь суммой профессиональных знаний и навыков. Подлинный профессионализм включает в себя нравственную доминанту: понимание специалистом своего профессионального долга, моральной ответственности, серьезное отношение к вопросам профессиональной чести.
Профессиональная деятельность педагога дошкольной организации крайне многообразна, она регламентирована кодексами, правилами, нормами. Но при всем их разнообразии существуют общие нравственные принципы, которые составляют наряду с компетентностью, квалифицированностью и деловой активностью сущность профессионализма.
По мнению В. В. Марковой развитая система профессионально-нравственных потребностей во многом определяет уровень сформированности профессионально-нравственной позиции педагога дошкольной образовательной организации [4].
Профессионально-нравственная позиция педагога — это система его нравственных ценностно-смысловых отношений к окружающей действительности, к людям, к детям, к себе и своей педагогической деятельности, которая определяет его профессиональное бытие в воспитательном взаимодействии с ребенком и место в пространствах современного воспитания [5].
С целью исследования профессионально-нравственных потребностей педагогов дошкольной организации, с педагогам МБДОО «Детский сад «Колокольчик» п.Чернянка Белгородской области» была проведена методика ранжирования профессионально-нравственных потребностей (по В. В. Марковой).
В исследовании приняли участие 10 педагогов детского сада. Педагогам необходимо было указать слева от каждой потребности то место, которое они ей отводят в системе их личных потребностей, а справа — насколько (в %) она сформирована у них.
Результаты ранжирования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Развитие профессионально-нравственных потребностей воспитателей МБДОУ «Детский сад с. Смородино»
Место |
Потребность |
Количество выборов(в процентах) |
1 |
потребность в профессионально-нравственном идеале |
90 % |
2 |
потребность в альтруизме |
85 % |
3 |
потребность в профессионально-нравственном поведении |
80 % |
4 |
потребность в профессионально-нравственных знаниях |
80 % |
5 |
потребность в профессиональном росте |
75 % |
6 |
потребность в самоутверждении и самовыражении |
70 |
7 |
потребность профессионально-нравственной деятельности |
65 % |
8 |
потребность в профессионально-нравственной самоактуализации |
60 % |
9 |
потребность в профессионально-нравственной свободе |
60 % |
10 |
потребность в профессионально-нравственном росте, самосовершенствовании |
50 % |
11 |
потребность в профессионально-нравственной рефлексии |
50 % |
12 |
потребность в профессионально-нравственном самоутверждении |
45 % |
13 |
потребность в профессионально-нравственном самоопределении |
45 % |
14 |
потребность в профессионально-нравственных достижениях |
45 % |
15 |
потребность в профессионально-нравственном самовыражении |
40 % |
16 |
потребность в профессионально-нравственной самореализации |
30 % |
17 |
потребность в профессионально-нравственной деятельности |
30 % |
Из таблицы видно, что воспитатели на первое место ставят потребность в профессионально-нравственном идеале (90 % педагогов), потребность в альтруизме (85 % педагогов), потребность в профессионально-нравственном поведении (80 % педагогов) и потребность в профессионально-нравственных знаниях (80 % педагогов).
На втором месте — потребность в профессиональном росте — (75 % педагогов), самоутверждении и выражении (70 % педагогов), профессионально-нравственной деятельности (65 % педагогов), самоопределении и самоактуализации (60 % педагогов).
На третьем месте — потребность в профессионально-нравственном росте, самосовершенствовании (50 % педагогов), потребность в профессионально-нравственной рефлексии (50 % педагогов), потребность в профессионально-нравственном самоутверждении (45 % педагогов), потребность в профессионально-нравственных достижениях (45 % педагогов).
И на последнем месте — потребность в профессионально-нравственном самовыражении (40 % педагогов), потребность в профессионально-нравственной самореализации (30 % педагогов), потребность в профессионально-нравственной деятельности (30 % педагогов).
Таким образом, из анализа результатов можно сделать вывод, что профессионально-нравственные потребности педагогов в профессионально-нравственном идеале, в профессионально-нравственном поведении, в профессионально-нравственных знаниях более значимы для них, чем профессионально-нравственные потребности: в профессионально-нравственном самовыражении, профессионально-нравственной самореализации и профессионально-нравственной деятельности.
На основании данного исследования в МБДОО «Колокольчик» п. Чернянка Белгородской области в процессе методической работы со специалистами ДОУ ведущая роль отводится формированию у них профессионально-нравственных потребностей. Именно эта потребность является начальным побуждением к профессиональной деятельности, движущей силой, которая стимулирует развитие личности педагога, становление его как профессионала. Формирование профессионально-нравственных потребностей, возможно, прежде всего, в том случае, если сосредоточены усилия на создание условий педагогам дошкольного образования для развития данной потребности.
Таким образом, в первую очередь необходимо вывести на высокий уровень методологическую подготовку педагога, побуждать его к постоянному развитию своей нравственной культуры, развитию способности к широкому и глубокому социально-педагогическому мышлению и творчеству, создавать условия для развития профессионально-нравственных потребностей.
В процессе методической работы с педагогами ДОО уделять внимание формированию у них профессионально-нравственных потребностей: в профессионально-нравственном самовыражении, профессионально-нравственной самореализации и профессионально-нравственной деятельности. Именно эти потребности является начальным побуждением к профессиональной деятельности, движущей силой, которая стимулирует развитие личности педагога, становление его как профессионала, побуждает его соответствовать требованиям, предъявляемым к нему со стороны общества, отраженных в ФГОС ДО.
Литература:
- Большой толковый социологический словарь. Т. 2: Пер. с англ. — М., 1999, с. 105–107.
- Борытко Н. М. Позиция педагога в воспитательном взаимодействии // Воспитание подрастающего поколения: идеалы, ценности, ориентиры: Материалы обл. науч.-практич. конф. педагогов дополн. образования детей, Волгоград, 29 мая 2001 г. / Под. ред. Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкого. Волгоград, изд-во ВГИПК РО, 2012. − С. 3–13.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. — М., 1994. — С. 69.
- Маркова В. В. Формирование потребности в профессионально-нравственном самосовершенствовании педагога// Педагогическое образование и наука. — 2004. — № 5., с. 53–59.
- Маркова В. В. Формирование нравственной позиции будущего педагога // Психолого-педагогические особенности формирования личностных качеств учителя в образовательном пространстве вуза: Материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Л. С. Подымова. − Курск: Изд-во Курского гос. пед. ун-та, 2005. — С. 176–179.
- Маркова В. В., Мулабаева Г. Н. Формирование нравственной позиции у воспитателей дошкольного образовательного учреждения в процессе их профессиональной деятельности // Вестник СНО: сборник студенческих научных работ. / Отв. ред. В. В. Гончарова. Белгород, Изд-во БелГУ, 2007. — 48 с. — С. 21–25.
- Митина Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. — 2007. № 4. — С. 28–38.
- Научное исследование как процесс становления профессиональной позиции будущего педагога // Вестник. Студенческое научное общество. № 12 / Сост. е. А. Шульгин, Н. М. Борытко. − Волгоград, 2011. − С. 3–4.
- Полякова Г. Б. Нравственная культура в аксиологическом пространстве современной школы: Дис.... канд. пед. наук.– СПб., 2013. — 250 с.
- Таранкова Н. Воспитатель: его нравственные качества. // Дошкольное воспитание. — 2001.– № 11. — С. 2–3.