Условия формирования эстетически развитой личности в дошкольном возрасте | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Травкина, О. В. Условия формирования эстетически развитой личности в дошкольном возрасте / О. В. Травкина, М. П. Дмитренко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 77-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9136/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед воспитателем детского сада. Изучением этой проблемы занимались многие видные отечественные и зарубежные педагоги и психологи.

Например, Запорожец И. Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Сущность понятия «художественно-эстетическое воспитание» состоит в следующем:

  1.    это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
  2.    это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
  3.    задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
  4.    развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты ручного творчества.

Понимание сущности художественно-эстетического воспитания обусловливает его цель. Наиболее удачно цель эстетического воспитания отразила Т. Н. Фокина, которая считает: «Художественно-эстетическое воспитание — воспитание целостной гармонически развитой личности, для которой характерна сформированность эстетического сознания, наличие системы эстетических потребностей и интересов, способностей к творчеству, правильное понимание прекрасного в действительности и искусстве».

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему — сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Формирование эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст — это период первоначального фактического складывания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Именно поэтому в дошкольном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательной работы.

Уже в период раннего детства ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой, поделкой и т. д. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Ребенок повторяет за мамой: «Как красиво!» Поэтому, общаясь с маленьким ребенком, взрослые должны подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «какая красивая поделка», «как нарядно одета кукла» и так далее. В это период поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Подрастая, ребенок попадает в новый коллектив — детский сад, который берет на себя функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни. Вопросы художественно-эстетического воспитания в детском саду начинаются с тщательно продуманного оформления помещения. Все, что окружает ребят: парты, столы, пособия — должно воспитывать своей чистотой и аккуратностью.

Еще одним из главных условий является насыщенность здания произведениями искусства: картинами, художественной литературой, музыкальными произведениями. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто красивое. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в детском саду, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие систематические занятия, как музыкальные, ознакомление с художественной литературой, рисование, лепка и аппликация, особенно если воспитатель учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры, устанавливать пропорции и т. д.

На этапе от 2,5 до 3–4,5 лет совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. Обычно считается, что это период изображения детьми отдельных предметов, форм. В это время для детей главное — выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 4,5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций; дифференцируются предпочтения на фоне разносторонних интересов — к живописи или графике, пластике или дизайну.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играет его ближайшее окружение: семья и детский сад. Поэтому и родителям, и воспитателям надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

 

Литература:

 

  1.      Ветлугина, Н. А. Художественное творчество в детском саду / Н. А. Ветлугина. — М., 1974.
  2.      Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. — М., 1972.
  3.      Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — СПб., 1997.
  4.      Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева и др. — СПб.: Детство-Пресс, 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): художественно-эстетическое воспитание, ребенок, детский сад, раннее детство, дошкольный возраст, искусство, окружающий мир, художественная литература, художественный вкус, чувство.