Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников
Автор: Майданкина Инна Викторовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 14.11.2015
Статья просмотрена: 1183 раза
Библиографическое описание:
Майданкина, И. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников / И. В. Майданкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 101-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9146/ (дата обращения: 16.11.2024).
Рождение ребёнка — это очень важный шаг в жизни каждого человека. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит — и историю мира.
Эти слова очень актуальны и в наше время.
Родители дошколят в настоящее время больше всего озабочены тем, как пораньше научить детей считать и писать, для того, чтобы он был успешным учеником, а вопрос о том, каким ребенок вырастет, каким человеком он станет в обычной ситуации часто упускается из виду и родителями, и педагогами. Проблему воспитания подрастающего поколения изучали великие русские педагоги Н. Н. Крупская,
К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, А. Н. Леонтьев, В. А. Сухомлинский, Н. Н. Поддьяков, Д. С. Лихачёв и др.В настоящее время, воспитание — это целенаправленная, содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека. Говоря о воспитании дошкольника мы выделяем следующие направления: патриотическое воспитание, которое тесно переплетается с духовно-нравственным воспитанием; умственное воспитание, эстетическое воспитание, физическое воспитание, трудовое воспитание, экологическое воспитание.
В настоящее время мы упустили один аспект — это роль духовно-нравственного воспитания дошкольников в формировании ценностного отношения к окружающим нас людям и окружающей действительности.
«Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «вырви это дерево из земли» и при этом указал ему на молодое, пустившее уже однако глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старцу, ученик приступил к делу, но, не смотря на все усилия, не мог пошатнуть его. «Отче, сказал он своему авве, ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особенных усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым».
(«Поучения Иринея, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского о религиозном воспитании детей». Екатеринбург. 1901 г.)
Если это поучение применить к воспитанию наших детей, то смысл будет такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет. Хотя эти слова были написаны в начале ХХ века, но и в настоящее время, они продолжают оставаться особенно актуальными. Говорят, что «дети — наше будущее». И каким оно будет, зависит от нас взрослых: родителей, педагогов, общественности. Необходимо создавать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление ребенка к возвышенному, святому и доброму. Так как привычки и ценности, заложенные в детстве, станут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.
Поэтому на данный момент большое внимание в воспитании детей уделяется патриотическому воспитанию, которое включает следующее:
Традиционно главным институтом воспитания является семья.
Семья — одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. В её позитивном развитии, сохранении, упрочнении заинтересованно общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Так у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родите-ли нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них ком-плекса неполноценности; несдержанные родители, выходящие из себя по малей-шему поводу, нередко, сами того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Эту роль возложили на педагогов. Как же происходит в дошкольном возрасте знакомство с понятием «Семья».
Этапы знакомства с понятием «семья»
- Мотивационный. Цель работы с детьми: стимулировать интерес к познанию семьи.
Цель работы с родителями: способствовать осознанию актуальности проблемы и пути её решения. На этом этапе, нужно проводить консультации и беседы с родителями, организовывать совместно с детьми экскурсии, походы, спортивные праздники, оформлять фотовыставки, газеты.
- Деятельностно-обучающий. Цель работы с детьми: приобщать к увлечениям и традициям семьи.
Цель работы с родителями: продолжить родителям оформить семейные альбомы, составить генеалогическое древо, записать и оформить рассказы детей «Моя родословная», участвовать в городских семейных конкурсах, создать книгу сказок о своей семье; организовать выставку совместных поделок родителей и детей, конкурс рисунков о семье.
- Действенно-практический. Цель работы с детьми и родителями: формировать умение оформлять экспозицию о своей семье.
Формы работы с детьми по формированию понятия «моя семья»: беседы, занятия, игры.
Примерная тематика занятий.
«Семейная летопись» — цикл занятий.
Цель занятия: дать детям знания о жизни и быте русских людей — славян, их душевных качествах — доброте, отзывчивости, почтении к людям, сострадании им; вызвать интерес, эмоциональный отклик, чувство гордости и уважения к нашим предкам; формировать уважительное, заботливое отношение к своим близким — маме, папе, бабушке, дедушке, братьям, сестрам.
«Члены моей семьи»
Цель: формировать у детей старших дошкольников представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, имеют профессию и приносят пользу обществу.
Беседы по картинам, н-р, «Моя бабушка заболела».
Игровые разминки под музыку н-р, «Помощники».
Педагог предлагает поиграть в помощников, поработав немного на даче, помочь бабушке и дедушке. Приготовились!
Бабушка постирала бельё, а отжать не может, помоги ей: крепко-крепко держи его в кулачках! Отжимай сильнее, ещё сильнее…А теперь стряхни и повесь на верёвку. Если подняться на носки, то как раз достанешь. Ну вот и управились!
Поможем и дедушке. Он посыпает дорожку песком…
Бери песок в руки и равномерно посыпь землю вокруг себя. Старайся! А чтобы песок лежал плотно, потопай ножками…Сильнее, ещё сильнее!
Ну вот, осталось дрова порубить. Поднимем топор высоко-высоко, размахиваемся и резко опускаем его на бревно…Ух. получилось! Ещё раз поднимем и вниз. Готово!
Нам осталось помочь на грядках. Давайте повыдёргиваем все сорняки.
А теперь погреемся на солнышке… Почувствовали тепло во всём теле…Отдохнули?!
Беседы на тему «Занимательные истории» (о традициях в семье, о совместном отдыхе, о совместной трудовой деятельности детей и родителей, о путешествиях).
Чтение художественной литературы
«Крошечка- Хаврошечка»,
«Гуси-лебеди»,
Я.Аким «Моя родня»,
В.Драгунский «Моя сестра Ксения»,
Е.Благинина «Посидим в тишине»,
С. Баруздин «Мамина работа»,
С.Михалков «А что у вас?».
А.Осеева «Волшебное слово»
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Бабушка болеет» и т. д.
Разучивание пословиц и поговорок о семье с опорой на сюжетные картинки.
Дружная семья — счастливая семья.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Вся семья вместе так и душа на месте.
Викторина «Что ты знаешь о родителях?» (о бабушках и дедушках)
Следующий аспект — это доброта. Доброта составляет основу нравственной целостности личности, и понятие это достаточно емкое. Сущность доброты — способность сопереживать и придти на помощь. Нередко взрослые позволяют своим детям обижать животных. Мы часто видим, как ребёнок кидается камушками в птиц, треплет кошку за хвост, а реакция родителей это шуточный смех, стараясь при этом оправдывать его, полагая, что он еще маленький, ничего не понимает. Прививать добрые чувства нужно опираясь на то хорошее, что уже сформировалось в характере или начинает складываться у ребёнка, подкрепляя своим личным примером.
Каждодневно ребенок должен видеть и постигать азбуку нравственности в ближайшем окружении и конечно в образовательном учреждении. Это например: взаимопомощь друг другу, поддержка товарищей при неудачах; доброе и заботливое отношение к людям, животным, природе. Как может педагог воспитать в ребёнке ростки доброты и нравственности?
Важно создание проблемных ситуаций, постоянные упражнения в добрых поступках, вот несколько таких вопросов — ситуаций.
- У тебя хорошее настроение. Почему?
— потому что мама улыбается.
—потому что светит солнце.
- Нужно ли дружить?
— с неряхой и грязнулей
— с девочкой, которая рвет книги.
Каждая ситуация должна подкрепляться сюжетной картинкой.
Можно предложить поиграть детям в игру «Хорошие и плохие поступки» (где дети рассматривают иллюстрации и объясняют изображенный поступок).
Разучивание и применение на практике поэтической игры «Словарь вежливых слов».
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого…спасибо.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …добрый день. и т. д.
Для воспитания положительных качеств личности рекомендовано использовать сказкотерапию. Сказка влияет на развитие эмоциональных качеств ребенка, а те, в свою очередь, на формирование правильных нравственных качеств ребёнка.
Пережив чувства героя, ребёнок идентифицирует их у себя, таким образом, освобождаясь от накопившегося у него негатива. Ту же враждебность, ложь, трусость, предательство, лицемерие — все это через сказку ребенок может осознать, пережить в волшебной игровой форме без ущерба своему эмоциональному внутреннему миру. Работа со сказкой включает следующие этапы:
1-й этап педагогической работы — включает чтение сказки и беседу с детьми по ее содержанию. Определения характера героев. Умение делать выводы.
2-й этап педагогической работы — включает продуктивную деятельность (распределение ролей для проигрывания эпизодов сказки, психогимнастику, психокоррекционную работу и рисование или изготовление поделок по мотивам сказок).
Хочется отметить, что в каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на самоотверженность, или на сопереживание; или доброту,или зависть.
В этой связи и следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что:
учит детей сравнивать, сопоставлять;
формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;
ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая выбора собственной позиции;
упражняет детей в синхронном выражении чувств и телодвижений, обеспечивая значительно более глубокое сопереживание действиям и поступкам героев.
К примеру:
«Докажи, что Аленка лучше всех»;
«Кого тебе жалко в этой сказке»;
«Как бы ты поступил на месте»...;
«Как движениями похвалить петушка».
Для воспитания толерантности способности без агрессии воспринимать мысли, поведение, формы самовыражения и образ жизни другого человека, которые отличаются от собственных. Можно использовать игры минутки.
РУЛЕТ
Цель: активизация группы, создание групповой сплоченности.
Дети встают в шеренгу, держась за руки. Ребенок, стоящий первым, начинает поворачиваться вокруг своей оси, увлекая за собой стоящих следом. Таким образом, дети образуют некий «рулет». Обращается внимание детей на то, что в ходе упражнения важно не расцеплять руки. Задание можно усложнить, предложив детям «раскрутить рулет».
ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА
Цель игры: развитие умения работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Один из детей — ведущий, он показывает остальным участникам, как пройти по тро-пинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в «елочку». Задача команды — спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить. (можно использовать как на прогулке, так и на переменах).
«ПРОСНИСЬ»
Педагог предлагает детям поиграть. Выбирается ведущий который должен разбудить спящих детей. Ведущий должен будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы со сна не испугать спящего (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.).
Ребёнок будит спящего ребёнка или спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т. д.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе (селе, поселке), усвоение принятых в нём норм и правил поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.
Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Знакомство с малой Родиной можно осуществлять используя мультимедийные продукты, ИКТ, дидактические игры, чтение художественной литературы, коллаж из рисунков и вырезок из журналов; рассматривать «Красную книгу» родного края.
А также — фотовыставки; рассматриваниеколлекций камней и гербария; просмотр кинофильмов. На прогулках или во внеурочной деятельности нужно рассказывать о целебных свойствах деревьев родного края. Например:
Клён
Ранней весной в сосудах древесины клёна накапливается в больших количествах сок — вкусный питательный напиток. В кленовом соке содержится много сахара и витамина С, а также минеральные соли, азотистые и другие вещества. Сок почти бесцветный, сладковатый, с приятным ароматом, его пьют от цинги, при болях в пояснице. В нашей стране сок клена употребляю мало, а в Северной Америке еще в XIX в. было налажено производство сахара из кленового сока.
Тополь
Тополь эффективно удерживает в себе металлосодержащую пыль. Тополевые насаждения выделяют кислорода в несколько раз больше, чем, например, еловые. Настои коры и почек тополя, обладающие противовоспалительным и жаропонижающим действием, применяются в народной медицине при лихорадке, для лечения, ожогов и т. п. Эфирное масло, получаемое из почек тополя, используется в парфюмерии, а душистую клейкую смолу пчёлы перерабатывают в прополис.
Рябина
Рябина богата витамином C, благодаря чему она является прекрасным средство для повышения иммунитета и сопротивляемости простудным и инфекционным заболеваниям.
Сок рябины очень полезен при гастрите с пониженной кислотностью.
В целях воспитания экологической культуры, привития любви к родной природе с детьми проводиться игры, викторины, просмотр видеофильмов и т. д. Экологические игры:
Игра «Разноцветные плоды» (закрепления названия плодов, их места произрастания, дерево или кустарник плода, польза данного плода, цвет).
Игры «Катастрофа» (бережное отношение к природе, осознание её пользы для человека, сохранение природных богатств)
Игра «Береги живое» (формирование культуры поведения в природе)
В результате в начальном звене ребёнок:
научится оценивать поступки окружающих людей и лично свои
проявляет интерес к историческому прошлому своей страны
проявляет ростки толерантности к окружающим его сверстника
имеет внутреннюю позицию, может доказывать, объяснять свой выбор, свою позицию
умеет ориентироваться на элементарные моральные нормы, правила поведения и их выполнять
Литература:
1. Феоктистова Т. К., Шестякова Н. П. «Духовно — нравственное воспитание старших дошкольников»
2. И. А. Каирова, О. С. Богданова «Азбука нравственного воспитания»: Пособие для учителя./ М.: Просвещение, 1997
3. Аверина Н. Г. О духовно — нравственном воспитании младших школьников./Н. Г. Аверина // Начальная школа — 2005 — № 11
4. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Галицкая И. А., Метлик И. В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, № 10, с.36–46.