Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику
Автор: Смородинова Мария Васильевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 26.11.2015
Статья просмотрена: 222 раза
Библиографическое описание:
Смородинова, М. В. Внедрение педагогических условий формирования предметных компетенций в образовательную практику / М. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9179/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одним из наиболее важных элементов формирования предметных компетенций в образовательную практику являются педагогические условия.
Для более детального анализа «педагогических условий» необходимо рассмотреть различные точки зрения. В рамках философии под условиями понимается «то, от чего зависит нечто другое (обусловленное), что делает возможным наличие процесса, состояния или вещи, которая с необходимостью порождает что-либо…» [4, с.469].
В педагогическом словаре условия трактуются как овладение личностью понятиями, действиями или формами поведения в рамках процесса обучения [3, с.154].
В. И. Андреев в своих работах предполагает, что педагогические условия являются результатом отбора, применения и конструирования методов, приёмов, элементов содержания, а также организационных форм обучения, направленных на достижение поставленных целей [1, с.124].
В свою очередь, по мнению Н. М. Борытко под педагогическим условием следует понимать конкретное внешнее обстоятельство, непосредственно влияющее на протекание педагогического процесса, возникающее в результате деятельности педагога и направленное на достижение желаемого результата [2, с.181].
Учитывая изложенное, в результате проведенного анализа источников можно утверждать, что понятие «педагогические условия» включается в себя отдельные составляющие элементы процессов обучения и воспитания, в том числе формы, средства, методы, цели, задачи, содержание.
Эффективность формирования предметных компетенций учащихся зависит от наличия и успешности реализации следующих педагогических условий:
1) создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся;
2) отбор содержания обучения в соответствии с уровнем сформированности предметных компетенций учащихся;
3) исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся.
В качестве первого педагогического условия мы выделяем создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся в состав которого входят следующие элементы:
формирование благоприятной психологической атмосферы в классе;
организация личностно-ориентированного взаимодействия между учениками и учителем;
создание комфортных условий в рамках процесса обучения.
Реализация педагогом вышеуказанных пунктов положительным образом скажется на эффективности обучения учащихся.
В педагогическом словаре среда понимается как «специально, сообразно с педагогическими целями, создаваемая система условий организации жизнедеятельности детей, направленная на формирование их отношений к миру, людям и друг к другу» [3, с.142].
Положительная среда способствует более активной деятельности со стороны ученика, большей инициативности, раскрепощенности, уверенности в себе и своих силах. Обеспечение положительной среды напрямую зависит от педагога, а точнее, связано со способностью делать учебный материал доступным для учащихся, творчеством в работе, способностью организовать коллектив учащихся, педагогическим тактом, наблюдательностью и др.
Вторым педагогическим условием, способствующим эффективному формированию предметных компетенций, является отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся. В рамках данного условия необходимо обеспечить соответствие между рассматриваемым учебным материалом и возрастными, психологическими, интеллектуальными, языковыми и речевыми особенностями учащихся.
И последнее, третье педагогическое условие — это исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся. Реализация на практике вышеназванных педагогических условий позволит учащимся более глубоко «погрузиться» в изучаемый предмет, что в свою очередь обеспечит формирование у них предметных компетенций. Динамику изменения указанного показателя можно спрогнозировать, опираясь на полученные результаты и использовать полученные знания в дальнейшем при планировании педагогической работы.
Вышеназванные педагогические условия формируют систему из взаимосвязанных элементов, направленную на достижение общего желаемого результата — формирование предметных компетенций у учащихся.
Вместе с тем, процесс формирования предметных компетенций учащихся будет наиболее успешным, в случае если у учащихся будут сформированы навыки самостоятельного поиска информации в рамках образовательного процесса. Таким образом, развитие предметных компетенций учащихся достигается, в том числе и за счёт помощи в процессе овладения способами самостоятельного приобретения знаний.
Данные педагогические условия были реализованы на формирующем этапе обучения, при этом по его итогам была проведена проверка эффективности их применения.
На формирующем этапе эксперимента в соответствии с выделенными педагогическими условиями последовательно осуществлялся процесс формирования предметных компетенций учащихся.
В рамках первого мотивационного этапа эксперимента по формированию предметных компетенций основное внимание уделялось выявлению мотивации учащихся. В условиях учебной деятельности в качестве мотива учащихся может выступать интерес к освоению данной проблемы, проявлению своих способностей в рамках данного предмета, а также потребность в саморазвитии, стремление к получению новой информации.
Учителем практиковалось создание на уроках ситуаций, в которых учащиеся сами обнаруживали проблему, формулировали её, доказывали и подтверждали собственную позицию, участвовали в дискуссиях. На уроках применялись следующие приёмы: анализ, интерпретация, обобщение, обсуждение, беседы, дискуссии, доказательство или опровержение той или иной точки зрения. Формирование структуры урока подобным образом положительно сказывается на процессе усвоения знаний учащимися, стимулирует их умственное развитие в рамках изучаемого предмета. В результате использования выявленных педагогических условий мы ожидали увидеть более успешное формирование предметных компетенций, что непосредственно отражается в повышении уровня её сформированности.
На втором, когнитивном этапе эксперимента учащиеся включились в совместную деятельность с педагогом. Результатами такой деятельности стали презентации, проекты по выбранным темам. На указанном этапе основным направлением стало дальнейшее развитие предметных компетенций через включение системно-деятельностного подхода. Семинары, дискуссии, беседы, способствуют формированию предметных компетенций учащихся в области предмета литературы. Учащиеся развивали навыки анализа, интерпретации в ходе изучения литературного произведения, выражая свои мысли как в устной, так и письменной формах.
Третий этап — деятельностный. Данный этап включает погружение учащихся в самостоятельную деятельность, где ведущая роль принадлежит им самим. Учащимся понравилась самостоятельная деятельность, они открыли в себе новые способности и возможности, проявили способность к самостоятельному овладению знаниями учащиеся высокого уровня.
Четвертый, завершающий этап — оценочно-результативный. На этом этапе учащиеся самостоятельно и вместе с учителем оценивали результаты собственной учебной деятельности.
Формирование предметных компетенций учащихся происходило в процессе самостоятельной подготовки; организованной учебной деятельности; целенаправленного включения в работу и творческое взаимодействие учащихся. Процесс формирования предметных компетенций был организован таким образом, что педагог и учащиеся в совместной деятельности находились в постоянном поиске, т. е. ученик под руководством педагога открывал новое, проявлял инициативу на уроке, анализировал, сравнивал.
Литература:
- Андреев, В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Борытко, Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография [Текст] / Н. М. Борытко. — Волгоград: Перемена, 2001. — 201 с.
- Коджаспиров, А.Ю., Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. — М.: Академия, 2003. — 176 с.
- Философский энциклопедический словарь [Текст] // Под ред. Е. Ф. Губского, Г. В. Кораблева, В. А. Лутченко. — М.: ИНФРА–М, 2003. — 576 с.