Реализация здоровьесберегающих технологий
Автор: Жадрина Баян Маликовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 24.11.2015
Статья просмотрена: 52 раза
Библиографическое описание:
Жадрина, Б. М. Реализация здоровьесберегающих технологий / Б. М. Жадрина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9187/ (дата обращения: 15.11.2024).
К здоровье сберегающим технологиям относятся педагогические приёмы, методы, технологии, использование которых идёт на пользу здоровью учащихся и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
Может ли учитель музыки с помощью здоровьесберегающих технологий сохранять и укреплять здоровье учащихся?
Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье. При рациональной организации уроки музыки способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся. Поэтому учителю нужно творчески подходить к планированию урока и его проведению. На занятиях необходимо применять и чередовать различные виды учебной деятельности: опрос, чтение, слушание, исполнение, рассматривание пособий, просмотр видео сюжетов, слайдов. Такой подход к ведению занятия будет способствовать концентрации внимания, развитию познавательного интереса у детей к предмету.
Содержание программы по музыке учитывает психологические особенности детей (неустойчивость внимания, необходимость в частой смене эмоциональных состояний, быстрая утомляемость, эмоциональная отзывчивость, стремление к сопереживанию в процессе восприятия музыки, недостаточная вокально-слуховая координация и др.) которые требуют разнообразия форм и видов музыкальной деятельности, частого переключения внимания детей, быстрой смены заданий, включения заданий, связанных с движением, органичного сочетания различных форм работы на уроке.
Начинать занятие я всегда стараюсь с музыкального приветствия, что является своеобразной распевкой и эмоциональным настроем. При подготовке к исполнению песен использую фонопедические упражнения Емельянова и элементы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой. Во время пения обязательно обращаю внимание на правильную посадку, объясняю детям для чего нужно сидеть прямо во время пения.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных потребностей и интересов. Во время слушания музыки допускаю свободную посадку за партой, используем приём «слушание с закрытыми глазами» для лучшего восприятия музыки. При повторном прослушивании использую репродукции картин художников, фотографии, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с содержанием музыкального произведения. Наблюдения за детьми и анализ результатов показывают, что такое восприятие произведений искусства положительно влияет на их психо эмоциональное состояние.
После прослушивания музыкальных произведений стараюсь выслушать каждого, желающего высказать своё впечатление, предлагаю детям, слушая музыку, сразу излагать свои мысли. Например, «Слушая «Лунную сонату»…», «Мне понравилась эта музыка, потому что…» или «Мне не понравилась эта музыка, потому, что…» и др.
На занятиях, где преобладает устная работа, для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10–15 минут от начала урока или по мере необходимости. Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки проводятся, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением. Это могут быть песни-игры, такие например, как всем известная и очень любимая детьми, «Если весело живётся», которую исполняем на русском и на казахском языках, «У оленя дом большой» с двигательным показом. Очень нравится ребятам физминутка для концентрации внимания под «Итальянскую польку» С Рахманинова, где на последнем аккорде произносим: «У-ух», делая соответственный жест руками и «собирая все свои силы и внимание для дальнейшей работы».
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток — положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот. Музыка, движение — это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, помогает сконцентрировать внимание для дальнейшей работы.
Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу, каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой.
Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в науке. Музыкальная терапия вместе с арт-терапией, то есть терапией средствами изобразительного искусства, может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые сегодня все чаще поражают учащихся. Уроки музыки могут дать уникальную возможность реализовать в школе здоровье сберегающие технологии.
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:
музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
повышает и понижает мышечный тонус;
стимулирует появление эмоций;
улучшает вербальные и арифметические способности;
стимулирует процессы восприятия и памяти;
активизирует творческое мышление: и др.
Эту особенность оздоровливающего воздействия музыкальных произведений на организм человека можно использовать не только на уроках музыки, а и на всех других занятиях во время физических минуток или в заключительной части занятия.
Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение. Многие произведения школьной программы входят в список полезной классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребёнка (Г. Маляренко, М. Хватова), а также исследований детских музыкальных предпочтений (В. Рылькова).
Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке вам поможет «Лунная соната” Л. Бетховена, «Времена года” П. И. Чайковского. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать «Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца «Элегия” С. Рахманинова и «Бал” симфония Л. Бетховена. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма «Овод” Д. Шостаковича.
Литература:
- Абдуллин Э. Б. Теория и практика муз.обуч в общеобразовательной школе. -- М., 1983.
- Алиев Ю. Б. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образования: Сборник. -- Тула, 1997
- Осеннева М. С. Л.А. Безбородова. Методика музыкального воспитания младших школьников. АКАДЕМА., М., 2001.
- Музыкальное образование в школе. Под ред. Л. В. Школяр. АКАДЕМА, М., 2001.
- Безбородова Л. А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. АКАДЕМА, М., 2002.
- Абдуллин Э.Б, Николаева Е. В. Теория музыкального образования. АКАДЕМА. М., 2004.
- Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. Просвещение, М., 1989.
- Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. — М., 1980.
- Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. И. Концепция и проект программы общего художественного развития школьников первого года обучения // Искусство в школе. -- 1994. № 2.
- Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей / Под ред. Д. Б. Кабалевского. -- М., 1980.