Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада
Автор: Ишимова Айжан Есенжоловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 23.11.2015
Статья просмотрена: 718 раз
Библиографическое описание:
Ишимова, А. Е. Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада / А. Е. Ишимова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9195/ (дата обращения: 15.11.2024).
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме профилактической работы социального педагога с агрессивными детьми дошкольного возраста в условиях детского сада показал, что учёными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всём многообразии трактовок этого явления агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения [1,4].
Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения [6]:
1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;
2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;
3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
Основными факторами, определяющими формирование детской агрессивности, являются: семья, сверстники, средства массовой информации и пр. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий.
Большинство проявлений агрессивного поведения в дошкольном возрасте наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели, после чего агрессивные действия прекращаются. В то же время у отдельных детей наблюдались агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Такое поведение может свидетельствовать о склонности ребёнка к враждебности и жестокости, что естественно требует профилактической и коррекционной работы [3,8].
Эта работа должна быть направлена не только на безопасный выход агрессии (эмоциональный катарсис), на повышение самооценки, на развитие коммуникативных навыков или игровой деятельности, но и на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности видеть и понимать других. При этом оказание социально-педагогической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением происходит не стихийно, не автоматически. Агрессивность детей — явление очень сложное, обусловленное множеством различных причин и факторов. Поэтому деятельность социального педагога с агрессивными детьми по ее преодолению требует специальной работы при совершенно обязательном комплексном подходе к решению этой задачи, когда специальные средства, приемы, мероприятия органически вплетаются в систему обучения и воспитания в целом. И, конечно же, в первую очередь необходима работа с семьей по повышению педагогического и культурного уровня родителей, так как именно они являются главной причиной возникновения агрессивности детей [5,2].
С учетом вышесказанного, в рамках небольшого исследования на базе ГБДОУ детский сад № 40 было проведено опытно-экспериментальное исследование с целью выявления влияния работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада на уровень их агрессивности.
В исследовании принимали участие дошкольники двух старших групп в возрасте 5–6 лет в количестве 30 человек, из которых 15 детей старшей группы «Огонек» составили экспериментальную группу и 15 детей группы «Лучик» составили контрольную группу.
В ходе исследования использовались такие методы исследования, как наблюдение, беседа, а также психодиагностические методики: модификация Н. В. Тарабриной детского варианта рисуночного теста С. Розенцвейга, тест «Рисунок человека», разработанный К. Маховером на основе теста Ф. Гудинаф и проективная методика Е. О. Смирновой «Картинки» [7,9, 10].
Результаты первичной и контрольной диагностики по определению уровня агрессивности по методике «Рисунок человека» (в %)
Результаты первичной и контрольной диагностики экспериментальной и контрольной групп по методике «Агрессивность» Н. В. Тарабриной
Результаты первичной и контрольной диагностики уровня агрессивности по методике «Картинки» (в %)
В результате диагностики по всем трем методикам мы получили данные, согласно которых в экспериментальной и контрольной группе 20 % детей имеют ярко выраженный высокий уровень агрессивности.
На основе результатов первичной диагностики нами была разработана программа работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада, целью которой являлось создание психолого-педагогических условий для снижения уровня агрессивности у детей дошкольного возраста.
В этой связи перед программой стояли следующие задачи: снижение агрессивности у детей дошкольного возраста; снятие негативных психических состояний; повышение уровня адекватности самооценки; повышение уровня самоуважения и уверенности в себе; формирование межличностного доверия со сверстниками; формирование коммуникативных умений.
После реализации в экспериментальной группе программы работы социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада, с дошкольниками экспериментальной и контрольной групп с целью анализа динамики уровня агрессивности по итогам проведения программы было проведено повторное диагностирование.
Анализ результатов первичной и контрольной диагностик по всем трем методикам показали, что работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения в условиях детского сада позволяет уменьшить на 15 % количество детей с высоким уровнем агрессивности и увеличить до 20 % количество неагрессивных дошкольников.
Результаты диагностирования были также подтверждены наблюдениями воспитателя экспериментальной группы и социального педагога. По их мнению, после проведения программы профилактики агрессивного поведения, в группе уменьшилось количество детей с более выраженной склонностью к агрессивности.
Положительная динамика уровня агрессивности детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод об эффективности разработанной и апробированной программы, соответственно, данная программа может быть использована в работе социального педагога по профилактике агрессивного поведения детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Таким образом, в ходе настоящего исследования, поставленная цель была достигнута. Задачи были успешно решены. Гипотеза, сформулированная на базе изучения и анализа научно-теоретической литературы и проведенного исследования, подтверждена.
Литература:
- Наумчик В. Н. Социальная педагогика: Проблема «трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент / В. Н. Наумчик, М. А. Паздников. — Мн.: Университетское, 2005. — 372с.
- Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн.3: Психодиагностика. — М.: Владос, 2008. — 632с.
- Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6–7 лет/Науч. — исслед. институт общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 2002. — 160 с.
- Никитина Л. Содержание работы социального педагога в образовательном учреждении. // Воспитание школьников. — № 1. — 2009. — с.31–42
- Панфилова М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. — 195с.
- Практическая психодиагностика. / Под ред.Д. Я. Райгородского. — Самара, 2008. — 672с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Аст-пресс, 2009. — 160с.
- Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности. / Под. ред. Т. В. Лаврентьевой. — М.: Новая школа, 2006. — 227с.
- Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. Составили Римская Р., Римский С. — М.: Аст-пресс, 2003. — 376с.
- Рогов Е. Н. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: в 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — М.: Владос-пресс, 2002. — 384с.