Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС
Автор: Саяпина Любовь Ивановна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 23.11.2015
Статья просмотрена: 3841 раз
Библиографическое описание:
Саяпина, Л. И. Игровые технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС / Л. И. Саяпина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9198/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье описываются применяющиеся в работе ДОУ игровые педагогические технологии, повышающие результативность воспитательно-образовательного процесса, формирующие у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на раскрытие творческих способностей и уверенности в своих силах дошкольников. Используемые в комплексе игровые технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на социально-коммуникативное развитие. Только счастливый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Ключевые слова: игровые технологии, педагогический подход, тенденции развития и образования, целеполагание, педагогическое мастерство, игровые методы и приемы.
Современное состояние модернизации образования, в том числе и дошкольной сферы обуславливают наличие инновационных подходов к педагогическому мастерству дошкольного работника. Самым актуальным и доступным на сегодняшний день в реализации ФГОС является именно педагогическая технология, которая в последнее время стала настолько популярной в педагогическом сообществе, что её разработкой и актуальностью занялись современные ученые в сфере педагогики и психологии (Ф. А. Фрадкин, Л. И. Богомолова, Е. О. Рогачева, С. И. Мезенцева, Н. Г. Осухова, М. Г. Плохова, Л. А. Кирсанова). Они выделяют три аспекта педагогической технологии с которыми работают педагоги-дошкольники, а именно научный аспект, процессуально-описательный и процессуально-действенный аспекты.
Образовательный процесс максимально связан с педагогической технологией, так как все составляющие компоненты очень похожи начиная от деятельности воспитателя и детей до ее построения средствами, формами и методами.
Любая педагогическая технология содержит некую структуру, которая представлена такими обязательными компонентами, как концептуальная основа и содержательная часть образовательного процесса.
В образовательной части указываются цели обучения и воспитания, содержание учебного материала, подробный технологический процесс через организацию его с подбором эффективных форм и методов работы педагога, в также деятельность дошкольников и диагностика образовательного процесса.
Педагогическая технология своего рода синтез двух составляющих направлений: научной и практической частей. Её составными элементами и источниками разных подходов являются психолого-педагогическая и социальная науки, а также инновационные идеи и педагогический опыт.
В современном контексте дошкольного образования педагогические технологии оказывают непосредственное влияние на развитие личностных качеств дошкольника именно как средство его активности, творчества, самостоятельности.
В педагогических технологиях есть своя градация подходов к классификации. Выделяют личностно-ориентированные технологии, технологии саморазвития, технологии, предполагающие построение образовательного процесса на деятельной, личностно-смысловой или эмоционально — психологической основе, игровые, здоровьесберегающее, проектные, исследовательские и информационно-коммуникативные технологии. Развиваясь быстрыми темпами, классификация педагогических технологий пополняется новыми видами и подходами к профессиональной деятельности педагога.
В игровых педагогических технологиях свои тенденции развития и организации, основа составляет игровые мотивации. Целеполагание основывается на создании мотивационного подхода к формированию профессиональных умений и навыков педагога и зависит от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Заданная цель решается через ряд задач, которые направлены на достижение высокого уровня мотивационной деятельности, потребности в усвоении и знаний и навыков за счет активности ребенка; подбирать средства, которые активизируют собственную заинтересованность ребенка и повысить актуальность и результативность деятельности.
К игровой педагогической технологии помимо всего вышеперечисленного предъявляются и особые требования, которые можно оценить через технологическую схему, научную базу, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость. Все эти критерии несут определенный смысл в реализации игровой технологии, так технологическая схема предполагает описательную характеристику технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы. Научная база предопределяет опору на определенную научную концепцию достижений образовательных целей. Системность раскрывается через логическую составляющую через взаимосвязь и целостность частей. Управляемость — это такой вид планирования, который имеет поэтапную диагностику и может варьироваться с помощью средств и разнообразных методов. Эффективность достигается через определенный стандарт обучения и дидактики по результатам эффективности и оптимальности затрат. Воспроизводимость несет под собой практическую составляющую, и находит свое подтверждение через реализацию в других ДОО.
Главным компонентом всей игровой технологии является только непосредственное и систематическое общение педагога и дошкольников через социально-коммуникационное развитие.
Организация непосредственной образовательной области подразумевает и эмоционально благоприятную психологическую обстановку, и атмосферу доброжелательности, свободного общения и только в таких условиях возможна реализация игровых технологий. Они помогают дошкольникам раскрепоститься, усвоить новый материал и закрепить пройденный, а также обрасти уверенность в собственных силах.
Методическими основами игровой технологии будут такие аспекты деятельности, в которых игровые приемы и ситуации выступают в качестве средства стимулирования, приводящие к активации в деятельности каждого ребенка. К таким основам можно отнести и осуществление определенной последовательности (дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом). Они охватывают определенную часть образовательного процесса и систему содержательного подхода к игре с его сюжетом и персонажами, а также постепенного введения игр и упражнений, формирующих знания из образовательных областей по ФГОС.
При руководстве игровыми технологиями учитывается не только педагогическое мастерство дошкольного работника, но и правильный подход к выбору, предложению, объяснению, оборудованию игры. Организация игрового пространства и развитие игровой ситуации в рамках реализации ФГОС включает игровые методы и приемы в форме разнообразных педагогических игр и профессионализма педагога.
Не стоит забывать при организации и проведении игровых технологий в образовательном процессе о четко поставленной цели, мотивационном развитии игры, педагогическом результате и игровой форме НОД.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 08–249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»
- Организация и психологическое сопровождение игры дошкольников. Учебная программа курса // Науч. руководитель Е. О. Смирнова. — М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.
- Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. — СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010.
Ключевые слова
педагогическое мастерство, игровые технологии, целеполагание, педагогический подход, тенденции развития и образования, игровые методы и приемы., игровые методы и приемыПохожие статьи
Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем
Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...
Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании
Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...
Здоровьесберегающая технология учебных циклов в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации ФГОС
Здоровьесберегающие технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на в...
Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из основных задач образовательного процесса. В современном обществе, где успешная коммуникация играет важную роль, умение эффективно взаимодействовать с окружающими становится...
Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе
Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста
У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...
Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников
С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые о...
Развитие творческих навыков воспитанников Нахимовского военно-морского ордена Почета училища через создание фотопроектов в обучении
В статье рассматривается методика внедрения фотопроектов в обучение как средство развития творческих навыков обучающихся. Фотография, как искусство самовыражения предоставляет нахимовцам возможность выразить свои идеи и чувства, стимулируя тем самым ...
Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями
В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...
Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада
В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...
Похожие статьи
Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем
Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...
Развивающий потенциал творческих мастерских в современном психолого-педагогическом образовании
Рассматривается роль творческих мастерских в подготовке специалистов психолого-педагогического образования. Цель творческих мастерских — повышение качества подготовки студентов через процессы интеграции и инновации в обучении и включение их в активну...
Здоровьесберегающая технология учебных циклов в преподавании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях реализации ФГОС
Здоровьесберегающие технологии - это программы и методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на в...
Теоретические основы формирования коммуникативных умений младших школьников на уроках русского языка
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий является одной из основных задач образовательного процесса. В современном обществе, где успешная коммуникация играет важную роль, умение эффективно взаимодействовать с окружающими становится...
Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе
Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...
Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста
У ребенка-дошкольника возрастные психологические особенности прежде всего формируются под влиянием семейного воспитания и условий жизни. Поэтому наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательног...
Интеллектуальные игры как средство формирования предпосылок познавательных универсальных действий у старших дошкольников
С введением в действие нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО) актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (далее — УУД), которые о...
Развитие творческих навыков воспитанников Нахимовского военно-морского ордена Почета училища через создание фотопроектов в обучении
В статье рассматривается методика внедрения фотопроектов в обучение как средство развития творческих навыков обучающихся. Фотография, как искусство самовыражения предоставляет нахимовцам возможность выразить свои идеи и чувства, стимулируя тем самым ...
Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями
В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...
Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада
В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...