Специфика функционирования системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 23.11.2015

Статья просмотрена: 429 раз

Библиографическое описание:

Жарикова, О. А. Специфика функционирования системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан / О. А. Жарикова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9208/ (дата обращения: 19.12.2024).

 

 

В статье сделан анализ практико-ориентированной направленности системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан, а также дано описание форм, методов и средств производственного обучения.

Ключевые слова: производственное обучение, профессиональная практика, среднее профессионально образование.

 

В настоящее время система среднего технического и профессионального образования Казахстана, как и сама казахстанская экономика, переживает процесс глубокого реформирования и адаптации к новым экономическим условиям. Рыночные отношения в экономике РК существенно повышают требования к профессиональной подготовке специалистов среднего звена [1].

Согласно Закону Республики Казахстан «Об образовании» [2], техническое и профессиональное образование направлено на подготовку квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда по основным направлениям общественно-полезной профессиональной деятельности. Этот уровень образования является одной из ступеней среднего образования и осуществляется на базе профессиональных лицеев, училищ, колледжей и высших технических школ, а также на базе основного среднего и (или) общего среднего образования [3].

При этом, специфика учебного процесса в организациях технического и профессионального образования заключается в фактически паритетном соотношении между теоретическими и практическими занятиями, причем практические занятия, по большому счету, составляют основу производственного обучения и отражают его специфику [4].

Исходя из этой специфики, следует отметить, что полноценное производственное обучение должно быть практико-ориентированным, в связи с чем, оно не может быть ограничено только рамками учебного заведения. В обязательном порядке большая часть учебного процесса по приобретению профессиональных знаний, умений и навыков должна проходить непосредственно на реальном производстве, в учебно-производственных комбинатах, в учебных центрах, на курсах, в учебно-производственных структурах, осуществляющих подготовку рабочих, при наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности, выданной в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан [5].

Таким образом, система технического и профессионального образования в Казахстане является практико-ориентированной учебной деятельностью, направленной на удовлетворение запросов современного производства, т. е. на формирование достаточно большой по численности профессиональную группу рабочих и организаторов производства среднего звена, от уровня профессионализма которых зависят порядок и стабильность любого производства.

В соответствии с имеющимися нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность среднего профессионального образования в части производственного обучения, особое место занимает профессиональная практика студентов. Из общего объема учебного времени отводимого на подготовку специалистов среднего звена профессиональная практика студентов в рамках производственного обучения должно составлять не менее 40 % [6].

В соответствии с этим производственное обучение проводится на предприятиях и в организациях на самостоятельных рабочих местах, предоставляемых работодателями на договорной основе, и направлено на закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения, а также на приобретение практических навыков и освоение передового опыта производства.

Следует отметить, что в ГОСО РК «Система образования РК. Профессиональная практика. Основные положения» [7], утвержденном приказом Министра образования и науки Республики Казахстан, сказано, что производственная практика организуются после завершения изучения цикла специальных дисциплин, по которым предусмотрена производственная практика, или теоретического обучения в целом. Производственная практика на выпускном курсе организуется после полного завершения теоретического обучения. Обучающиеся вечерней и заочной форм обучения при условии их работы по специальности освобождаются от производственной практики. В данном случае обучающиеся должны представить в учебное заведение справку с места работы и характеристику, отражающую их профессиональную деятельность [6].

В соответствии со спецификой производственного обучения, оно имеет свои, специфические организационные формы и методы обучения. Под формами производственного обучения понимают способы построения всего учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности обучаемых и руководство этой деятельностью, а также структуру учебных занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности студентов. Так как в условиях учебно-производственных мастерских невозможно в полной мере смоделировать полноценный процесс по производственному обучению, производственное обучение студентов включает в себя два этапа подготовки: в учебно-производственных мастерских; непосредственно в условиях производства [5].

Преимущественно в организации занятий по производственному обучению используется классно-урочная форма обучения. Как правило, такие занятия длятся шесть академических часов. В зависимости от дидактических целей в рамках классно-урочной формы обучения выделяют несколько типов уроков производственного обучения: урок по освоению трудовых приемов и операций; урок упражнений; урок по комплексной теме; смешанный урок (комбинированный урок).

В соответствии со спецификой форм обучения, своеобразной спецификой обладают и методы производственного обучения, под которыми подразумеваются способы совместной деятельности мастера и обучаемых, при помощи которых достигается приобретение студентами практических умений и навыков, формируются основы их профессионального мастерства, развиваются интеллектуальные, физические и творческие способности.

В процессе производственного обучения, преимущественно применяются методы, классифицируемые в педагогической литературе по источникам получения знаний на словесные (объяснение, беседа, письменный и устный инструктаж) наглядные (показ трудовых приемов, демонстрация наглядных пособий, наблюдение за технологическим процессом и т. д.) и практические (упражнения, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа, решение производственно-технических задач.

Кроме того, в настоящее время мастерами производственного обучения профессионально-технических учебных заведений активно используются такие методы обучения, в основе классификации которых, лежит характер познавательной деятельности студентов: репродуктивные (объяснительно-иллюстративный и репродуктивный) и проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).

Таким образом, мы можем констатировать, что функционирование системы среднего технического и профессионального образования в Республике Казахстан существенно отличается от систем других уровней образования практико-ориентированной направленностью, спецификой форм и методов обучения.

 

Литература:

 

  1.                Гершурский Б. C. Компьютеризация в сфере образования. М.: Высшая школа, 1987–324 с.
  2.                Закон РК «Об образовании» от 27 июля 2007 года, п. 25 статья 5.
  3.                Бахарев, Н. П. Теория и практика реализации многоуровневой системы профессионального образования: монография / Н. П. Бахарев. -Тольятти: Центр медиообразования, 2000. — 205 с.
  4.                Живойкин Ю. М. Деятельностный подход при производственном обучении. М.: Специалист, 2001, № 10, С.34–36.
  5.                Жиделев М. А., Производственное обучение в рамках ПТУ. М. А. Жиделев Мн.: 2000. — 346с.
  6.                Костина Т. А. Взаимосвязи теоретического и производственного обучения основа качества профессиональной подготовки. / Региональная научно-практическая конференция «Развитие региональной системы образования» Тезисы. — Мурманск: МОИМЦ, 1993. — С. 21 -22.
  7.                ГОСО РК 5.03.005–2009. «Система образования Республики Казахстан. Профессиональная практика. Основные положения», Алматы.2009.

Основные термины (генерируются автоматически): производственное обучение, Казахстан, профессиональное образование, производственная практика, метод обучения, учебный процесс, классно-урочная форма обучения, профессиональная практика, теоретическое обучение, учебное заведение.

Ключевые слова

производственное обучение, профессиональная практика, среднее профессионально образование

Похожие статьи

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Направления совершенствования рынка образовательных услуг в Таджикистане

В статье обосновывается необходимость постоянного пересмотра образовательных программ и улучшение проведения производственных практик студентов ВУЗов Таджикистана с целью обеспечения рынка труда страны квалифицированными и востребованными специалиста...

Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования

В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Современная система профессионального развития персонала в таможенных органах

В данной статье была изучена современная система профессионального развития персонала таможенных органов. Определены ключевые механизмы управления развитием профессионального персонала, как реализация современного подхода.

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены о...

Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального о...

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.

Похожие статьи

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Характеристика специальных дисциплин и их роль в профессиональном образовании

Статья раскрывает основные характеристики специальных дисциплин технических специальностей, их роль в профессиональном образовании. Освещены требования работодателей к подготовке специалистов, также определено, на развитие каких способностей направле...

Направления совершенствования рынка образовательных услуг в Таджикистане

В статье обосновывается необходимость постоянного пересмотра образовательных программ и улучшение проведения производственных практик студентов ВУЗов Таджикистана с целью обеспечения рынка труда страны квалифицированными и востребованными специалиста...

Особенности проблем управления воспитательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования

В статье рассматриваются современное состояние, особенности и проблемы управления образовательным процессом в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Современная система профессионального развития персонала в таможенных органах

В данной статье была изучена современная система профессионального развития персонала таможенных органов. Определены ключевые механизмы управления развитием профессионального персонала, как реализация современного подхода.

Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении

В статье представлены результаты практического исследования проблем организации внутрифирменного обучения педагогов в образовательном учреждении.

Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены о...

Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального о...

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Роль, сущность и функции дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации

В данной статье рассматриваются основные подходы к понятию дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии. Раскрываются организационные условия и форматы применения дистанционных образовательных технологий.