Цели и содержание рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, декабрь 2015)

Дата публикации: 04.12.2015

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Корчагина, Г. А. Цели и содержание рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму / Г. А. Корчагина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9242/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Рассматриваются особенности подготовки современных специалистов по туризму. Определены различия в подготовке специалистов по туризму по ФГОС 3+ и согласно рекреационно-экологической подготовке.

Ключевые слова:рекреация, профессиональная готовность, рекреационно-экологическая подготовка, специалисты по туризму, среднее профессиональное образование, экологоориентированность

 

Современное общество, освободившись от ручного труда, все больше занято интеллектуальным, что требует значительного времени на восстановление моральных и физических сил, то есть на рекреацию. В современном понимании все нерабочее время считается рекреационным и должно обеспечить эмоциональную и психофизическую устойчивость человека в процессе труда. Это возможно благодаря смене окружающей обстановки, характера информации, впечатлений, то есть при помощи рекреационной деятельности.

Рекреалогия — это междисциплинарная наука о рекреационных системах, основанная на научных принципах экологии человека. Системообразующая связь рекреационной системы это деятельность отдыхающих и организаторов отдыха. Следовательно, рекреация — одна из основ туризма. Экологический туризм в свою очередь имеет рекреационную основу и должен быть организован как высокоэффективный рекреационный процесс, отражающий максимальный уровень воспроизводства живых сил человека в условиях экологически чистой среды.

Существует также определение рекреационного экотуризма (Л. В. Деточенко), главным объектом которого являются территории, видоизмененные человеком, с вторичной квазиприродой, но относительно экологически благоприятной для целей рекреации и туризма. При этом основой для развития рекреационного экотуризма являются региональные природные ресурсы.

Рекреационная деятельность обладает рядом существенных характеристик и отличительных черт. Одна из особенностей рекреационной деятельности состоит в том, что при формировании программ отдыха существует возможность заменить одно рекреационное занятие другим. В нынешних неблагоприятных экологических условиях есть потребность и потенциальная возможность организовать более щадящий вид рекреации. Для этого необходима особая подготовка работников туриндустрии. В настоящее время основное назначение специалистов по туризму — формирование, продвижение и реализация комплексного туристского обслуживания. Рекреационно-экологически подготовленные специалисты будут обладать знаниями и навыками организации рекреации населения в условиях негативной экологии, в измененных антропогенным воздействием ландшафтах. Специфика подобных специалистов будет заключаться в готовности формировать, продвигать и реализовывать комплексное туристское обслуживание, не наносящее вред окружающей среде.

Обратимся к понятию «готовность», «готовность к профессиональной деятельности» и «профессиональная готовность». С точки зрения психологии, готовность — это состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого, приобретенного ранее опыта. В общем понимании готовность — это согласие сделать что-либо, желание содействовать чему-либо.

Готовность к профессиональной деятельности предполагает психическое состояние, включающее осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия, прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении цели.

Профессиональная готовность — это интегральное, социально обусловленное личностное образование, состоящее из трех компонентов: информационный (знания), операциональный (способы деятельности) и мотивационный (потребности). Сформированность всех компонентов, особенно отношений между ними, дает оптимальный результат (профессиональную готовность).

Следовательно, профессиональная готовность рекреационно-экологически подготовленных специалистов по туризму будет состоять из необходимых для организации рекреации знаний, умений и опыта организовывать рекреацию населения как в экологически благоприятной, так и неблагоприятной среде, а также желание работать в подобных условиях.

Представим в виде таблицы 1 различия в подготовке специалистов по туризму по ФГОС 3+ и рекреационно-экологической подготовки.

 

Таблица 1

Сравнительная характеристика подготовки специалистов по туризму согласно 43.02.10 Туризм (ФГОС 3+) и рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму в рамках ФГОС 3+ (РЭП):

ФГОС 3+

РЭП

Область профессиональной деятельности выпускников:

формирование, продвижение и реализация туристского продукта, организация комплексного туристского обслуживания

формирование, продвижение и реализация комплексного туристского обслуживания, не наносящего вред окружающей среде

Объекты профессиональной деятельности выпускников:

1)                 запросы потребителей туристских услуг;

 

2)                 туристские продукты;

 

 

3)                 туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные и другие объекты туристского показа, познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного назначения;

4)                 услуги: гостиниц и иных средств размещения; общественного питания; средств развлечения; экскурсионные, транспортные; туроператорские;

5)                 технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;

 

 

6)                 справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;

 

7)                 первичные трудовые коллективы;

1)                 запросы потребителей туристских услуг и ответственно относящихся к окружающей среде рекреантов;

2)                 экологичные, безопасные для окружающей среды туристские продукты и услуги;

3)                 туристские ресурсы, в том числе воссозданные природные и социально-культурные рекреационные объекты;

 

 

 

4)                 туристские и рекреационные услуги, оказываемые с учетом бережного отношения к окружающей среде, рациональное использование существующих ресурсов;

5)                 экологичные технологии формирования, продвижения и реализации экологичного туристско-рекреационного продукта;

6)                 справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги, учитывающие современное экологическое состояние дестинаций;

7)                 первичные трудовые коллективы, обладающие экологическими знаниями и экологической культурой, а также способами организации рекреации населения в условиях квазиприроды;

Специалист по туризму готовится к следующим видам деятельности:

                    предоставление турагентских услуг;

 

                    предоставление услуг по сопровождению туристов;

 

 

                    предоставление туроператорских услуг;

 

 

 

 

                    управление функциональным подразделением организации.

                    предоставление турагентских услуг, не наносящих вред окружающей среде;

                    предоставление услуг по сопровождению туристов, в том числе в условиях неблагоприятной экологической обстановки и без нанесения ущерба окружающей среде;

                    формирование и продвижение экологоориентированных, удовлетворяющих спрос любителей отдыха на природе, конкурентоспособных на туристском рынке услуг и продуктов;

                    управление функциональным подразделением организации, поддерживающей бережное отношение к природе, рациональное использование ресурсов, повышение уровня экологической культуры коллектива и населения страны.

 

Таким образом, специалисты по туризму должны иметь расширенные объекты профессиональной деятельности и быть готовыми к экологоориентированным видам туристско-рекреационной деятельности. РЭП дополнит существующий образовательный стандарт подготовки специалистов по туризму необходимыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями для организации рекреации населения в условиях современного состояния окружающей среды.

Содержание РЭП будет состоять из организационных и педагогических мероприятий для приобретения ЗУНов и формирования профессионально важных качеств.

Рекреационно-экологически подготовленные специалисты по туризму должны обладать следующими знаниями:

                    о способах организации экологоориентированного, удовлетворяющего спрос любителей отдыха на природе, конкурентоспособного на рынке туристских услуг туризма;

                    о способах обеспечения сохранения окружающей среды, роста благосостояния местного населения туристских дестинаций благодаря рациональному использованию туристско-рекреационных ресурсов;

                    о способах оценки экологичности туристско-рекреационных услуг на основе существующих критериев и индикаторов;

                    о деятельности международных организаций в сфере экологичного туризма.

Данные специалисты должны иметь навыки научного анализа экологичности туристской деятельности, уметь заменить существующие рекреационные занятия на более экологичные, иметь практический опыт формирования, продвижения и реализации комплексного туристского обслуживания в условиях вторичной квазиприроды.

 

Литература:

 

  1.                Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.10 Туризм. Приказ от 07.05.2014 г. № 474// [Электронный ресурс]: www.base.consultant.ru
Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, комплексное туристское обслуживание, туризм, профессиональная готовность, подготовка специалистов, профессиональная деятельность, рекреационная деятельность, рекреационно-экологическая подготовка, специалист, услуга.

Ключевые слова

рекреация, среднее профессиональное образование, профессиональная готовность, рекреационно-экологическая подготовка, специалисты по туризму, экологоориентированность

Похожие статьи

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»

В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования

В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...

Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». На основе многолетних исследований и межвузовского взаимодействия предложена структурно-содержательная модель подготовки бак...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Формирование ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности педагога довузовской образовательной организации Министерства обороны РФ

В данной статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ, представлено основное содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Ценностно-смысловые ориен...

Организационно-педагогические условия совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования

В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отме...

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...

Похожие статьи

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»

В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».

Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования

В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...

Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». На основе многолетних исследований и межвузовского взаимодействия предложена структурно-содержательная модель подготовки бак...

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности

Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...

Формирование ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности педагога довузовской образовательной организации Министерства обороны РФ

В данной статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ, представлено основное содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Ценностно-смысловые ориен...

Организационно-педагогические условия совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования

В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отме...

Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО

Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.

Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...