Цели и содержание рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму
Автор: Корчагина Гульназ Айратовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 04.12.2015
Статья просмотрена: 117 раз
Библиографическое описание:
Корчагина, Г. А. Цели и содержание рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму / Г. А. Корчагина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 137-139. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9242/ (дата обращения: 19.12.2024).
Рассматриваются особенности подготовки современных специалистов по туризму. Определены различия в подготовке специалистов по туризму по ФГОС 3+ и согласно рекреационно-экологической подготовке.
Ключевые слова:рекреация, профессиональная готовность, рекреационно-экологическая подготовка, специалисты по туризму, среднее профессиональное образование, экологоориентированность
Современное общество, освободившись от ручного труда, все больше занято интеллектуальным, что требует значительного времени на восстановление моральных и физических сил, то есть на рекреацию. В современном понимании все нерабочее время считается рекреационным и должно обеспечить эмоциональную и психофизическую устойчивость человека в процессе труда. Это возможно благодаря смене окружающей обстановки, характера информации, впечатлений, то есть при помощи рекреационной деятельности.
Рекреалогия — это междисциплинарная наука о рекреационных системах, основанная на научных принципах экологии человека. Системообразующая связь рекреационной системы это деятельность отдыхающих и организаторов отдыха. Следовательно, рекреация — одна из основ туризма. Экологический туризм в свою очередь имеет рекреационную основу и должен быть организован как высокоэффективный рекреационный процесс, отражающий максимальный уровень воспроизводства живых сил человека в условиях экологически чистой среды.
Существует также определение рекреационного экотуризма (Л. В. Деточенко), главным объектом которого являются территории, видоизмененные человеком, с вторичной квазиприродой, но относительно экологически благоприятной для целей рекреации и туризма. При этом основой для развития рекреационного экотуризма являются региональные природные ресурсы.
Рекреационная деятельность обладает рядом существенных характеристик и отличительных черт. Одна из особенностей рекреационной деятельности состоит в том, что при формировании программ отдыха существует возможность заменить одно рекреационное занятие другим. В нынешних неблагоприятных экологических условиях есть потребность и потенциальная возможность организовать более щадящий вид рекреации. Для этого необходима особая подготовка работников туриндустрии. В настоящее время основное назначение специалистов по туризму — формирование, продвижение и реализация комплексного туристского обслуживания. Рекреационно-экологически подготовленные специалисты будут обладать знаниями и навыками организации рекреации населения в условиях негативной экологии, в измененных антропогенным воздействием ландшафтах. Специфика подобных специалистов будет заключаться в готовности формировать, продвигать и реализовывать комплексное туристское обслуживание, не наносящее вред окружающей среде.
Обратимся к понятию «готовность», «готовность к профессиональной деятельности» и «профессиональная готовность». С точки зрения психологии, готовность — это состояние человека, при котором он готов извлечь пользу из некоторого, приобретенного ранее опыта. В общем понимании готовность — это согласие сделать что-либо, желание содействовать чему-либо.
Готовность к профессиональной деятельности предполагает психическое состояние, включающее осознание человеком своих целей, оценку имеющихся условий, определение наиболее вероятных способов действия, прогнозирование мотивационных, волевых, интеллектуальных усилий, вероятности достижения результата, мобилизацию сил, самовнушение в достижении цели.
Профессиональная готовность — это интегральное, социально обусловленное личностное образование, состоящее из трех компонентов: информационный (знания), операциональный (способы деятельности) и мотивационный (потребности). Сформированность всех компонентов, особенно отношений между ними, дает оптимальный результат (профессиональную готовность).
Следовательно, профессиональная готовность рекреационно-экологически подготовленных специалистов по туризму будет состоять из необходимых для организации рекреации знаний, умений и опыта организовывать рекреацию населения как в экологически благоприятной, так и неблагоприятной среде, а также желание работать в подобных условиях.
Представим в виде таблицы 1 различия в подготовке специалистов по туризму по ФГОС 3+ и рекреационно-экологической подготовки.
Таблица 1
Сравнительная характеристика подготовки специалистов по туризму согласно 43.02.10 Туризм (ФГОС 3+) и рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму в рамках ФГОС 3+ (РЭП):
ФГОС 3+ |
РЭП |
Область профессиональной деятельности выпускников: |
|
формирование, продвижение и реализация туристского продукта, организация комплексного туристского обслуживания |
формирование, продвижение и реализация комплексного туристского обслуживания, не наносящего вред окружающей среде |
Объекты профессиональной деятельности выпускников: |
|
1) запросы потребителей туристских услуг;
2) туристские продукты;
3) туристские ресурсы — природные, исторические, социально-культурные и другие объекты туристского показа, познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного назначения; 4) услуги: гостиниц и иных средств размещения; общественного питания; средств развлечения; экскурсионные, транспортные; туроператорские; 5) технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта;
6) справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги;
7) первичные трудовые коллективы; |
1) запросы потребителей туристских услуг и ответственно относящихся к окружающей среде рекреантов; 2) экологичные, безопасные для окружающей среды туристские продукты и услуги; 3) туристские ресурсы, в том числе воссозданные природные и социально-культурные рекреационные объекты;
4) туристские и рекреационные услуги, оказываемые с учетом бережного отношения к окружающей среде, рациональное использование существующих ресурсов; 5) экологичные технологии формирования, продвижения и реализации экологичного туристско-рекреационного продукта; 6) справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги, учитывающие современное экологическое состояние дестинаций; 7) первичные трудовые коллективы, обладающие экологическими знаниями и экологической культурой, а также способами организации рекреации населения в условиях квазиприроды; |
Специалист по туризму готовится к следующим видам деятельности: |
|
предоставление турагентских услуг;
предоставление услуг по сопровождению туристов;
предоставление туроператорских услуг;
управление функциональным подразделением организации. |
предоставление турагентских услуг, не наносящих вред окружающей среде; предоставление услуг по сопровождению туристов, в том числе в условиях неблагоприятной экологической обстановки и без нанесения ущерба окружающей среде; формирование и продвижение экологоориентированных, удовлетворяющих спрос любителей отдыха на природе, конкурентоспособных на туристском рынке услуг и продуктов; управление функциональным подразделением организации, поддерживающей бережное отношение к природе, рациональное использование ресурсов, повышение уровня экологической культуры коллектива и населения страны. |
Таким образом, специалисты по туризму должны иметь расширенные объекты профессиональной деятельности и быть готовыми к экологоориентированным видам туристско-рекреационной деятельности. РЭП дополнит существующий образовательный стандарт подготовки специалистов по туризму необходимыми знаниями, умениями, навыками и компетенциями для организации рекреации населения в условиях современного состояния окружающей среды.
Содержание РЭП будет состоять из организационных и педагогических мероприятий для приобретения ЗУНов и формирования профессионально важных качеств.
Рекреационно-экологически подготовленные специалисты по туризму должны обладать следующими знаниями:
о способах организации экологоориентированного, удовлетворяющего спрос любителей отдыха на природе, конкурентоспособного на рынке туристских услуг туризма;
о способах обеспечения сохранения окружающей среды, роста благосостояния местного населения туристских дестинаций благодаря рациональному использованию туристско-рекреационных ресурсов;
о способах оценки экологичности туристско-рекреационных услуг на основе существующих критериев и индикаторов;
о деятельности международных организаций в сфере экологичного туризма.
Данные специалисты должны иметь навыки научного анализа экологичности туристской деятельности, уметь заменить существующие рекреационные занятия на более экологичные, иметь практический опыт формирования, продвижения и реализации комплексного туристского обслуживания в условиях вторичной квазиприроды.
Литература:
Ключевые слова
рекреация, среднее профессиональное образование, профессиональная готовность, рекреационно-экологическая подготовка, специалисты по туризму, экологоориентированностьПохожие статьи
Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности
Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...
Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»
В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».
Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования
В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...
Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»
Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». На основе многолетних исследований и межвузовского взаимодействия предложена структурно-содержательная модель подготовки бак...
К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда
В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...
Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности
Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...
Формирование ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности педагога довузовской образовательной организации Министерства обороны РФ
В данной статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ, представлено основное содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Ценностно-смысловые ориен...
Организационно-педагогические условия совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования
В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отме...
Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО
Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.
Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...
Похожие статьи
Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности
Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...
Практические аспекты внеучебной деятельности при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности»
В статье рассмотрены аспекты применения внеучебной деятельности для формирования общих и профессиональных компетенций при подготовке студентов направления «Педагогическое образование» профиль «Безопасность жизнедеятельности».
Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования
В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...
Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»
Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». На основе многолетних исследований и межвузовского взаимодействия предложена структурно-содержательная модель подготовки бак...
К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда
В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...
Актуализация вопросов формирования готовности медицинских кадров к педагогическому виду деятельности
Актуальность статьи обусловлена задачами повышения качества подготовки врачей-ординаторов к многоплановой врачебной деятельности, включая педагогический аспект. В статье представлено обоснование для разработки более совершенной модели формирования го...
Формирование ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности педагога довузовской образовательной организации Министерства обороны РФ
В данной статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ, представлено основное содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Ценностно-смысловые ориен...
Организационно-педагогические условия совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования
В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отме...
Проблемы формирования исследовательской деятельности у обучающихся в системе СПО
Статья посвящена проблемам, связанным с формированием исследовательской деятельности при изучении дисциплин естественно-научного цикла у обучающихся техникума.
Профессионализация содержания общеобразовательных дисциплин: от программы до учебно-методического комплекса (на примере профессий и специальностей «Машиностроение»)
В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Профессионализация общеобразовательных дисциплин программ СПО на примере УГПС 15.00.00 «Машиностроение»». Приводятся результаты оформления инновационного опыта по профессионализац...