Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся
Автор: Бурганова Фарида Фаатовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.12.2015
Статья просмотрена: 1039 раз
Библиографическое описание:
Бурганова, Ф. Ф. Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся / Ф. Ф. Бурганова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 87-89. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9280/ (дата обращения: 19.12.2024).
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка, литературы и во внеурочной работе как средство формирования коммуникативной и познавательной компетенции учащихся
Познавательная и коммуникативная компетентности необходимы для современного человека: на сегодняшний день это насущная потребность в непрерывном образовании, умении адаптироваться, успешно существовать в социуме.
Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся, содействует установлению межпредметных связей. Это способствует развитию самодисциплины, навыков совместной деятельности и многому другому.
Познавательная компетенция — личностная характеристика старшеклассника, раскрывающая накопленные знания, умения обучающегося в организации данного вида деятельности, владение способами (навыками, приемами, алгоритмами и т. д.) решения учебно-познавательных задач, опыт самостоятельной познавательной деятельности.
Формирование коммуникативной и познавательной компетенции учащихся успешно решаются в урочной и внеурочной деятельности при использовании современных образовательных технологий (проблемного, игрового, проектного обучения):
1. Проблемное обучение предполагает, что ученик становится на какое-то время автором какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этой технологии формируются умения высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения.
2. Игровое обучение создает ситуацию самоутверждения перед обществом, ориентирует на речевую деятельность.
3. Проектное обучение. Способствует формированию познавательной активности, учит коллективной деятельности.
Для успешности работы с указанными технологиями можно использовать групповую работу, работу в парах, коммуникативное взаимодействие в виде дискуссий, диспутов, ролевых игр, нетрадиционные формы уроков, внеурочные занятия, ИКТ-методики.
Так, к примеру, игровая технология незаменима на уроках русского языка в 5–7 классах. Работа в группах, загадки, шарады, решение кроссвордов, эстафеты по рядам способствуют более прочному усвоению знаний, развитию коммуникативных навыков, воспитывают интерес к предмету. Рефлексия мгновенная «это — весело, а это — скучно» (о традиционных формах урока). Продуктивными видами работы в обучении русскому языку можно считать уроки и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, концерты, КВНы, викторины, устные журналы. В старших классах игровая деятельность предлагает учащимся попробовать на себе роль учителя: старшеклассники готовят тесты для проверки знаний, проводят и проверяют орфографические диктанты, осуществляют взаимопроверку домашней работы, готовят мультимедийные презентации по теме урока.
Технологию проблемного обучения можно использовать на уроках русского языка и литературы во всех параллелях. Например, тема в 5 классе: «Лирика М. Ю. Лермонтова». Проблемный вопрос: «Парус» как программное произведение поэта, отражение его чувств и переживаний. Ученики анализируют стихотворение, находят средства выразительности, доказывают, что парус — живое существо, он борется, ищет, стремится и т. д. А в 9 классе при изучении лирики Лермонтова говорим о развернутом сравнении в стихотворениях «Поэт», «Нищий», прошу привести пример, и мне называют «Парус» как сопоставление образа поэта и «мятежного» паруса. Проблемные вопросы усложняются, становятся темой обсуждений, дискуссий, заданием для групповой работы, дают возможность высказать свою точку зрения каждому. Особой формой проблемной ситуации на уроке можно считать создание опорных схем, таблиц, графиков. Например, цитатная таблица: Чацкий и Молчалин о жизни, карьере, отношении к женщинам, любви и т. д. Или построение и сопоставление графиков жизни Пьера Безухова и Андрея Болконского в 10 классе. Три портрета в романе «Отцы и дети»: братья Кирсановы и Базаров — предлагаю по выбранной цитате доказать, что перед нами именно этот герой, на определенном этапе урока подключаю групповую работу, выношу на обсуждение задания-карточки, текстовый материал. Также использую как вид работы по русскому языку и литературе ответы на проблемные вопросы как устные, так и письменные. Продуктивное письмо может совершенствоваться только при постоянных упражнениях. При этом необходимо обращать внимание учащихся на то, что данная работа должна представлять собой рассуждение с непременной аргументацией («Я так считаю, потому что…»).
В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени. Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных областей. Проекты в любом виде используются и как способ закрепления нового материала, и как обобщение по теме, разделу, и в качестве вспомогательного элемента при объяснении нового материала. С особым энтузиазмом учащиеся работают над творческими проектами, дающими определенную свободу в выборе формы подачи материала.
Чтобы знания не давались в готовом виде, для развития познавательного интереса можно использовать:
1. Самостоятельную работу: учащиеся самостоятельно ищут ответ на поставленный вопрос, используя прошлые задания и вспомогательную литературу. В итоге учащиеся самостоятельно разрабатывают дидактический материал для контроля усвоения знаний: тесты, диктанты разных видов.
2. Приемы сравнения:
а) сравнения межвидовые, межродовые, например, глагол и прилагательное, буква и звук, приставка и корень;
б) придумать аналогичные задания;
в) самостоятельный поиск объекта (предмета) для сравнения задания, создание лингвистических сказок;
г) найти в группе понятий, слов лишнее.
3. Самоконтроль:
а) найти то место в задании, которое было для тебя самым трудным;
б) проверь себя и товарища;
в) оцени свой ответ.
4. Чередование приемов работы:
а) трудного с легким;
б) теорию с практикой;
в) эмоционально насыщенного материала (большой объем) с материалом, который требует размышлений;
г) письменной и устной работы;
д) рассказа учителя и самостоятельной работы учащегося;
е) беседы с рассказом;
ж) материала для заучивания наизусть с материалом, который не требует точного воспроизведения.
Однако для формирования базовых компетенций урочной деятельности недостаточно. Как бы ни был насыщен и интересен урок, личность развивается в общении, творчестве, неформальной обстановке. Такую возможность раскрепощения и развития личности дает система внеклассных мероприятий. Кроме того, внеурочная деятельность расширяет рамки школьной программы, формирует любознательность, повышает эрудицию школьников, создает ситуацию успешности для всех учеников, и сильных, и слабых. Виды внеклассных мероприятий различны: викторины, конкурсы, литературные вечера, литературный салон, праздники, классные часы.
Конечно, подобные мероприятия являются, в первую очередь, развивающими и воспитывающими. Однако подобные формы работы иногда более нацелены на формирование коммуникативной и познавательной компетентности, чем традиционный урок.
Кроме того, психоэмоциональные особенности современных школьников наиболее успешно реализуются именно в подобных внеурочных мероприятиях. Мир вокруг современных детей настолько подвижен, мобилен, интерактивен, что иногда традиционные формы урока становятся настоящим психологическим барьером между учителем и учеником, учеником и предметным материалом.
Формирование познавательной и коммуникативной компетенции — непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя с 5 по 11 класс. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой-нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальностей, не является компетенцией, а самое большее, выступает в качестве скрытой возможности. Таким образом, необходимо говорить о конкретных условиях ее реализации — результативности.
Литература:
- Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987.
- Баев П. М. Играем на уроках русского языка. — М., 1989.
- Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 1983.
- Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1977.
- Гин А. А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999. — 88 с.
- А. Б. Добрович. Систематика общения. — М,: Просвещение, 1996.
- Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. — М,: Просвещение, 1991.
- Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. — М.: Знание, 1985. — 80 с.
- Кудрявцев Т. В. Проблемное обучеие — истоки, сущность, перспективы. — М.: Знание, 1991.
- Лийметс Х. Й. Групповая работа на уроке. — М.: Просвещение, 1975.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. — М.: Педагогика, 1975.
- Минкин Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.
- Сериков В. В. Личностно ориентированное образование. // Педагогика. — 1994. — № 5.
- Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. — М.: Владос, 2005. — 383 с. (Серия «Педагогическая мастерская»).
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993., Зачем детям учиться