Метапредметный проект в средней школе как средство формирования ключевых компетенций учащихся
Автор: Ведерникова Елена Эдуардовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.12.2015
Статья просмотрена: 2529 раз
Библиографическое описание:
Ведерникова, Е. Э. Метапредметный проект в средней школе как средство формирования ключевых компетенций учащихся / Е. Э. Ведерникова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9283/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: метапредметные проекты в школе, работа с подростками, внеклассная деятельность, развитие коммуникативных навыков и сотрудничества в среде подростков.
В современной образовательной практике учитель часто сталкивается с рядом проблем, таких как невнимательность учеников, их отвлеченность от урока, низкая мотивация и. т.д. Это может быть связано с тем, что ребенку неинтересен или непонятен представленный материал, возможно, он даже не видит своей роли на уроке. Зачастую ему проще взять на себя роль пассивного наблюдателя, чем активного участника процесса.
Перед педагогом стоит задача замотивировать, заинтересовать, удивить своим предметом. Большое значение в решении подобных задач имеет именно внеклассная деятельность. Во время внеклассной деятельности дети больше раскрепощены и меньше ограничены. Немалое место в урочной, а особенно во внеклассной деятельности уделяется педагогическому тренду Play activity, то есть игровой деятельности [1, 1]. Игра — это ведущий вид деятельности ребенка, комфортная для него среда. Игра с древних времен является одним из средств обучения детей. «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеют деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном, переходе ее в работу» [2, 11]. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [3, 42].
В качестве образца рассмотрим метапредметный проект «Музыкально-литературный ресторанчик» для учащихся среднего звена (5–8 классы). Целью проекта является раскрытие творческого потенциала учащихся через подготовку и проведение метапредметного проекта. В задачи педагога входит: замотивировать учащихся на проведение проекта, собрать рабочую группу по подготовке проекта, распределить роли внутри команды, отталкиваясь от желания и возможностей детей. Также необходимо проработать задачи каждой группы (составление меню, закупка продуктов, написание сценария, оформление интерьера). Предполагается, что итоговым продуктом проекта станет видеоролик. Реализация проекта рассчитана на детей от 11 до 14 лет (учащиеся 5–8 классов). Время подготовки проекта — один месяц. Включает в себя установочную беседу, собрание рабочей группы, групповая работа по направлениям, индивидуальные консультации с педагогами, проведение проекта, рефлексия, создание итогового продукта.
На первом этапе подготовки учитель рассказывает детям о проекте. Дети, под руководством педагога придумывают название ресторанчика, общую концепцию, тематическую направленность. К примеру, в первый год реализации проекта в нашей школе, ученики склонились к музыкальному направлению. Поэтому ресторанчик назывался «Лира», элементами интерьера стали портреты великих композиторов и исполнителей, приоритет отдавался музыкальным номерам — пению, игре на инструментах. Во второй год реализации ученики склонились к кулинарии, поэтому название ресторанчика «Food time» и больший акцент пришелся на приготовление изысканных закусок, оригинальных салатов и необычных десертов.
Второй этап включает в себя распределение ролей в команде. Педагог на этом этапе может либо корректировать решения детей, либо, не вмешиваясь наблюдать и делать выводы для дальнейшей работы с ребенком. Для реализации проекта необходимы следующие роли: шеф-повар, су-шеф, повара, официанты, дизайнер, администратор, ведущий. Но в ходе распределения ролей дети могут придумать и что-то свое. Например, ребенок, который на все новые идеи и проекты реагирует негативно и каждое действие учителей и одноклассников критикует, может стать ресторанным критиком и написать прекрасную статью о том, как прошел вечер. Юноши, которые себя не видят ни в одном из амплуа, неожиданно становятся ответственными за безопасность и со всей серьезностью готовят к мероприятию инструкции, по которым отслеживают, чтобы весь вечер прошел в соответствии с нормативными документами. А юная девушка с амбициями, которой не досталось ведущей роли, но при всем она стремится себя проявить, может стать хостесс и встречать гостей, усаживая их за столики и желая приятного вечера. Важно отметить, что в зависимости от возраста учащихся, механизм работы учителя должен меняться. Если в 5 классе этот проект проводится впервые, то учитель должен взять на себя функцию координатора и отслеживать работу каждой группы, помогая и подсказывая. В 6 классе часть подготовки можно передать детям, иногда спрашивая, на каком этапе подготовки они находятся. А в 7 и 8 дети вполне могут провести проект самостоятельно. В этом возрасте основной задачей педагога является работа над мотивацией подростков.
Проработку задач каждая группа берет на себя самостоятельно. Важно не упустить ничего. Повара должны составить меню и просчитать количество продуктов, отталкиваясь от количества гостей. В этом им может помочь учитель технологии. В проведении закупок в 5 и 6 классе нам помогали родители, еще раз проверяя количество продуктов. Задача официантов — продумать стиль одежды, изучить правила сервировки стола и очередности подачи блюд. Ведущий вместе со сценаристом, возможно еще и с диджеем (если дети предложат такую роль) должны расписать всю программу вечера буквально по минутам. Учителя русского языка и литературы станут отличными наставниками в деле написания сценария. Дизайнер отвечает за расположение столов, скатерти, меню, общий антураж. В данном вопросе необходима помощь учителя по живописи. Если при распределении ролей остались дети без задания, то им можно поручить подготовку зала или класса к вечеру.
Самый важный и ответственный этап — проведение праздничного вечера. Если в пятом классе ребята еще помнят, что такое праздничная форма одежды, то в 7 и 8 классах этому нужно посвятить отдельный классный час. Помимо ряда задач для каждой группы детей, есть еще и задача общая для всех — каждый из участников ресторанчика должен подготовить выступление. Это может быть стихотворение, песня, игра на музыкальном инструменте или красивый танец (не стоит уходить далеко от классики, если только ресторанчик не назвали Hip-hop). Обычно этот проект реализуется в конце первой четверти, а значит можно задать тему осени, дружбы, любви или одиночества.
В сам день проекта детей следует освободить от уроков и других дел, либо провести проект как сотрудничество нескольких учителей-предметников. В первую очередь приходят повара. У них большая задача — накормить весь класс и гостей. Заранее также приходит дизайнер с учениками, которые готовы помочь в оформлении. Необходимо создать определенное настроение на весь вечер. За час до начала могут придти официанты, ведущий и ответственные за музыкальное оборудование. Гости, то есть остальные учащиеся, приходят ко времени начала. Далее в соответствии с написанным сценарием. В программу также могут быть включены конкурсы и не очень шумные игры.
После проведения музыкально-литературного ресторанчика важно провести рефлексию деятельности. Она должна проходить в двух направлениях — общая и индивидуальная. На общей рефлексии можно разобрать проведение ресторанчика как событие. Задать вопросы детям, что получилось, где вышли накладки, в каком месте оказалось сложно, что нужно учесть при проведении ресторанчика в следующем году. А на индивидуальной рефлексии очень важно вывести ребенка на разговор о его личном вложении в проект. Какую роль в проекте выбрал я? Почему? Удалось ли мне справиться? Если нет, то почему? Узнал ли я что-то новое о себе и своих способностях? Какую роль я хотел бы выбрать в следующий раз? В беседе необходимо ребенка поддержать, даже если он от начала до конца провалил свою работу и тем самым подвел кого-то. Нужно помочь ему разобраться, из-за чего так произошло и что нужно сделать в следующий раз, чтобы подобного исхода избежать.
Закрепить впечатления от проекта поможет видеоролик, который через несколько недель будет смонтирован и подарит классу массу положительных эмоций и приятных воспоминаний. Создание итогового продукта (видеоролик или стенгазета) может взять на себя группа детей, учитель, либо инициативная группа родителей, если они присутствовали на мероприятии.
Литература:
- https://en.wikipedia.org/wiki/Play_(activity). Главная стр.
- Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей / А. С. Макаренко. — Минск: 1978г. Стр. 11.
- Асмолов А. Г. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Просвещение. 2007г. Стр. 42.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. (Постоянная ссылка: http://минобрнауки.рф/документы/336).
- Мигунова Е. А. Лекция на тему «Путь к успеху». (постоянная ссылка: http://mdou234.edu.yar.ru/docs/seminar_na_temu_uspeh.docx.
Ключевые слова
внеклассная деятельность, метапредметные проекты в школе, работа с подростками, развитие коммуникативных навыков и сотрудничества в среде подростковПохожие статьи
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников
В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммун...
Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ
В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.
Интеграция в проектной деятельности учащихся
В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осущест...
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие
В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.
Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду
В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».
Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы
В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
Влияние работы в группах на познавательную активность школьников в учебном процессе
Статья посвящена эффективным формам и методам работы учащихся в группах для активизации интереса к учебно-познавательной деятельности. Описаны стратегии повышения мотивации: индивидуальный подход, групповые формы обучения. Подчеркивается значимость д...
Использование метода проектов при реализации нравственно-патриотического воспитания. Групповой проект «Государственные праздники»
В статье раскрывается система работы над долгосрочным групповым проектом в русле нравственно-патриотического воспитания. Основное направление проекта — совместная познавательная, исследовательская, продуктивная деятельность с детьми, а также взаимоде...
Похожие статьи
Профориентационная работа с младшими школьниками
Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.
Проектная деятельность как средство развития коммуникативных навыков младших школьников
В данной статье автором отмечается значимость проектной технологии в образовательном процессе начальной школы, в работе с младшими школьниками. Данная технология дает возможность школьнику экспериментировать, развивать творческие способности и коммун...
Детско-родительские проекты как форма вовлечения в образовательный процесс семей воспитанников ДОУ
В статье автор пытается раскрыть необходимость сотрудничества семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка.
Интеграция в проектной деятельности учащихся
В данном исследовании рассматриваются вопросы, касающиеся актуальности проектной деятельности, уделяется внимание задачам интеграции в школьном образовании, интеграции различных уровней образования, а также транспредметной интеграции в рамках осущест...
Формирование социальных навыков у старших дошкольников в ходе реализации образовательного социально значимого проекта
В статье автором представлен опыт работы по разработке и реализации со старшими дошкольниками социально значимого проекта, направленного на расширение зоны контактов детей разных возрастных групп в дошкольном учреждении.
Ценностно-целевые ориентиры формирования культуры личности дошкольников в условиях семьи и ДОО: партнерство, сотрудничество и взаимодействие
В статье описывается опыт работы детского сада по развитию взаимодействия детского сада и семьи через выстраивание партнерских отношений с родителями по формированию культуры личности дошкольника.
Реализация программы «Социокультурные истоки» через проектную деятельность в детском саду
В статье авторы раскрывают опыт работы организации проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки».
Проектная деятельность как форма индивидуализации обучения одаренных детей в условиях начальной школы
В статье рассматриваются эффективность и особенности использования проектного метода в обучении одаренных детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
Влияние работы в группах на познавательную активность школьников в учебном процессе
Статья посвящена эффективным формам и методам работы учащихся в группах для активизации интереса к учебно-познавательной деятельности. Описаны стратегии повышения мотивации: индивидуальный подход, групповые формы обучения. Подчеркивается значимость д...
Использование метода проектов при реализации нравственно-патриотического воспитания. Групповой проект «Государственные праздники»
В статье раскрывается система работы над долгосрочным групповым проектом в русле нравственно-патриотического воспитания. Основное направление проекта — совместная познавательная, исследовательская, продуктивная деятельность с детьми, а также взаимоде...