Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы
Авторы: Давлетмирзаева Фатима Анурбековна, Гакаева Аня Хасановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 08.12.2015
Статья просмотрена: 810 раз
Библиографическое описание:
Давлетмирзаева, Ф. А. Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы / Ф. А. Давлетмирзаева, А. Х. Гакаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 91-94. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9322/ (дата обращения: 19.12.2024).
Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. Экологическое образование — процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды. Главной задачей экологического образования является вооружение учащихся определенным объемом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для жизни и труда. Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений. Кроме того, содержание термина «экология» понимается также широко, оно выводится за рамки сугубо биологического знания и рассматривается как вся система отношений человека — к себе, к знанию, к другому, к природе. Человека, наделенного экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. В детские годы это умение формируется в основном за счет специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологической деятельности. Возрастные индивидуальные различия детей в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обусловливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром [2,5].
Всеобщийинтереск экологииоказалсявынужденным — обусловленнымопаснымухудшениемсостоянияприроды, невыдерживающегонатискажителей. Многократновозросшаязапоследние150летмощьчеловечествасталаслишкомопаснойдлясамихлюдейи всейприродынаЗемле. Регулированиехозяйственногопрогрессатребуетзаботыоботдаленномбудущеми умениярешатьмногофакторныезадачи. Сталкиваютсякраткосрочныеинтересыличностии долгосрочныеинтересывсегочеловеческогосообщества. Знанияо Земле, еевнутреннемстроении, о рельефе, климате, водах, почвах, растительности, животных, населении, природныхресурсах, мировомхозяйстве, о природеи хозяйствестран, о Мировомокеанеи отдельныхокеанах, о своейстранеи т. д.. Благодаряэтимзнаниямможнообъяснитьс научнойточкизрениямногиеприродныеи общественныеявления, ориентироватьсяв окружающеммире, онисодействуютразвитиюширокогокругозора. Недостаточнопродуманнаядеятельностьчеловекаявляетсяоднойизпричинпотепленияклимата, какдлясамогочеловека, таки длявсегоживого [3].
Ведущие методы преподавания — наблюдение, эксперимент, моделирование. Названные методы определяют формы организации учебной деятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета: экскурсии, уроки с раздаточным материалом, практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе, самостоятельные наблюдения детей. Таким образом, для повышения уровня экологического образования педагогом должны быть учтены рассмотренные принципы, методы и приемы и использованы в соответствии с поставленными целями урока.
Проблема воспитания духовности, нравственности, ценностных ориентиров каждого человека находит отражение и в основополагающих государственных документах. На протяжении последних десяти лет прогрессирует процесс разрушения сложившихся в обществе экологических стереотипов, традиций, взглядов. Одновременно идет интенсивный поиск новых способов функционирования и развития экологического образования. Это выражается прежде всего в процессах гуманизации, демократизации педагогического процесса, в смене содержания обучения и воспитания. В социокультурном процессе, образовательных системах, деятельности педагогов появилась и актуализируется функция воспроизводства в личности, обществе ценностей новой экогуманитарной культуры, целостного мировоззрения, адекватно отражающего место человека в системе «природа — общество — человек». Краеведческий принцип образования должен способствовать формированию экологической культуры и «толерантному» отношению к окружающей среде, путем повышения внимания к различным экологическим проблемам [1,9].
Формирование экологической культуры, совершенствование экологического образования, экологического сознания и воспитания, в целом рассматриваются как важнейшие факторы, определяющие степень благосостояния нации и существования самого государства, формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом в силу того, что оно может и должно способствовать разрешению проблем, возникающих в процессе реализации основных тенденций мирового развития.
В задачи освоения экологической культурой, должно входить формирование экологического мировоззрения, пропаганда знаний о состоянии природной и культурной среды, принципы деятельности по предотвращению экологического кризиса; соблюдение законодательства в области природопользования; всемерное содействие объединенным усилиям по сохранению природного комплекса, а также оздоровлении окружающей среды; созданию систем охраняемых природных территорий, призванных сберечь разнообразие природных ландшафтов и генофонд растительного и животного мира на локальном, региональном и глобальном уровнях.
Экологическая культура позволяет всем жителям Земли осознать важность поставленных задач и тем самым способствует объединению усилий людей для достижения цели сохранения благоприятных условий существования на Земле, для последующих поколений. Экологическую культуру следует понимать и как часть общей культуры, которая непосредственно рассматривает человека в его взаимодействии с природной средой, обеспечивая тем самым ценностное отношение к ней посредством духовно-нравственного аспекта. Сложившаяся ситуация в системе взаимоотношений природы и общества диктует необходимость всемерного развития экологического образования и, в первую очередь, образования среднего. Известно, что сам характер проблемы не дает возможности всестороннего её изучения в рамках одного предмета, в школьном образовании взят курс на межпредметное изучение широкого диапазона вопросов взаимодействия человеческого общества с окружающей его средой. При этом необходимо определить вклад каждой дисциплины в реализацию экологического образования. Образовать и очертить роль географии невозможно без анализа истории развития, как географической науки, так и тенденций развития экологического образования [6,10].
Начальная школа — важнейший этап интенсивного накопления знаний об окружающем мире, развития многогранных отношений младшего школьника к природному и социальному окружению, способствующий становлению личности, формированию экологической культуры. Начальная школа — это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры.
Формирование экологической культуры школьников происходит в процессе воспитания. Выделяют три уровня формирования экологической культуры:
Первый уровень включает в себя любование природой, умение посредством слова выражать свое отношение к наиболее ярким и необычным явлениям природы. В этом процессе огромную роль играет не только беседа педагога по ходу любования природой на экскурсии, но и произведения устного народного творчества, литературы, музыки, живописи, других видов искусства. Ближе и дороже становится ребятам родная природа, если прямо в лесу провести праздник, соревнование.
Второй уровень предполагает наблюдение, переживание и осмысление увиденного и услышанного в природе [8].
Третий уровень сформированности экологической культуры проявляется в том, что школьник осознает и отражает в деятельности принцип рачительного отношения к природе, её ресурсам, формирует умение решать хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды, укрепляет стремление сохранить красоту природы и приумножать природные богатства. На этом уровне личный опыт учащихся пополняется новым содержанием: анализом наблюдения за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение ее состояния; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности [4,7].
Сложившаяся экологическая обстановка в мире ставит перед человеком важную задачу — сохранение экологических условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встает вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. У нынешнего поколения эти показатели находятся на крайне низком уровне. Улучшить ситуацию можно за счет экологического воспитания подрастающего поколения, которое должно проводится высококвалифицированными, экологически грамотными педагогами, вооруженные помимо специальных знаний, рядом эффективных методик, позволяющих комплексно воздействуя на личность учащихся, развивать все компоненты экологической культуры как качества личности в части общей культуры человека. Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на учащихся в младшем школьном возрасте, являются: семья; детские дошкольные учреждения; школа; внешкольные воспитательные учреждения; средства массовой информации; самовоспитание.
Литература:
- Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся [Текст] / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.
- Виситова Л. С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках в начальной школе [Текст] / Л. С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 6–8.
- Гакаев Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 4–7.
- Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. 2014. № 4. С. 156–159.
- Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.
- Гакаев Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — С. 62–64.
- Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала [Текст] / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.
- Гакаев Р. А. Экологическое образование и культура как приоритетное направление гармонизации отношений общества и природы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 178–181.
- Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2. — С. 31–35.
- Гакаев Р. А. Типы уроков географии и особенности их структуры [Текст] / Р. А. Гакаев, Л. Д. Гайсумова // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 19–22.
- Гакаев Р. А. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 22–25.
- Давлетмирзаева Ф. А. Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях современной школы [Текст] / Ф. А. Давлетмирзаева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: Асгард, 2015. — С. 71–74.
- Рашидов М. У., Гакаев Р. А. К Вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. 2007. Т. 2. № 3 (9). С. 146–149.