Нестандартные формы и методы проведения уроков в младшей школе в целях повышения познавательной активности учащихся | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Зубайраева, Р. М. Нестандартные формы и методы проведения уроков в младшей школе в целях повышения познавательной активности учащихся / Р. М. Зубайраева, Л. С. Лорсанова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9351/ (дата обращения: 17.10.2024).

 

Роль начальной школы в становлении личности трудно переоценить, так как любая школа начинается с начальной. В современных условиях бурного развития начального образования, появления альтернативных программ и систем обучения усилилась активность учителей младших классов в направлении поиска эффективных путей обучения и воспитания школьников.

Обучение и воспитание на первой ступени обучения так же ориентируется на формирование положительного мотива в учебной деятельности школьника. А мотивы, как правило, связаны и с познавательными интересами учащихся, и с потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями и главная роль в этом, конечно, отводится учителю. Насколько подготовлен педагогически и методически учитель, насколько он владеет приемами и методами организации учебного труда, насколько он сможет сделать учение увлекательным, творческим, настолько и можно прогнозировать конечный результат.

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, нетрадиционную (не установленную) структуру. Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Признаки нестандартных методов подготовки и проведения урока: несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения; используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой; привлекаются для организации урока люди разных профессий; достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ; выполняются творческие задания; проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения; создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

Нестандартные формы проведения уроков предполагают:

А. Использование коллективных способов работы. Обязанности распределяются с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.

Б. Развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. Материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить

В. Заинтересованное отношение к учебному материалу. При подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты

Г. Активизация деятельности учащихся. Это активные участники учебно-воспитательного процесса

Д. Овладение способами управления коллективной деятельностью. Уроки учат слушать, анализировать, спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Е. Становление новых отношений между учителем и учащимися. Учащийся становится партнером педагога по творчеству, в атмосфере сотрудничества

Ж. Оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе. Эта оценка для них более значима, чем оценка педагога.

В подготовке нестандартных уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Развитие ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.

Если иметь ввиду, что развитие — это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) — такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Различают несколько видов нетрадиционных уроков, часто использующихся в обучении учащихся младшей школы.

 Урок-экскурсия. Учебные туристические походы и экскурсии являются одним из необходимых элементов в процессе обучения. Это подтверждается тем, что учащиеся в ходе экскурсий непосредственно соприкасаются с объектами природы. Экскурсии — это источник накопления раздаточного материала, средство укрепления здоровья учителя и учащихся. В зависимости от времени проведения, цели и содержания экскурсии их можно разделить на программные-учебные и внепрограммные, проводимые в порядке личной инициативыучителя во время внеклассной, кружковой деятельности.

Организация и проведение экскурсий осуществляется в три этапа:

  1.      Подготовительный, включает выбор и знакомство учителя с маршрутом экскурсии и объектами наблюдения на нем, составление тематических заданий для учащихся, разработку плана маршрута и т. п.
  2.      Основной, или собственно экскурсия охватывает выполнение заданий по маршруту, составление учащимися описаний, сбор образцов горных пород и минералов, а также, если это необходимо, и растений для гербариев, фотографирование географических объектов экскурсии, зарисовки.
  3.      Заключительный этап включает подведение итогов экскурсии и оформление ее результатов: стендов, альбомов, фотомонтажей, выставок и т. п., написание отчета. На экскурсии необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности всеми ее участниками. Результаты экскурсии должны широко обсуждаться в ученической среде и систематически использоваться на уроках и в других формах организации учебного процесса.

Урок-праздник. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

 Урок-интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого предмета является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью — это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ”Свободное время”, “Планы на будущее”, “Биография” и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как «Моя школа» или «Мой город», равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

 Интегрированный урок. В современных условиях обучения предмета в школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения предмета. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции.

Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре. Знания о выдающихся представителях культуры, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения. Основными целями интеграции предмета с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

Уроки-соревнования. Цель урока — закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудование для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. Начинается урок с одного такого сообщения (делает член жюри); затем — разминка (решение командами качественных задач; демонстрируется опыт — требуется его объяснить); далее — конкурс капитанов (решение экспериментальных задач); в это время прослушивается еще один рассказ.

В условиях образовательной среды нового поколения невозможно проводить обучение не прибегая к использованию ИТ. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Использование нестандартных форм и методов — одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

 

Литература:

 

  1.      Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся [Текст] / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.
  2.      Гакаев Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 4–7.
  3.      Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. 2014. № 4. С. 156–159.
  4.      Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.
  5.      Гакаев Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — С. 62–64.
  6.      Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала [Текст] / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.
  7.      Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2. — С. 31–35.
  8.      Гакаев Р. А. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 22–25.
  9.      Давлетмирзаева Ф. А. Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях современной школы [Текст] / Ф. А. Давлетмирзаева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: Асгард, 2015. — С. 71–74.
  10. Лорсанова А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы [Текст] / А. А. Лорсанова, Л. С. Лорсанова // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7–11.
  11. http://www.bankreferatov.ru/referats/17ECC78283C5DF1BC325687F0048BE7B/UROC.DOC.html
  12. http://xreferat.com/71/4261–1-netradicionnye-formy-urokov-kak-sposob-razvitiya-interesa-k-uchebe-u-deteiy-mladshego-shkol-nogo-vozrasta.html
  13. http://www.bestreferat.ru/referat-136315.html
  14. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/03/25/sochetanie-traditsionnykh-i-netraditsionnykh-form
  15. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/02/11/netraditsionnye-uroki-v-nachalnoy-shkole
Основные термины (генерируются автоматически): урок, учащийся, задача, знание учащихся, коллективная деятельность, межпредметная интеграция, начальная школа, проведение урока, учебная деятельность, учебный процесс.

Похожие статьи

Активные формы и методы проведения уроков математики в целях развития познавательной деятельности учащихся

Наглядные пособия на уроках русского языка в младшей школе и их роль в повышении познавательной активности учащихся

Подвижные игры на уроках физической культуры как средство акцентирования внимания у младших школьников в условиях модернизации регионального образования

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Способы повышения уровня мотивации к учебному процессу у детей на уроках математики и во внеурочное время

Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Похожие статьи

Активные формы и методы проведения уроков математики в целях развития познавательной деятельности учащихся

Наглядные пособия на уроках русского языка в младшей школе и их роль в повышении познавательной активности учащихся

Подвижные игры на уроках физической культуры как средство акцентирования внимания у младших школьников в условиях модернизации регионального образования

Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта

Способы повышения уровня мотивации к учебному процессу у детей на уроках математики и во внеурочное время

Методы и приемы формирования навыков самообслуживания у младших школьников с нарушением интеллекта

Применение и эффективность игровых форм обучения для развития коммуникативной компетенции младших школьников с нарушением слуха на уроках иностранного языка

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях