Эффективное средство формирования исследовательской компетенции на уроках химии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 22.12.2015

Статья просмотрена: 706 раз

Библиографическое описание:

Брусова, Т. В. Эффективное средство формирования исследовательской компетенции на уроках химии / Т. В. Брусова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9357/ (дата обращения: 15.11.2024).

 

Важнейшей задачей нашей школы является — сочетание обучения, воспитания и развития. Химия как предмет вносит огромный вклад в ее решение. Особенно велика роль химического эксперимента, если он используется не только в качестве иллюстрации, но и как средство познания. Если подросток умеет выполнять практическую работу, провести лабораторный опыт, способен выполнить наблюдения в ходе эксперимента, получить нужный результат, при этом соблюдая правила техники безопасности, обобщать экспериментальные данные, то все это воспитывает в нём самостоятельность, способность к исследованию.

Буквально несколько лет назад, я заметила, что интерес к школьному химическому эксперименту в значительной степени снизился. Это объясняется тем, что снижалось количество часов химии, исчезали реактивы, их количество было ограничено, поэтому часто, выполняя установки программ, мне не приходилось творчески подходить к химическому эксперименту. В последние годы, в связи с оснащением кабинета химии необходимой техникой и оборудованием, а так же необходимыми реактивами появилась возможность поставить эксперимент на новом уровне. Поэтому и возникла необходимость поиска новых путей совершенствования химического эксперимента на уроках и во внеклассной работе.

Современная личностно-ориентированная концепция образования призвана всемерно способствовать развитию обучаемых, раскрытию их способностей, склонностей, формированию интересов. Вклад химии в достижение этой цели связан, прежде всего, с усилением ее прикладной, практической и экологической направленности, предупреждением абстрактного восприятия материала, оживлением химического эксперимента. В связи с этим происходит пересмотр, как содержания химического эксперимента, так и его дидактических

Мотивация — сильное оружие, благодаря которому можно добиться любых целей. Но как мотивировать учащихся? — ответ не совсем прост, но чтобы ребята начали действовать, учитель должен подтолкнуть их, используя различные приёмы. Я ищу простые, но эффективные вещи, которые будут мотивировать ребят к действию.

Учебная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, побуждается мотивацией. Побудительным мотивом учебной деятельности является потребность в познании нового. Познавательная потребность реализуется в результате приобретения знаний. Важнейшие требования к организации процесса обучения — формирование положительной мотивации к изучению предмета, а одно из условий формирования мотивов и интереса — наличие образовательных потребностей. Эффективен такой вид внеклассной работы как химические вечера. Экскурсия как одна из форм педагогической поддержки при формировании мотивации, а так же профориентационного самоопределения учащихся. Приложение. В развитии мотивации школьников к химии кроме учебников, внеклассной работы и т. д., большую роль играют химические олимпиады. Развивать исследовательскую образовательную компетенцию учащихся на уроках химии можно различными методами. Однако наиболее перспективной и актуальной считаю — химический эксперимент. В школьном курсе химии эксперимент является не только методом исследования, источником и средством нового знания, но и своеобразным объектом изучения.

Преподавание химии уже само по себе предполагает исследование, так как круг вопросов, изучаемых ею — это поиск по выявлению взаимосвязи состава и структуры химических соединений с их свойствами. Такая деятельность помогает анализировать информацию, выявлять главное в материале, находить рациональные приемы решения проблем, осмысливать результаты и применять их на практике. Работа подобного рода вызывает затруднения, но способствует большей самостоятельности, так как носит не исполнительный характер, а задается через систему специально отобранных проблемных задач. Познавательная активность учащихся вызвана в этом случае внутренней мотивацией, желанием найти неизвестное, что сопровождается положительным эмоциональным настроем.

Один из компонентов исследовательской деятельности — это исследовательские умения, которые определяются как система интеллектуальных, практических умений и навыков учебного труда, необходимого для самостоятельного исследования [8].

Развитие исследовательских умений на уроках химии происходит на разных этапах обучения. На начальных этапах школьного курса в ходе выполнения химического эксперимента на практических и лабораторных занятиях учащиеся осваивают простейшие приемы экспериментального исследования: приемы работы с веществами, их получение, наблюдение за химическим процессом и т. д. Далее происходит совершенствование экспериментальных умений: исследование свойств и постановка эксперимента по распознаванию растворов веществ.

Что дети больше всего помнят с уроков химии? Конечно то, что проделали сами. Согласна с мнением многих моих коллег, что живой эксперимент — средство формирования уважения к себе, интереса к предмету, и конечно особенно интересен учащимся проблемный эксперимент.

Химические эксперименты снимают накопившуюся усталость, но при этом повышают внимание, усиливают мыслительную деятельность и способствуют мотивации учебной деятельности учащихся.

Школьники с большим интересом включаются в практическую деятельность. Для того чтобы этот процесс повлек за собой развитие положительного эмоционального отношения к учебе, необходимо тщательно подбирать темы практических работ и их содержание. Часто для решения поставленной задачи недостаточно имеющихся знаний, и обучающиеся вынуждены обращаться к дополнительным источникам информации, развивая, таким образом, познавательные процессы, учебные навыки и уровень интеллекта. Перед началом любой практической работы знакомлю или напоминаю учащимся правила безопасной работы в кабинете химии, обращаю внимание на выполнение сложных операций. При выполнении первых практических работ привожу примерную форму отчета, помогаю учащимся сделать выводы.

Можно с уверенностью сказать, что химический эксперимент — это эффективное средство формирования исследовательской компетенции, а так же других ключевых компетенций, предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и детей, что способствует созданию психологического комфорта в ученическом коллективе. Кроме того, помогает повысить качество образования детей, благодаря направленности экспериментальной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели. Химический эксперимент является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует повышению компетентности.

Действуя самостоятельно, дети научились разными способами находить информацию об интересующих их предметах и явлениях (чтение книг, просмотр ресурсов Интернета, общение с окружающими людьми и т. д.) У детей сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир. Приступая к изучению новой темы, дети достаточно легко называют предполагаемый источник информации, знаний. Умеют использовать полученные знания для создания новых объектов деятельности. Дети делятся своими впечатлениями, событиями, происходящими в их жизни. Умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения.

Участвуя в реализации проектов, дети ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам. Ребята приобретают навык творческого общения, стали более дружными и лучше знают свой город.

 

Литература:

 

  1.                Аликберова Л. Ю., Н. С. Рукк. Полезная химия: задачи и истории. М.: Дрофа, 2008.
  2.                Библиотека по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–02/dissertaciya-realizatsiya-didakticheskih-funktsiy-himicheskogo-eksperimenta-na-nachalnom-etape-obucheniya-studentov-v-pedvuze#ixzz2jhDQwgW5
  3.                Белов П. С. Из опыта формирования химических компетенций учащихся. Химия в школе,2009№ 10
  4.                Двуличанская Н. Н. О повышении мотивации изучения химии. Химия в школе,2011 № 7
  5.                Закон Российской Федерации «Об образовании». http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii/
  6.                Злотников Э. Г. Химический эксперимент в условиях развивающего обучения. Химия в школе, 2001, № 1
  7.                Исаев Д. С. Из опыта организации исследовательской деятельности, Химия в школе,2011,№ 4.
  8.                Кузнецов А. А. Еще раз о школьных стандартах (комментарий к стандарту старшей ступени школы) http://www.iuorao.ru/20121222/239–2012–12–22–10–16–55
  9.                Кикоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. — Калининград, 2002. — С. 420.
  10.            Князева М. В. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке химии. — Белгород.2010
  11.            Пак М. С. Дидактика химии. М.: Владос, 2004.
  12.            Рындина Ю. В. Исследовательская компетентность в структуре ключевых компетентностей будущего педагога [Электронный ресурс] / Ю. В. Рындина // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — 2011. — № 1. С.12–14 [Режим доступа: http://www.jurnal.org/articles/2011/ped4.html].
Основные термины (генерируются автоматически): химический эксперимент, внеклассная работа, урок химии, практическая работа, ребенок, учащийся, учебная деятельность.

Похожие статьи

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Современные подходы по формированию информационной компетентности учащихся на уроках математики

Эффективные технологии стимулирования активности педагогов как средство воспитания

Формирование умения целеполагания на уроках математики

Электронный учебник как средство индивидуального подхода на уроках информатики

Применение технологии модерации для повышения мотивации обучения

Использование технологий интерактивного обучения на уроках физики

Использование активных методов в работе учителя ОБЖ по охране здоровья школьников

Теоретические основы формирования исследовательских компетенций у младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Методика CLIL как инструмент повышения успеваемости учащихся

Похожие статьи

Использование творческих заданий для формирования исследовательской компетенции студентов на занятиях по информатике

Современные подходы по формированию информационной компетентности учащихся на уроках математики

Эффективные технологии стимулирования активности педагогов как средство воспитания

Формирование умения целеполагания на уроках математики

Электронный учебник как средство индивидуального подхода на уроках информатики

Применение технологии модерации для повышения мотивации обучения

Использование технологий интерактивного обучения на уроках физики

Использование активных методов в работе учителя ОБЖ по охране здоровья школьников

Теоретические основы формирования исследовательских компетенций у младших школьников на уроках «Окружающий мир»

Методика CLIL как инструмент повышения успеваемости учащихся