Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 24.12.2015

Статья просмотрена: 1442 раза

Библиографическое описание:

Ермакова, В. В. Психологическое здоровье воспитателей дошкольных образовательных организаций как условие их эффективной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО и профессиональных стандартов / В. В. Ермакова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9392/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

В статье рассматривается вопрос сохранения и укрепления психологического здоровья воспитателей дошкольных образовательных организаций Тульской области, причины возникновения «психологического нездоровья», особенности протекания стресса в профессиональной деятельности педагогов.

Ключевые слова: психологическое здоровье, синдром эмоционального выгорания, ФГОС ДО, стресс.

 

Проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО) в современном мире является очень актуальной. Педагогические работники ДОО испытывают интеллектуальные, физические, эмоциональные нагрузки, они вынуждены подолгу работать за компьютером, работать в две смены, все это приводит к переутомлению, нарушениям деятельности сердечно-сосудистой системы и режима бодрствования — сна. Итак, все эти симптомы, указывают на наличие синдрома эмоционального выгорания и наличию «психологического нездоровья». Также хочется отметить, что в современном изменяющемся российском обществе повышаются требования к качеству жизни и профессиональной деятельности. Психические нарушения обусловлены депрессивными, соматоморфными и тревожными расстройствами. Подобного рода нарушения у такой категории работников, как педагоги, носят еще и трансформирующий характер. То есть психологическое нездоровье педагога отражается как на детях, так и на их родителях, а поэтому эта проблема приобретает еще более масштабный характер. И нынешней педагог оказался в условиях конкуренции, когда его труд оценивают дифференцированно, но по конкретным результатам. Ведь с ведением нового образовательного стандарта требования к уровню образованности, особенно к качеству образования, изменились существенно и принципиально. И требования эти применимы не только к самому ребенку, а в большей степени к самому педагогу [4].

Хочется отметить, что нам близки исследования Мокаевой М. А., которая считает, что среди основных факторов, обуславливающих психологическое нездоровье педагогов, эмоциональное выгорание, можно назвать следующие: ежедневную психическую перегрузку, самоотверженную помощь, высокую ответственность за детей, дисбаланс между интеллектуально-энергетическими затратами и морально-материальным вознаграждением, ролевые конфликты, поведение «трудных» детей, переполненность групп, работа воспитателя в две смены. Кроме того, большинство воспитателей ДОО — женщины, поэтому к профессиогенам добавляется и загруженность работой по дому, и дефицит времени для семьи и детей [3]. Однако, современная система дошкольного образования в Российской Федерации находится на этапе преобразования, и это связано с тем, что был утвержден федеральный государственный стандарт дошкольного образования приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (далее — ФГОС ДО) [6]. Все эти преобразования также сказываются на профессиональную деятельность и психологическое состояние воспитателей ДОО. Таким образом, воспитателей ДОО по наличию психогенных факторов можно отнести к высокой группе риска.

Термин «психологическое здоровье» мы рассматриваем как состояние душевного благополучия, характерное отсутствие болезненных психических проявлений, обеспечивающее адекватную условиями действительности регуляцию поведения и деятельности. Содержание понятия не исчерпывается только медицинскими и психологическими критериями, групповыми нормами и ценностями. Общей концептуальной основой решения проблемы психологического здоровья воспитателя ДОО можно считать положение И. В. Дубровиной о психологическом здоровье как о цели и критерии успешности психологической помощи, а также положение О. В. Хухлаевой о том, что эффективным средством сохранения психологического здоровья человека является психологическая поддержка развития его личности [3].

Успешное осуществление воспитателями ДОО своей профессиональной деятельности предъявляет повышенные требования не только к личностным качествам педагога, но и к уровню физического и психологического здоровья. Так, как только здоровый физически и духовно воспитатель может получать удовлетворение от выполняемой работы, и способен обладать необходимым уровнем работоспособности, активности, креативности, желанием к постоянному совершенствованию. Профессиональный стандарт, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» датирован 18 октября 2013 года, говорит нам, что сегодня востребован педагог творческий, способный мобилизовать свой личностный потенциал, способный мыслить и действовать креативно [5]. Все это предполагает смену позиции педагога с позиции «учителя» и «диагноста», организующего и содействующего развитию ребенка. Педагог сегодня — это человек, не ведущий за собой ребенка, а помогающий идти ему самому. Именно поэтому. на современном этапе в науке сложились определенные теоретические предпосылки для изучения проблемы поддержки психологического здоровья педагогов, работающих в ДОО. Проблема психологической поддержки развития личности попала в орбиту научных интересов таких исследователей, как А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. С. Братусь, О. С. Газман, И. В. Дубровина, Н. В. Муха. Ими разработаны основные подходы к решению проблем саморазвития и самоопределения личности, осуществлены исследования в области теоретических и практических вопросов, непосредственно связанных с осуществлением психологической поддержки развития личности человека.

В исследованиях последних лет (С. А. Беличева, С. А. Бадмаев, А. И. Захаров, В. А. Худик, Л. И. Пожар, H. H. Загрядская) обозначенный феномен стал предметом научного осмысления в особой степени. Специфика подготовки педагогов предполагает пересмотр содержания процесса повышения квалификации с ориентацией на системно-деятельностый подход. Соответственно, первостепенной должна стать задача повышения профессионализма педагогов как фактор повышения качества образования, осуществляемого в системе непрерывного профессионального образования на основе индивидуализации. Педагогическая работа с «обычными» и «особыми» детьми требует особой ответственности и подготовленности соответствующих специалистов. При этом основная нагрузка в работе с особыми дошкольниками ложится на воспитателей ДОО, которые в условиях повышенной проблемности педагогического взаимодействия с «трудными» детьми находятся в состоянии длительного профессионального стресса. Частые и продолжительные стрессовые ситуации отрицательно сказываются на психологическом здоровье педагогов. Поэтому психологическая поддержка личности воспитателя ДОО является одним из наиболее актуальных и перспективных направлений деятельности практического психолога в системе современного образования.

Решая проблему по ведению ФГОС ДО в систему регионального дошкольного образования, необходимо искать формы, методы и критерии взаимодействия с педагогами по психолого-педагогическому сопровождению сохранения и укрепления психологического здоровья воспитателей ДОО. В ГОУ ДПО ТО Институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников Тульской области созданы Ассоциации работников дошкольного образования и психологов образовательных организаций Тульской области, целями которых как общественных организаций является: повышение профессионального мастерства и творческой активности педагогических работников, их сохранение и укрепление психологического здоровья. Стимулирование инновационной деятельности педагогов для решения задач модернизации региональной системы образования, а также содействие расширению профессионального общения педагогов в Тульской области и за ее пределами. Так как в качестве основных параметров психологического нездоровья выделяют такие проявления, как: высокая тревожность, нейротизм, мотивация избегания неудач, внутренний конфликт, низкие показатели актуализации. Поэтому в работе Ассоциации используем различные технологии и приемы, направленные на предотвращение «психологическое нездоровье» воспитателей ДОО, являются: мастер-классы, дискуссионные и педагогические мастерские, тренинги, квестигры. Все это способствует снижению напряжения после рабочего дня, созданию системы улучшения психологического климата в коллективе, созданию системы личностной поддержки и развития, а также развитию открытости новому опыту и наличию четко поставленной профессиональной жизненной перспективы (смысла жизни).

Необходимо отметить, что на наш взгляд, психологическая поддержка предполагает содействие личности в саморазвитии. В след за А. Н. Евдокимовым мы считаем, что в рамках самоосуществления индивидуальности, в контексте субъектности личности психологическая поддержка результирует себя актами творческого саморазвития, в которых человек в контексте требований внешней жизненной ситуации внутренне мотивирован в конструктивном развитии процесса своей жизнедеятельности. Психологическое здоровье воспитателя ДОО представляет собой целостное двухуровневое личностное образование. При этом нижний адаптивный уровень обусловлен психическим здоровьем воспитателя (профессиональная активность, адаптивные способности, отсутствие признаков профессионально-личностной деформации и симптомов эмоционального выгорания), которое является необходимой и достаточной основой его способности самоосуществления себя в качестве субъекта профессиональной деятельности [1, 2]. Достижение креативного уровня в развитии обусловливает выход личности педагога на уровень собственно психологического здоровья, основными показателями которого являются: осознание и принятие смысла жизни и профессиональной деятельности, креативность, способность к профессиональной саморегуляции, стрессоустойчивость.

Соответственно психическое здоровье воспитателя ДОО характеризуется балансом различных психических свойств и процессов, который детерминирует состояние душевного благополучия личности, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, активности. При этом психологическое здоровье воспитателя ДОО представляет собой высший ценностно-смысловой уровень его психического здоровья. В этом контексте психологическое здоровье предполагает внутриличностную, смысловую согласованность, способность педагога к творческой саморегуляции в условиях своей профессиональной деятельности.

Итак, профессиональный стресс — многоуровневый феномен, который выражается как в физиологических, так и психических реакциях. Именно, поэтому необходимо сохранять и укреплять психологическое здоровье педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

 

Литература:

 

  1.      Евдокимов, А. Н. Психологическое здоровье воспитателя дошкольного образовательного учреждения: общая феноменологическая и категориальная характеристика [Текст] / А. Н. Евдокимов // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Выпуск 1. — Пятигорск: ПГЛУ, 2011. — С. 278–283.
  2.      Евдокимов, АН. Психологическая поддержка личности в контексте принципа субьектности [Текст] / А. Н. Евдокимов // Проблемы современного общества: естественно научные и гуманитарные аспекты: материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов. — Георгиевск, 2010. — С. 95–100.
  3.      Мокаева, М. А. Психологическое здоровье педагога как условие его эффективной деятельности [Текст] / М. А. Мокаева // Педагогическое образование в России. — № 3, 2010. — С. 37–41.
  4.      Осташко, О. А. Развитие дошкольного образования — стратегически ориентированная государственная политика [Текст] / О. А. Осташко // Дошкольное детство: доступность и качество образования в условиях стандартизации: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Тула, 2015. — С. 4–12.
  5.      Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» датирован 18 октября 2013 года (зарегистрирован Минюстом России 6 декабря 2013 года) [Электронный ресурс] http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
  6.      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] http://минобрнауки.рф
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое здоровье, профессиональная деятельность, дошкольное образование, Тульская область, эмоциональное выгорание, психологическое здоровье воспитателя, психологическое здоровье педагогов, профессиональный стандарт, психическое здоровье воспитателя, психологическая поддержка.

Похожие статьи

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Построение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Духовно-нравственное развитие обучающихся начальной школы в рамках внедрения ФГОС

Похожие статьи

Формирование профессионально-нравственных потребностей педагога дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО

Роль образовательной среды школы в создании индивидуальной образовательной траектории с учётом требований ФГОС для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Система индивидуальных прогрессов как необходимое условие повышения качества образовательного процесса при реализации требований ФГОС СПО

Построение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Профессиональная субъектность педагога как необходимое условие реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС

Способы взаимодействия педагогов ДОУ в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Современные образовательные технологии в области физического воспитания дошкольников как средство повышения эффективности образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО

Духовно-нравственное развитие обучающихся начальной школы в рамках внедрения ФГОС