Ароматерапия, цветотерапия в физкультурно-оздоровительной работе
Авторы: Костюк Екатерина Алексеевна, Тумаров Константин Борисович
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)
Дата публикации: 30.12.2015
Статья просмотрена: 1075 раз
Библиографическое описание:
Костюк, Е. А. Ароматерапия, цветотерапия в физкультурно-оздоровительной работе / Е. А. Костюк, К. Б. Тумаров. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9394/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.Существует множество нетрадиционных методик,позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Ароматерапия- одна из подобных методик, представляет собой вид терапии,который предусматривает применение тех или иных ароматов эфирных масел растений. Следует отметить, что в данном случае используются масла, как деревьев, так и тра, цветов, а также кустарников. Немаловажно уточнить еще и то, что ароматерапия используются не только для лечения,но еще и для профилактики тех или иных заюолеваний, за счет эффективного воздейсвия на эмоции и настроение детей.
Основными инструментами ароматерапии являются эфирные масла. Компоненты эфирных масел могут образоваться в различных частях растений; в дальнейшем они могут распределяться в тканях растения; как правило, они в значительной степени накапливаются в определённых тканях, в растворённом или эмульгированном состоянии. Они являются продуктами вторичного метаболизма растений.
Начиная с 20-х годов прошлого века, с развитием парфюмерной химии, которая научилась имитировать ароматы концентрированных летучих веществ, получаемых из растений, термин «эфирные масла» стали переносить и на искусственные или синтетические продукты, аналогичные тем, которые получают экстракцией из растений. В английском языке для того, чтобы одно понятие не подменялось другим, имеются специальные обозначения. Термин «Essential oils» используется для обозначения натуральных эфирных масел. Искусственно созданные эфирные масла называют «Fragrances oils» («Ароматические масла», то есть ароматизаторы). В русском языке для этих продуктов недобросовестные продавцы иногда используют один термин — «эфирные масла», что порождает не только путаницу, но может серьёзно навредить здоровью во время ароматерапевтической практики. Искусственно созданные «эфирные масла» по химическому составу обычно не имеют ничего общего с натуральными. Их роднит исключительно аромат. Чтобы отличить натуральные масла от искусственных ароматизаторов введено правило: все натуральные эфирные масла должны иметь ботаническое название растения, из которого оно получено. Например, если в названии эфирного масла написано: «эфирное масло розмарина», это, возможно, означает, что данный продукт искусственного происхождения. Натуральное эфирное масло розмарина должно обозначаться следующим образом: Эфирное масло розмарина (Rosmarinus officinalis), где в скобках указано ботаническое название растения, из которого оно получено.
Чтобы избежать путаницы, которая может иметь серьёзные негативные последствия для тех, кто использует ароматерапию как способ лечения, в одном из учебных пособий по ароматерапии [1] было предложено ввести новые термины. Натуральным эфирным маслам предлагалось присвоить термин, «который более полно открывает их свойства и назначение»: «фитоэссенции». Для искусственных «эфирных масел» предлагалось оставить прежнее название — «эфирные масла». В настоящее время эти новые термины кое-где используются практикующими ароматерапевтами, но в связи с малой распространённостью, они могут лишь усилить непонимание и ввести дополнительную путаницу.
Ароматерапия- это прекрасный метод терапии не толкьо для взрослых, но еще и для детей. Пропитав воздух комнаты тем или иным ароматом, взрослые могут быть уверены в том,что ребенок будет, не толкьо бодр,но и еще и здоров. Чтобы уберечь ребенка от простуды, можно воспользоваться помощью следующей композиции ароматических масел: необходимо взять одну каплю масла ромашки, столько же масла чабреца, по две капли эфирного масла мандарина и чайного дерева и пропитать полученным ароматом комнату.
При ранах, либо ссадинах на помощь ребенку придет следующий рецепт: возьмите кусочек марли либо салфетку, капните на нее капельку эфирного масла лимона, столько же масла ромашки и приложите все это к ране. Уже через несколько минут кровь из раны либо ссадины течь перестанет. При волдырях на салфетку можно накапать по одной капле масла ромашки и лаванды.
Очень важно обратить внимание всех взрослых на то, что детям до двух лет подходят далеко не все эфирные масла. Именно поэтому перед тем как воспольховаться помощью того или иного масла,лучше всего проконсультироваться по этому поводу с врачом-специалистом.
При помощи ароматерапии можно забыть о достаточно большом количестве неприятностей. Данный метод лечения помогает забыть обо всех негативных эмоциях,приобрести душевную гармонию,укрепить дух и тому подобное.
Цветотерапия,вот еще одна из нетрадиционных методик,позволяющих решить комплекс задач.Цветотерапия — этодовольно древний метод лечения различных недугов, который основан на воздействии цветовых вибраций на те или иные органы человеческого организма. Согласно данным ученых,цветотерапия активно развивалась еще у древних шумеров — они даже строили специальные храмы, где преломленный через кристалл кварц света проникал в разные комнаты, создавая разные цвета. Так,люди которые нуждались в дополнительной подпитке и энергии, помещались в комнаты с красным цветом, а люди, которым нужен был покой и расслабление — в комнаты,где присутствует синий цвет.
В хлдя ряда исследований ученые выяснили,что не только глаз человека способен передавать информацию о цыете в мозг, но и кожа, а также любые клетки организма в состоянии это делать.что интересно, направив лазерный луч на нервную точку акупунктуры на телечеловека, ученые с удивлением обнаружили,что цветовая информация оказалась на другом конце энергетического канала в организме человека. То есть,как выяснилось,цветовые потоки проходят не по кровеносным сосудам, а по энергетическим каналам,о которых знали еще в древности.
Согласно учениям аюрведы,различные увета воздействуют по-разному на те или иные участки тела. Таким образом, при помощи цветотерапии можно излечить не только эмоциональные проблемы,но и вполне физические недуги.Дело в том,что, как рассказывают специалисты в этой области, эмоциональный и психологический фон в значительной степени оказывают влияние на физическое здоровье человека.
Механизм психологическиого воздейсвия цветового сопровождения на детей может быть реализован по следующим направлениям:
Организационные возможности цвета
Педагогические возможности цвета(оздоровление,развитие)
Реабилитационные возможности цвета.
От степени освещенности помещения зависит и двигательная активность детей. При тусклом освещении двигательная активность замирает,при ярком освещении значительно возрастает. Для движений,которые выполняются лежа на полу, более подходит умеренное или даже слегка тускловатое освещение,в то время как для беговых и прыжковых упражнений — максимально яркое,стимулирующее.При проведениифронтального занятия,в котором задействована вся площадь зала,используются все осветительные приборы.
В зависимости от изменения состояния организма изменяется и цветовыое сопровождение.Характер такого сопровождения определяется состоянием физиологической функции. Например,если необходимо стабилизировать какую- либо функцию,то она подвергается децствию подавляющих активность цветов(фиолетового или голубого) и наоборот, при затухании функции подвергается действию активизирующих цветов (красного или оранжевого). В обоих случаях действие направленно на стабилизации. Функции,приведение ее к норме.
В этом плане уыет также может оказать педагогам определенную помощь,а именно:
повысить внимание;
увеличить целенаправленность двигательной активности детей.К примеру, мальчики собирают синие шары,а девочки — красные.Как варианты: наступать прихотьбе толкьо на белые метки,попасть мешочком толкьо в желтый обруч. Во время метания или прыжков в длину необходимо выбирать двигательные режимы таким образом,чтоюы короткий прыжок совпадал с белой меткой,средний –с желтой, а самый большой — с красной. Таким образом у детей вырабатывается определенная установка на достижение максимальной функциональности и результативности в режиме красного цвета,что еще больше делает их спортивными,а главное — здоровыми.
Для занятий цветотерапией не нужно специальных приспособлений или помещения,достаточно просто окружить себя тем цветом,который на данный момент приносит наибольшее удовольствие.
Цвет,которым наполнен мир-это бесценный дар каждому из нас. Мы пользуемся ежедневно,ежечасно, даже не задумываясь об этом. Мы воспринимаем уыет не толкьо глазами,но и каждой частичкой своего организма. Каждый оттенок имеет свою физическую природу,электроволны которые своими микроколебаниями влияют на наше подсознание.Можно использовать это чудо осознанно,целенаправленно,тогда, когда нам это больше всего нужно. С помощью «цветной» воды поддерживать себя или близкого человека в трудную минуту, облегчить боль,улучшить состояние.
Для улучшения своего самочувствия очень эффективна вода,которая заряжена определенным цветом.Как установили ученые,вода имеет память и еще массу других чудесных свойств.Эти свойства можно использовать на свое благо. Очень удобны и эффективны цветные подставки,на которых свободно помещается стакан с водой.
Вода прекрасно воспринимает информацию,поэтому достаточно поставить на 10 минут стакан сводой на цветную подставку,чтобы вода восприняла и передала ее энергетику вам.Воду нужно пить не спеша,мелкими глотками.
Если вы с кем-то поссорились,возбуждены,выпейте несколько глотков из стакана,который стоял на подставке зеленого цвета.Подобным образом работает и голубой цвет,но он не только снимает остроту конфликта,а вообще может предотвратить его. Помните об этом,накрывая на стол перед приходом родственников,визит которых может закончится хлопаньем дверью,- поставьте на стол воду на голвубой салфетки.
Бывает,что после неприятного события никак не удается успокоиться: Вы мучаете себя,прокручивая ситуацию в голове снова и снова,проигрыая как все было. В таких случаях поможет лимонный цыет. При потере близких,когда горе так велико,что человек не знает, как жить дальше, необходимо воспользоваться подставкой лимонного цвета.
При ежедневной работе на компьютере хорошо иметь стакан на бирюзовой подставке и почаще пить глоток за за глотком.Бирюзовый цвет защищает от радиоактивности,от так называемого электрического потока.
Если ваш ребенок отправляется в школу на контрольную работу,предложите ему немного воды с желтой подставки. Желтый способствует генерации блестящих идей,стимулирует духовную деятельность.
Как видите,приемы цветотерапии и ароматерапии просты и при этом эффективны. Они нашли широкое применение среди знахарей в народной медицине. Дары природы помогают улучшить здоровье, повышают иммунитет, укрепляют сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы.