Сущность и механизмы художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста
Автор: Алиева Эльвира Февзиевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)
Дата публикации: 11.01.2016
Статья просмотрена: 1167 раз
Библиографическое описание:
Алиева, Э. Ф. Сущность и механизмы художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста / Э. Ф. Алиева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9440/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность исследования: проанализировать сущность и механизмы художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста, а так же выяснить особенности значения среднего дошкольного возраста для развития художественно-эстетических вкусов.
Цель исследования: изучить основные сущность, а так же основные механизмы художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста.
Основное изложение: Средний дошкольный возраст характеризуется существенным развитием детского восприятия в целом. Восприятие характеризуется так же частичностью, поскольку это связано с личностным опытом и интересами ребенка. Дошкольники способны к элементарной эстетической оценки художественного облику, могут прочувствовать настрой произведения искусства. Дети могут отдавать предпочтение конкретным понравившимся им произведениям, а так же жанрам искусства, у детей среднего дошкольного возраста возникает желание сравнивать различные произведения, сопоставлять с уже знакомым, и сделать некоторые обобщения. Известно, что дети среднего дошкольного возраста просто могут различать стихотворения от прозы, некоторые виды музыкального, литературного, изобразительного искусства, что не мало важно в дошкольном возрасте. Необходимо сказать, что в ходе дошкольного образования решаются конкретные задачи, которые имеют свою специфику и для среднего дошкольного возраста, они определяют особенности, суть и средства художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста.
Художественно-эстетическое развитие должно строиться в единую систему и задается следующими принципами:
- Личностное общение воспитателя с воспитанниками: оно может быть неформальным, общение должно быть заинтересованным с помощью общепринятых и художественных средств, которые является главными условиями художественного, а так же общего развития детей среднего дошкольного возраста.
- Творческая доминанта. Вторым принципом выделяют творческую доминанту, в которой преобладает деятельность, благодаря которой осуществляется художественно-эстетическое развитие, то есть та или иная форма художественного творчества дошкольника.
- Ведущая деятельность. Главным условием следующего принципа является ориентация на ведущую деятельность, поскольку организация по художественно-эстетическому образованию, должно учитывать принцип природосообразности детей.
- Художественная деятельность — основа эстетического развития. Дошкольники активно и с охотой принимают участие в художественной деятельности, а ведь без неё нельзя воспитывать эстетические вкусы, и в целом способствовать художественно-эстетическому развитию.
- Процесс художественно-эстетического развития педагог, должен создавать художественную атмосферу, а так же прибегать к наглядным средствам, но и не забывать о играх драматизациях.
- Художественное образование должно идти от всеобщих способов художественной деятельности к видовому своеобразию к примеру изображение, конструирование, украшение — в изобразительном искусстве; танец, марш, песня — в музыке, которое поможет дошкольнику ориентироваться в жанрах и видах различного искусства [10, c.83].
Большую роль в становлении творчества и творческой личности Л. С. Выготский, Ж. Пиаже предписывают именно дошкольному возрасту, утверждая, что детство — период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс становления личности. Наиболее ярко это выражено в творческой деятельности, которая позволяет полно раскрыть внутренний мир ребенка.
Творчество — это наиболее содержательная форма психологической активности, универсальная способность, ведь благодаря творчеству успешно выполняется самые разнообразные виды деятельности.
Дошкольный возраст сензитивный период для развития творчества, совершенствования всех психический процессов (памяти, восприятия, внимания, речи, мышления, воображения), а так же это период для активного развития личностных качеств, а на их основе — способностей и склонностей. Доктор психологических наук Н. Н. Поддьяков, утверждал, что в возрасте 4–6 лет интенсивно формируется, а так же развиваются навыки, умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойст предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения [6, c.33].
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, утверждают, что в среднем дошкольном возрасте, в отличии от раннего, не только зарождается, но уже и проявляется творчество, а особенностью такого вида деятельности заключается в том, что оно позволяет идти от мыслительной деятельности (мысли) к ситуации, а не наоборот.
Н. Н. Поддьяков отметил, что средний дошкольный возраст характеризуется тем, что многие из компонентов творчества, начинают развиваться, хотя, субъективно дошкольник каждый день открывает для себя, что-то новое, а так же творчество ребенка следует понимать как механизм для развития различных видов деятельности, накопления опыта, личностного роста [8, c.118]. Л. С. Выготский описал главный закон детского творчества, который гласит, что ценностью творческой деятельности является не результат, а сам процесс [4, c.15].
О. М. Дьяченко доктор психологических наук пишет: «Специфика процесса воображения, в отличие от других психических процессов, понимается как способность выражать особенности одного объекта или явления посредством другого, видоизменять формы репрезентации реальности» [5, c.32].
Такие психологи, педагоги как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Е. Е. Кравцова, ВТ. Кудрявцев называют воображение важнейшим новообразованием дошкольного детства и связывают с ним процессы зарождения творческой личности.
Н. А. Ветлугиной были выделены следующие особенности художественно-творческих способностей, которые в дальнейшем содействуют художественно-эстетическому развитию дошкольника:
возможность воспринимать и чувствовать прекрасное в жизни, а так же в произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту окружающего мира;
творить по законам красоты (выразительно петь и читать стихи, изящно двигаться под музыку, находить естественные движения для передачи образа в игре-драматизации, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему);
давать оценку прекрасному, различать средства художественной выразительности в содержании литературных, изобразительных, музыкальных произведений и театральной деятельности;
самостоятельно искать и находить оригинальные приемы решения творческих задач [3, c.103].
Н. А. Ветлугина пишет, любая детская деятельность основана непосредственно на опыте детей, то есть на техзнаниях и умениях, которые они получили из окружающего мира.
Н. А. Ветлугина отметила показатели творческого начала:
искренность, непосредственность переживаний;
увлеченность, «захваченность» деятельностью;
активизация волевых усилий, способность к вхождению в изображаемые обстоятельства;
специальные художественные способности (образное видение, поэтический, музыкальный слух), позволяющие успешно решать творческие задачи [2, c.71].
Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста невозможно представить без развития музыкально-творческих способностей.
Главной особенностью музыкально-творческих способностей является их развитие, которое основано на восприятии музыки.
Б. М. Теплов утверждает: «Любое творчество ребенка связано прежде всего с эмоциональным откликом на музыку, и оно чрезвычайно полезно в период начального обучения, когда закладываются основы ценностного отношения к музыке». [7, c.25]
Идеи Б. Л. Яворского нашли широкое воплощение в музыкальном воспитании, в итоге в художественно-эстетическом развитии дошкольников, где, например, музыкально-творческие способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации и др. Яворской раскрыл природу творческого процесса, а так же художественно-эстетического развития и выделил основные этапы творческих способностей:
накопление впечатлений;
выражение творческого начала в зрительных, сенсомоторных, речевых направлениях;
двигательные, речевые, музыкальные импровизации, иллюстративность в рисовании;
создание собственных композиций, которые являются отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического;
собственно музыкальное творчество (написание песен, пьес для фортепиано) [9, c.44–50].
Педагог, музыкальный критик Б. В. Асафьев писал: «...единственным выходом, по существу оздоравливающим музыкальный детский инстинкт, является вызывание творческого дара: способности изобретения и комбинирования материала. Воспитывать же музыкально-творческие способности следует... потому, что каждый, кто хоть немного ощутил в какой-либо сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и ценить все хорошее, что делается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает. Музыкальное творчество не проявляется только в сочинении «сложных музык», оно гораздо многообразнее и разветвленнее, чем кажется. Вызвать его это значит, прежде всего, обратить у детей внимание на то, что они поют и играют, т. е. проходят этап художественно-эстетического развития» [1, c.58].
Вывод: художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста сложный планомерный этап, который сопровождается развитием всех психических процессов, таких как памяти, воображения, внимания, мышления. Оно связано с ведущим видом деятельности — игрой. Напрямую музыкальным воспитанием. В целом художественно-этетическое развитие способствует целостному, личностному развитию дошкольника.
Литература:
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о просвещении и образовании. / Борис Владимирович Асафьев. — М., 1993. — 151c.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. / Наталья Алексеевна Ветлугина. — М., 1998. — 175c.
- Ветлугиной Н. А. Художественное творчество и ребенок: Монография. / Наталья Алексеевна Ветлугина. — М., 1990. –138c.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. / Лев Семенович Выготский. — М., 1991. –237c.
- Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. / Ольга Михайловна Дьяченко. — М., 1996. — 64c.
- Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. / Николай Николаевич Поддьяков. — М., 1997.–132c.
- Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. / Борис Михайлович Теплов. — М., 2004. — 128c.
- Школяр Л. В. Ребенок в музыке и музыка в ребенке. Дошкольное воспитание. / Людмила Валентиновна Школяр. — 1992 № 9–10– 123c.
- Яворский Б. Л. Статьи, воспоминания, переписка. / Болеслав Леопольдович Яворский. — М., 1992. — 160c.
- Электронный журнал вопросы психологии в двадцатом ресурсе (1990–2001) с.85http://www.voppsy.ru/issues/1989/891/891024.htm