Мониторинг реализации воспитательной деятельности педагогов в формировании личности студентов, адаптированных к современным условиям (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа)
Автор: Елисеева Алёна Александровна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 08.01.2016
Статья просмотрена: 82 раза
Библиографическое описание:
Елисеева, А. А. Мониторинг реализации воспитательной деятельности педагогов в формировании личности студентов, адаптированных к современным условиям (на примере Владивостокского гидрометеорологического колледжа) / А. А. Елисеева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9481/ (дата обращения: 19.12.2024).
Во все века люди высоко ценили профессию учителя. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем нашей страны, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности по отношению к педагогу. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных педагогов, учителей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Перед педагогом ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности учащегося. Значение и функции педагогической деятельности в системе непрерывного образования определяется неповторимой ценностью становления и развития личности. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно-деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Решение главных задач обучения должно обеспечивать формирование личностного отношения к окружающим, овладение этическими, эстетическими и нравственными нормами.
Учитель — не просто профессия, это миссия. Поэтому и спрос с преподавателей особый. От них требуется многое: быть корректными, внимательно относиться к детям, проявлять интерес к своей работе, предмету. Учитель должен уметь ответить на любой возникший у его воспитанника вопрос — относится тот к преподаваемой дисциплине или касается формирования мировоззрения.
Отличительными чертами настоящего педагога становятся постоянное саморазвитие и расширение собственного кругозора, совершенствование методов работы. Современная жизнь непрерывно меняется, у детей теперь новые интересы, увлечения, идеалы. Чтобы завоевать доверие и расположение студентов, совсем необязательно разделять их взгляды, но знать о них необходимо. Хороший учитель должен проявлять предельную деликатность в отношении к детям, быть внимательным к тому, что им нравится. В наше время учителям особенно трудно. Меняются не только программы обучения, то есть содержательное наполнение предмета, но и сам стиль, способ преподавания. Постоянно появляются новые методики, и за всем этим надо уследить, во всем разобраться.
Основная цель воспитательной деятельности Владивостокского гидрометеорологического колледжа — создание целостной системы содержания, форм и методов воспитания. Система воспитательной деятельности направлена на формирование профессионально-личностных качеств и способностей обучающихся, на создание условий для их развития, самореализации и самосовершенствования с установкой на будущую профессиональную деятельность. Система воспитания, над постоянным совершенствованием которой работает педагогический коллектив колледжа, имеет в основе следующие принципы: единство процессов воспитания, обучение и развитие личности обучающегося; гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе (как среди обучающихся, так и между обучающимися и преподавателями); личностный подход в воспитании; осуществление процесса трансформации воспитания в самовоспитание, самореализацию личности обучающегося; создание эффективной среды воспитания; творческое развитие обучающихся. Ведущей конечной целью воспитания является воспитание конкурентного выпускника, адаптированного к социуму, способного к самореализации. На период обучения обучающегося в колледже эта цель конкретизируется с учетом профессиональной подготовки, современных социальных условий и потребностей социального партнера, а также возможностей материально-технической базы. Поэтому образовательно-воспитательный процесс в колледже ориентирован на воспитание и подготовку высококвалифицированных и разносторонне развитых специалистов, высоконравственных, обладающих активной гражданской позицией. Цель воспитания осуществляется в процессе решения следующих задач: формирование профессиональных качеств личности; формирование гражданско-патриотической позиции, социальной ответственности, проявляющихся в заботе о благополучии своей страны, региона, колледжа, окружающих людей; нравственное воспитание, результатом которого является усвоение норм общечеловеческой морали, культуры общения; приобщение обучающихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, культуры своего Отечества; воспитание положительного отношения к труду, развитие потребности в творческом труде; соблюдение норм коллективной жизни, опирающееся на уважение к закону, к правам окружающих людей; формирование здорового образа жизни, способности к физическому самосовершенствованию и развитию.
Содержание воспитательной деятельности классного руководителя в колледже реализуется в целенаправленной жизнедеятельности группы: это индивидуальная работа с обучающимися, степень адаптации к условиям колледжа, степень развития творческих способностей, профессиональная направленность деятельности, познавательная активность и самостоятельность, интерес к исследовательской работе; создание в группе атмосферы взаимного уважения обучающихся друг к другу, помощь обучающимся в приобретении социального и жизненного опыта, в нравственном и культурном развитии; приобщении обучающихся к культурным ценностям прошлого и настоящего нашей страны; профессиональная направленность внеклассной воспитательной работы (встречи со специалистами и выпускниками, экскурсии на предприятия, конкурсы, профессиональные праздники); гражданско-патриотическое воспитание (мероприятия к знаменательным датам в жизни страны, города, праздники, юбилеи, встречи с ветеранами ВОВ, уроки мужества, экскурсии в музеи); духовно-нравственное воспитание (беседы о духовности и нравственности, о ценностях семьи, о здоровом образе жизни, о толерантности, диспуты, акции). Оптимальная организация учебной работы студентов, пробуждение интереса к учебной деятельности, побуждение к активности, успешность профессиональной деятельности после окончания колледжа во многом зависит от уровня их адаптации к новой образовательной среде. Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками. Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной среде колледжа являются: подготовка к новым условиям обучения; установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе; формирование позитивных учебных мотивов; предупреждение и снятие психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой. Деятельность классного руководителя студенческой группы — целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава колледжа, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом колледжа и ситуации в коллективе студенческой группы. Организуя работу с обучающимися группы, классные руководители оформляют учебную и иную документацию (личные дела студентов, классный журнал, ведомость успеваемости за семестр и ведомость на стипендиальную комиссию, ведут учет внеучебной воспитательной работы), систематически контролируют посещаемость студентами учебных занятий, практики, отмечая в классном журнале пропуски за месяц (семестр). Для координации учебной и внеучебной воспитательной работы поддерживают контакты с учебной частью, преподавателями, работающими со студентами группы, воспитателями общежития, заведующими отделениями, заместителями директора, руководителями практики. Учебно-воспитательную деятельность классные руководители осуществляют как с целой группой, так и индивидуально. Способствуя формированию и расширению активности студенческого коллектива, развитию его инициативы, самостоятельности и организованности, при составлении плана работы с группой классные руководители привлекают актив группы, который избирается на организационном классном часе в начале учебного года. Формируя у будущих специалистов организаторские навыки, классные руководители используют возможность вовлечения студентов в различные формы студенческого самоуправления в учебном процессе, общественной жизни колледжа, студенческом общежитии, спорте. В начале учебного года в группе избирается актив. В актив студенческой группы входят: староста; помощник старосты; ответственный за учет посещаемости учебных занятий и практики; ответственный за дежурство студентов группы в колледже, в группе; хозяйственник; организатор коллективных творческих дел в группе; оформитель; физорг. Совместно с представителями администрации колледжа знакомят студентов с деятельностью образовательного учреждения, отделения, перспективами их развития; с Уставом, правилами распорядка в колледже и общежитии, Положением о стипендиальном обеспечении и других формах социальной поддержки студентов колледжа, Положением о дежурстве в ОУ и контролируют их соблюдение студентами группы; со структурой и деятельностью колледжа, режимом труда и отдыха, организацией самостоятельной работы, с работой библиотеки, порядком пользования библиотечным фондом, с приемами и методами самостоятельной работы с книгой (с привлечением работников библиотеки). Для оптимизации воспитательного процесса регулярно проводят работу с родителями. Работа осуществляется по следующим направлениям: консультирование родителей по проблемам индивидуального развития студентов, по проблеме общения с детьми, осуществление контроля за посещением занятий и аттестацией за месяц. Для реализации данного направления проводятся общие родительские собрания для групп нового набора, где родителей знакомят с Уставом колледжа, Правилами внутреннего распорядка ОУ. Информируют родителей (лиц их заменяющих) или родственников о состоянии успеваемости детей и посещении ими занятий через переписку, по телефону, личные встречи. Ежемесячно классные руководители представляют отчет об учебной и внеучебной воспитательной работе со студентами группы, анализируя работу группы и свою деятельность, учитывая итоги в дальнейшей работе. В колледже работают различные спортивные секции, кружки по дисциплинам для повышения уровня подготовки студентов, творческие объединения студентов. Для укрепления здоровья студенты колледжа имеют возможность принимать участие не только в регулярных занятиях физической культурой, но и во внеучебной деятельности спортивной направленности. Для этого студентами и преподавателем физической культуры проводятся дополнительные факультативные занятия по физической культуре и общеколледжные мероприятия. Научно-исследовательская деятельность студентов колледжа реализуется в следующих направлениях: участие в конференциях, олимпиадах, круглых столах, проектных группах в колледже и за его пределами; реализация собственных исследований в рамках выпускных квалификационных работ. Не оставлены без внимания студенты, проживающие в общежитии, места в котором предоставлены всем желающим. Для того, чтобы исключить многие негативные явления: ссоры, недовольство, жалобы проживающих в общежитии студентов — расселение по комнатам проходит с учетом курса, отделения, пожелания студентов и их психологической совместимости. Для самостоятельной работы студентов есть специально оборудованные аудитории, где студенты имеют возможность выполнять домашние задания, общаться с друзьями. Организация воспитательной работы в общежитие — составная часть системы воспитания в колледже. Эта работа направлена на повышение качества знаний, формирования мировоззрения, совершенствование нравственного и эстетического воспитания студентов. Основными задачами деятельности является: воспитание личности в процессе коллективной деятельности; педагогическая помощь в адаптации; содействие в формировании способности к саморазвитию и самоопределению; выявление интересов и наклонностей культурного уровня, развития творческих способностей студентов. Организационная работа начинается с момента заселения студентов в общежитие. Во время проведения собраний для студентов нового набора происходит первичный контакт и выявление наклонностей и уровня ответственности студентов. Формируется активный центр, силами студентов и воспитателей проводятся различные мероприятия. Для установления правильных взаимоотношений между студентами и изучения исторического наследия города и его пригорода в общежитие работает клуб выходного дня, это пешие прогулки в различные районы города, посещение музеев и выставок, экскурсии по вечернему Владивостоку. В общежитие сформирован основной состав кружков: вязание и ручной вышивки, тяжёлой и лёгкой атлетики и кружка «Умелые руки». Кружки работают два раза в неделю, тренажёрный зал — 6 раз в неделю. Ко всем праздникам студенты выпускают тематические газеты.
Студенты за отличные и хорошие достижения в учёбе по итогам семестра, за активное участие в общественной деятельности получают академическую стипендию и награждаются грамотами и благодарностями. Студенты, относящиеся к категории сирот и малоимущих граждан, получают государственную социальную стипендию, пособия, материальную помощь.
Воспитательная работа сплачивает коллектив, создает условия для учебной и внеучебной деятельности, прививает любовь к учебному заведению. Организация и содержание воспитательной работы со студентами колледжа соответствует поставленной цели и задачам, успешно решается задача воспитания высоконравственной, духовноразвитой и физически здоровой личности — гражданина и патриота своей страны, способной к высококачественной профессиональной деятельности.
Стратегия воспитательной деятельности колледжа состоит в том, чтобы правильно использовать главный ресурс — учебный процесс, сохранить и преумножить многолетний педагогический опыт форм, средств и методов воспитания предшествующих поколений преподавателей и студентов, найти сбалансированное сочетание образовательных и воспитательных традиций с инновационными технологиями обучения и воспитания, а также выполнить социальный заказ общества и государства по подготовке высококвалифицированных специалистов. Формирование деловых и профессиональных качеств выпускников превращается в стремление так освоить получаемые в колледже знания, чтобы быть конкурентоспособными на рынке труда, соответствовать быстроменяющимся условиям жизни и работы.
Литература:
- Есенина Е. Ю., Печерикина Л. Н. Учитель: представления о личности и профессии учителя в общественном сознании, педагогической теории и практике России XVIII — середины XX веков. Монография под общей редакцией д. п.н., проф. В. И. Блинова. 2012.
- Самыгин, С. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. — М.: КноРус, 2012. — 480 c.
- Публичный доклад КГА ПОУ «ВГМК». — В. 2015.
Похожие статьи
Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС
В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.
Похожие статьи
Образовательный маршрут «Экскурсии выходного дня» как современная форма взаимодействия семьи и ДОУ в условиях ФГОС
В данной работе описан опыт исследовательской деятельности старших дошкольников, социально-коммуникативное развитие, развитие познавательной инициативы и творческих способностей.