Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фролова, А. А. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по изобразительной деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС / А. А. Фролова, О. А. Едакова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9494/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Система образования стоит на пороге серьезных преобразований в связи с введением ФГОС. Первоочередная задача ФГОС — охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Значимость данной проблемы определена и в Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации [5]. В связи с введением ФГОС ДО актуальным стало переосмысление содержания и форм работы с детьми. В.А Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребёнка — …это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

Особое место в нашем учреждении отводится здоровьесберегающей деятельности, которая обеспечивает успешность образовательного процесса. Подбор различных технологий зависит от возрастных и психофизиологических особенностей детей.Реализация образовательных задач осуществляется в тесной взаимосвязи с оздоровительными задачами, которые позволяют давать достаточный объем знаний, не допуская перегрузок.

Образовательная деятельность проводится в режиме смены динамических поз, дети периодически переводятся из положения сидя, в положение стоя. Использование индивидуальных массажных ковриков позволяет сохранить телесную вертикаль и работоспособность детей на протяжении всей деятельности.

В образовательной деятельности систематически применяем оздоровительные гимнастики. Разминки перед началом художественной творческой деятельности,используются для профилактики эмоционального напряжения, утомления [3].

В процессе занятий по изодеятельности предлагаем им увлекательную физкультурную паузу, вынужденная статическая поза на занятиях ведет к утомлению дошкольников, снижает уровень их работоспособности, особенно у детей младшего дошкольного возраста. Предлагаем попрыгать, присесть, потопать, похлопать. Проводим подвижные дидактические игры, например: «Отнеси картинку к предмету», «Построй фигуру», «Встань, если догадался».

Не забываем о дыхательной гимнастике. Несколько минут контроля правильного дыхания, увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, тренирует его глубину, ритмичность. Кровь обогащается кислородом, а воспринимают информацию после такой гимнастики дети охотнее и эффективнее [3].

Применение релаксации позволяет снять мышечное напряжение, успокоить ребенка, развивает воображение, улучшает самочувствие и повышает жизненные силы.

Продумывая занятия, необходимо, как можно больше использовать зрительно-пространственную активность детей. Для этого максимально удаляем от глаз ребенка дидактический материал. Дети всматриваются вдаль и тем самым снижают напряжение с глазных мышц. Физкультминутки для глаз способствует расширению зрительно-двигательной активности, стимулирует нервные окончания и дает отдых утомленному зрению.

Использование в процессе занятий по ИЗО классическую музыку, аудиозапись звуков природы, способствует укреплению здоровья детей, развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, помогает ребенку успокоиться и расслабиться. При прослушивании звуков природы, дети представляют себя на полянке, на берегу моря, в саду, вызывая положительные эмоции. Все это способствует развитию у ребенка воображения, чувства прекрасного.

В образовательном процессе активно используем нетрадиционные техники рисования. Существует много способов нетрадиционного рисования, они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою технику. Успокоить и расслабить ребенка можно во время рисования пальчиковыми красками. Они развивают мелкую моторику руки, вызывают целый комплекс эмоций, помогают проявить характер ребенка, его индивидуальность. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. На протяжении многих лет нами организован кружок «Цветные ладошки», способствующий развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Особый микроклимат помогает взаимодействию педагога с детьми, формирует у детей коммуникативные способности, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Здесь развиваются, взаимодействуют и обучаются дети разного уровня развития, то есть одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии (С. К. Кожохиной) [1].

С психологом проводим занятия по авторской программе Н. М. Погосовой «Цветовой игротренинг». Занятия направлены на развитие и коррекцию эмоционально-волевых процессов у детей. Во время таких встреч дети «совершают путешествие» в разноцветные страны, бывают в серебряном городе и золотом царстве, белом и чёрном королевстве. В работе используем разноцветные полотна, при рассматривании сквозь них окружающего пространства, дети развивают ощущения, которые можно отнести к цветовым ассоциациям. Увлечённость цветом расширяется, и вот в группе появляются «зелёная комната», «голубой уголок», обшитые тканью разного цвета поролоновые подушки, накидки и костюмы для ряженья, это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости, концентрации внимания. Внедряем в практику «цветной день» в детском саду. Дети сами выбирают цвет, и ему посвящается весь день: этот цвет предусматривается в одежде детей и воспитателей, с цветом знакомятся, рассматривают, играют, воспроизводят в рисунках, создают постройки и т. д. Знания, умения, приобретённые детьми в «цветных днях» несомненно, пригодятся детям на новой социальной ступени — школьной жизни и далее во взрослой. Пусть не всё, а главное — какие цвета помогают отдохнуть, успокоиться, поднять настроение, помечтать, какие согревают, а какие охлаждают, дети запомнят, расскажут близким и друзьям, воспользуются ими в нужный момент жизни [4].

Проводим занятия на открытом воздухе. Т. А. Копцева, автор программы «Природа и художник», подчеркивает значение природы в развитии изобразительного творчества детей. По мнению автора, любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях материалом, а впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. Гуляя с детьми на улице, собираем коллекцию природных материалов (шишки, желуди, листья, веточки и т. п.), делаем наброски и зарисовки, понаблюдаем за поведением птиц и т. п. «Диалог с живой природой» будет способствовать активизации процессов эстетического восприятия [1].

Таким образом, здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости и облегчает адаптацию ребенка к школьным нагрузкам. И является важнейшим условием по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.

 

Литература:

 

  1.                Копцева, Т. А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная группы) / Т. А. Копцева. — М.: Сфера, 2001.
  2.                Кожохина, С. К. Путешествие в мир искусства: программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности / С. К. Кожохина. — М.: Сфера, 2002.
  3.                Никишина, И. В. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. — М.: Планета, 2012.
  4.                Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. — СПб: Речь. 2007.
  5.                Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» — Новосибирск: Норматика, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, занятие, образовательная деятельность, образовательный процесс, процесс занятий, цвет.

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Модель инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии при формировании познавательной деятельности школьников в условиях индивидуального обучения учащегося с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физической подготовке в военном вузе

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

Похожие статьи

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Педагогические условия развития игровой деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Модель инновационных технологий физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми с ОВЗ с учетом ФГОС

Здоровьесберегающие технологии ДОУ в рамках реализации ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО

Здоровьесберегающие технологии при формировании познавательной деятельности школьников в условиях индивидуального обучения учащегося с ОВЗ

Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физической подготовке в военном вузе

Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

Инновационные формы взаимодействия родителей и педагогов дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО