Готовность будущего учителя к использованию информационных технологий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 25.01.2016

Статья просмотрена: 971 раз

Библиографическое описание:

Тарамова, Э. А. Готовность будущего учителя к использованию информационных технологий / Э. А. Тарамова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 231-232. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9503/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Становление информационного общества создало необходимость соответствия системы образования всем изменениям, происходящим в природе, в окружающей человека среде, возросшему объему информации, динамичному развитию информационных технологий. В современных условиях на первый план выходит поиск путей и средств формирования информационной культуры — как учителей, так и учащихся, связанной с информационной грамотностью, умением использовать информационные технологии в различных сферах жизни и профессиональной деятельности.

Проблема разработки структуры и содержания готовности будущего учителя-предметника к внедрению информационно-коммуникационных технологий является достаточно актуальной на протяжении последнего десятилетия, когда информационно — коммуникационные технологии по праву считаются одними из самых эффективным средств обучения современных школьников. Однако, не смотря на достаточно большой опыт, накопленный в образовательной практике по реализации данных технологий, становится понятно, что для методически грамотного их использования необходимо формировать готовность учителя к внедрению информационно-коммуникационных технологий ещё на этапе профессиональной подготовки в условиях вуза. При этом необходимо разбить этот процесс на несколько этапов (табл. 1):

 

Таблица 1

Технология формирования готовности будущего учителя-предметника к внедрению информационно-коммуникационных технологий

Этап

Содержание этапа

1 этап

выявить структуру и содержание готовности будущего учителя-предметника к внедрению информационно-коммуникационных технологий

2 этап

разработать и внедрить технологию её формирования в процессе обучения в вузе

3 этап

закрепить сформированную готовность в условиях образовательной практики

 

Одна из целей первого этапа будет реализована в данной статье.

В целом, проблема готовности учителя к профессионально — педагогической деятельности не нова. Данную проблему, ещё во второй половине XX в активно разрабатывали ведущие отечественные психологи и педагоги.

Б.Г. Ананьев понятие «готовность» к высокопродуктивной деятельности в определённой области труда определяет как «проявление способностей». В.А. Крутецкий предлагает называть готовностью к деятельности весь «ансамбль», синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способности. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович считают, что готовность — это настрой личности на определенное поведение, установка на активные действия, приспособление личности для успешных действий в данный момент, обусловленные мотивами и психическими особенностями личности. Н.Е. Щуркова выделяет в готовности педагога к профессиональной педагогической деятельности личностные качества как совокупность социально-психологических образований, которые обладают факторным влиянием на профессиональный результат деятельности педагога [1].

Профессиональная готовность к педагогической деятельности определяется совокупностью профессионально обусловленных требований к учителю. По мнению О.Е. Ломакиной готовность к педагогической деятельности является составным компонентом профессиональной компетентности и представляет собой отрефлексированную направленность учителя на педагогическую профессию [2].

Прежде чем выделить структуру и содержание готовности будущего учителя-предметника к внедрению информационно-коммуникационных технологий, рассмотрим сущность самих информационно-коммуникационных технологий.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабжённый соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещённой на них информацией [3].

Л. А. Харитонова определяет следующие уровни готовности студентов к использованию информационных технологий:

                    рецептивный. Наличие знаний в области информационных технологий, о возможностях информационных технологий в обучении иностранным языкам;

                    репродуктивный. Наличие положительной мотивации к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности;

                    продуктивный. Сформированность системы умений и навыков по использованию информационных технологий в обучении иностранным языкам;

                    творческий. Творческий потенциал студентов в процессе использования информационных технологий в профессиональной деятельности [3].

А.Г. Герасимова [4], применительно к будущим учителям ИЗО определяет готовность к использованию ИКТ в профессиональной деятельности как сложную личностно-профессиональную характеристику будущего специалиста, включающую мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Готовность к профессиональной деятельности характеризуется целостностью, взаимосвязанностью компонентов, наличием потенциала, позволяющего самостоятельно решать задачи на современном этапе информатизации образования.

На основе анализа работ, посвящённых сходной проблематике, нами было разработано следующее определение: Готовность будущего учителя — предметника к использованию информационно-коммуникационных технологий, есть интегративная характеристика личности, определяющая способность решать основные профессиональные педагогические задачи с активным применением информационно-коммуникационных технологий в условиях полифункциональной педагогической деятельности, целью которой является обучение, воспитание и развитие школьников средствами преподаваемого предмета.

При этом в структуре готовности будущего учителя — предметника к использованию информационно-коммуникационных технологий мы выделяем следующие структурные компоненты:

                    мотивационный, выраженными интересами и потребностями к использованию информационно-коммуникационных технологий, стремлением к профессиональному самосовершенствованию в применении информационно-коммуникационных технологий в будущей педагогической деятельности; стремление к получению знаний, умений и пользовательских навыков в области ИКТ; к использованию стандартного и специального программного и аппаратного обеспечения в образовательных целях;

                    когнитивный, предполагающий совокупность предметных, методических и технологических знаний, которые интегрируют общие и специальные знания в области использования информационно-коммуникационных технологий в средней общеобразовательной школе, то есть знание основ ИКТ; возможностей использования базового программного и аппаратного обеспечения на пользовательском уровне, а также для их применения в образовательных целях; знаний возможностей использования инструментальных программных средств в профессиональной деятельности и т.д.

                    операционно-технологический, выраженный комплексом умений по организации обучения школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Тем самым, определение сущности и содержания дефиниции «готовность будущего учителя — предметника к использованию информационно-коммуникационных технологий» предопределило разработку и реализацию следующих этапов нашего исследования — разработку и внедрение технологии её формирования в процессе обучения в вузе, а так же закрепления сформированной готовности у будущих учителей — предметников в условиях образовательной практики.

 

Литература:

 

  1. Губина М.В. Изучение личностной готовности педагога к профессиональной деятельности с одарёнными детьми // Фундаментальные исследования. — 2011. — № 8.
  2. Ломакина О.Е. Проективность в методике формирования коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: монография — Волгоград, 2003.
  3. Харитонова, Л. А. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности: автореф. дисс. к.п.н — Чебоксары, 2005
  4. Герасимова А.Г. Компоненты готовности будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 3
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, будущий учитель-предметник, будущий учитель, образовательная практика, педагогическая деятельность, содержание готовности, этап, аппаратное обеспечение, процесс обучения, сформированная готовность.