Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 10.02.2016

Статья просмотрена: 12287 раз

Библиографическое описание:

Княжева, В. В. Педагогические приемы выбора и моделирования новых форм внеклассных мероприятий / В. В. Княжева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 227-231. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9506/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Ключевые слова: формы внеклассных мероприятий, методика организации внеклассного мероприятия, поиск и моделирование форм внеклассных мероприятий.

 

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость поиска новых подходов, методов и форм организации и ведения образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. Большая роль в этом педагогическом воздействии на духовное становление личности, на формирование активной жизненной позиции оказывает влияние внеурочная и внеклассная воспитательная работа. Значимую роль в организации воспитательного процесса отводят классному руководителю, воспитателю, а также и преподавателю, который выступает активным участником в организации тематических познавательных внеклассных мероприятий. Мероприятие, организованное преподавателем-предметником может быть нацелено на развитие и формирование культурного потенциала обучающегося, развитие интереса к преподаваемому предмету, а также формированию общих компетенций, закрепленных стандартами образования.

Подготовка внеклассного мероприятия — это организованный и трудоемкий процесс, триединой целью которого является обучающее, воспитательное и развивающее воздействие на личность студента. К тому же, чтобы достигнуть поставленной цели мероприятие должно быть организовано на высоком методическом уровне, быть интересным и познавательным, затрагивать какую-либо проблемную тему, побуждать к дискуссии или игровой познавательной деятельности. Внеклассное мероприятие не должно сводиться к постоянным назидательным беседам, как правило, такая форма проведения является малоинтересной и скучной для студентов. Важными задачами педагога является поиск новых форм проведения внеклассных мероприятий, учет интересов, умений, способностей и возрастных особенностей самих воспитуемых, а также возможности материально-технического оснащения мероприятия.

Мы полностью согласны с мнением педагогов, которые считают, что «именно комплексное воздействие разнообразных форм воспитательной работы оказывает наиболее значимое влияние на формирование личности. Формальные, неинтересные мероприятия, морализаторские беседы, с повторение изо дня в день избитых истин, несмотря на благие намерения воспитателей, дают чаще всего обратный результат» [1, с. 3].

Следует отметить, применение однообразных форм не позволяет совершенствоваться, не способствует профессиональному росту педагога. Предлагаемые однотипные способы работы являются формальными, не учитывают индивидуальные особенности обучающегося. Использованием педагогом в своей работе разнообразных форм проведения мероприятий, раскрывает его педагогический опыт, мастерство, глубокие знания, а также демонстрирует стремление к инновационным поискам в образовательной деятельности.

Для того чтобы организовать воспитательное мероприятие, необходимо владеть методикой организации мероприятия, уметь дать созданному мероприятию оригинальное название, знать существующие формы, уметь наполнить эти формы нужным содержанием.

Если говорить о методике организации внеклассного мероприятия, то оно включает в себя четыре основных этапа: 1. конструирование мероприятия; 2. подготовительный этап; 3. этап проведения мероприятия; 4. анализ (самоанализ) проведенного занятия.

Рассмотрим компоненты содержания каждого этапа.

I этап — конструирование:

  1. Определение тематики мероприятия.

При определении названия, оно должно отражать содержание внеклассного мероприятия, быть лаконичным, привлекательным по форме, вызвать интерес у студентов.

  1. Определение содержания.
  2. Определение целевой аудитории.
  3. Постановка цели.
  4. Определение дидактических, воспитательных и развивающих задач.
  5. Выбор методов и средств обучения.
  6. Определение формы мероприятия.
  7. Обоснование выбранной формы.

II этап — подготовительный:

  1. Информирование о предстоящем мероприятии (афиша, объявление, реклама, информационные бюллетени).
  2. Подготовка места проведения мероприятия.
  3. Подбор музыкального и светового оформления.
  4. Техническое обеспечение.
  5. Подготовка реквизитов.
  6. Подготовка оценочных листов.
  7. Приглашение жюри.
  8. Выбор ведущего.
  9. Подготовка призов.
  10. Подбор материалов, необходимых для реализации мероприятия (литература, набор дидактического материала).
  11. Написание сценария.
  12. Проведение репетиций.
  13. Психологическая и практическая подготовка ребят.

III этап — проведение:

  1. Организационный момент (0,5–3 мин.).
  2. Вводная часть (от 1/5 до 1/3 времени занятия).
  3. Основная часть (чуть больше 1/3 времени всего занятия).
  4. Заключительная часть (от 1/4 до менее 1/5 времени).

Вводная и заключительная часть мероприятия должны быть яркими и запоминающими. В целом, мероприятие должно быть четко продумано и организовано, паузы мероприятия, необходимо заполнить, например, музыкальными композициями, слайд-шоу.

IV этап — анализ (самоанализ).

После проведения мероприятия необходимо проанализировать его по следующим критериям: наличие цели, актуальность и современность темы, целесообразность использованных форм, методов, приемов и средств обучения, направленность, глубина и научность занятия, соответствие возрастным особенностям, подготовленность преподавателя и студентов к работе, организованность и четкость ее проведения.

В педагогической литературе встречается большое разнообразие форм проведения внеклассных мероприятий, которые представим в табличной форме 1. Формы внеклассных мероприятий:

 

Таблица 1

Формы внеклассных мероприятий

диспут

лекторий

интеллектуальная игра

концерт

ролевая игра

выставка

деловая игра

экскурсия

спектакль

олимпиада

эстафета

конференция

поход

дискуссия

клуб веселых и находчивых

тренинг

викторина

сказка

бенефис

«круглый стол»

гостиная

телеконференция

путешествие

телепередача

салон

брейн-ринг

конкурс

интерактивная игра

реклама

судебный процесс

беседа

дебаты

встреча

фантазия

семинар-практикум

мастер-класс

проект

акция

 

Это далеко не полный перечень возможных приведенных вариантов внеклассных мероприятий, поиск и моделирование форм является интеллектуальным и творческим процессом, который может осуществляться постоянно и наполняться новыми педагогическими идеями, отличающимися от стандартных и однотипных подходов. Как было отмечено выше, появление новых идей, может зависеть от опыта, знаний педагога, его креативного мышления, желания творчески работать. Следует обратить внимание, на то, что, выбирая форму внеклассной работы, педагогу следует оценить ее учебно-воспитательное значение с позиций цели, задач, методов и средств мероприятия. Цель, в свою очередь, определяет решаемые в ходе мероприятия задачи. Затем педагог подбирает те методы и средства, с помощью которых будет оказано наибольше воспитательное влияние. После этого преподаватель определяет форму проведения мероприятия, которая бы максимально содействовала решению поставленных задач.

Для начинающих и опытных педагогов данная деятельность является трудоемкой, требует больших временных затрат в выборе формы и создании своей оригинальной идеи.

Рассмотрим, источники воздействия появления новых форм внеклассных мероприятий, которые нами были выявлены и нашли применение в педагогической теории и практике:

1)        новые взгляды и идеи студентов;

2)        формы проведения культурно-образовательных мероприятий;

3)        3.педагогические инновации педагогов, отраженные на научно-практических конференциях, «круглых столах», мастер-классах, педагогических и научных интернет-сообществах;

4)        виртуальный и реальный педагогический обмен опытом с коллегами;

5)        формы, применяемые в работе педагогов-психологов;

6)        формы подачи материала, представленных в СМИ;

7)        новые формы, методы, технологии работы в разных отраслях экономики, включая, производственную сферу и их адаптация к педагогической работе;

8)        формы участия граждан в общественной жизни;

9)        новые информационные технологии;

10)    педагогическая эвристика.

Как мы видим, из приведенного перечня, источниками появления форм новых внеклассных мероприятий, может быть как педагогическая, так и далеко не педагогическая среда, в которой живет и взаимодействует человек. Основным требованиям к появлению новых форм является их адаптация к образовательной среде и педагогическое воздействие на личность ребенка.

Как отмечает в своей работе, исследователь Е. В. Востокова, в связи с политехнизацией школьного образования в 60-е годы XX в., активизируются такие формы, как производственная практика, экскурсии, предметные кружки, тематические предметные вечера, викторины и др. В 1970-е годы под воздействием прессы и телевидения появляются внеурочные формы соревновательного типа — КВНы, олимпиады, предметные бои и т. д. в наши дни телевидение привело в школу такие обучающие внеурочные мероприятия, как игры «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «История и география», «Слабое звено» и др., которые органично вписались в новые технологии обучения, ориентированные на развитие эрудиции, коммуникабельности, креативности [2, с. 80].

Таким образом, процесс появления новых форм внеклассных мероприятий, их внедрение в педагогическую практику должен идти в совокупности с новыми технологиями, как в педагогической, так и непедагогической среде, основанными на общечеловеческих ценностях, моральных принципах и убеждениях. Ребенок должен чувствовать свою сопричастность к процессу обновления общества, его запросам и требованиям, тем самым осознавая роль и значимость современного образования, а также предлагаемых педагогических новаций.

Что касается содержательного компонента в проведении той или иной формы внеклассного мероприятия, педагогу необходимо обладать глубокими теоретическими знаниями и практическими умениями, которые бы обеспечивали их реализацию в педагогической практике.

Для того чтобы выбрать ту или иную форму проведения мероприятия, педагог должен исходить от целевых установок запланированного мероприятия, ведущей деятельности студентов, а также учитывать возможность и готовность ребят участвовать в новом виде деятельности.

Нами были скомпонованы указанные выше формы мероприятий по видам ведущей деятельности студентов и целевых установок, которые представим в нижеприведенной таблице 2. Формы внеклассных мероприятий по видам ведущей деятельности студентов:

 

Таблица 2

Формы внеклассных мероприятий по видам ведущей деятельности студентов

Дискуссионные формы внеклассных мероприятий

Внеклассные мероприятия состязательного характера

•   диспут;

•   дискуссия;

•   дебаты;

•   беседа;

•   конференция;

•   круглый стол;

•   гостиная;

•   салон;

•   лекторий;

•   телеконференция;

•   встреча.

•   конкурс;

•   викторина;

•   клуб веселых и находчивых;

•   брейн-ринг;

•   смотр;

•   презентация;

•   турнир;

•   эстафета;

•   олимпиада.

Творческие формы внеклассных мероприятий

Игровые формы внеклассных мероприятий

•   праздник;

•   фестиваль;

•   выставка;

•   концерт;

•   спектакль;

•   сказка;

•   фантазия;

•   бенефис;

•   мастер-класс;

•   акция.

•   ролевые игры;

•   интеллектуальные игры;

•   деловые игры;

•   настольные игры;

•   интерактивные игры.

Внеклассные мероприятия психологического просвещения

Познавательные формы внеклассных мероприятий

•   тренинг;

•   арт-терапия;

•   семинар-практикум.

•   устный журнал;

•   реклама;

•   поход;

•   экскурсия;

•   проект.

 

Данное деление является условным, многие формы мероприятий могут сочетать элементы дискуссии и познавательной деятельности, например, диспут, «круглый стол», телевизионная передача или творческого характера и игровой деятельности — спектакль, бенефис и др. Педагогом должно быть учтено, что для проведения каждой формы мероприятия ставятся разные цель и задачи, применяются разнообразные методы и средства, которые необходимо применять в работе с обучающимися.

Для определения и выбора формы проведения мероприятия, которая максимально бы содействовала решению поставленных задач, мы предлагаем использовать в работе педагога разработанный нами конструктор формы внеклассного мероприятия:

 

Таблица 3

Конструктор формы внеклассного мероприятия

Тема внеклассного мероприятия

 

Содержание внеклассного мероприятия (о чем?)

 

Целевая аудитория (для кого?)

 

Цель

 

Задачи

 

дидактическая:

 

воспитательная:

 

развивающая:

 

Методы реализации (какие?)

 

Средства обучения (с помощью чего?)

 

Решение поставленных задач с помощью данной формы

Возможные формы проведения

Дидактическая задача (+ / -)

Воспитательная задача (+ / -)

Развивающая задача (+ / -)

1.

 

 

 

2.

 

 

 

3.

 

 

 

4.

 

 

 

5.

 

 

 

Обоснование выбранной формы

 

 

 

Данный конструктор позволяет педагогу избежать ошибок в планировании внеклассного мероприятия, в выборе формы проведения, а значит реализовать поставленную цель и задачи внеклассного мероприятия. А также организовать и спланировать деятельность с ребятами, у которых есть интерес, возможности, желание участвовать в данном мероприятии, что немаловажно учитывать в условиях дифференцированного подхода к личности обучающегося.

Таким образом, подготовка и проведение внеклассного мероприятия — это планомерный и организованный процесс, имеющий своей целью воспитание и формирование духовно-богатой личности, с разносторонними интересами и потребностями, готовой занять активную позицию участника воспитательного процесса и раскрыть свои творческие и интеллектуальные способности. Большую роль в этом процессе играет обоснованный выбор формы проведения внеклассного мероприятия и, безусловно, мастерство и компетенция педагога.

 

Литература:

 

  1. Внеклассные мероприятия: 1–11 классы / Авт.-сост. Г. Г. Кулинич. — М.: ВАКО, 2012. — 272 с.
  2. Востокова Е. В. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения / Е. В. Востокова // Интеграция образования. — 2004. — № 2. — С. 77–86.
Основные термины (генерируются автоматически): внеклассное мероприятие, мероприятие, ведущая деятельность студентов, задача, средство обучения, III, воспитательный процесс, педагогическая практика, педагогическое воздействие, целевая аудитория.

Ключевые слова

формы внеклассных мероприятий, методика организации внеклассного мероприятия, поиск и моделирование форм внеклассных мероприятий., поиск и моделирование форм внеклассных мероприятий

Похожие статьи

Внеклассная деятельность учащихся по технологии в 7 классах при изучении раздела «Кулинария»

Статья посвящена вопросам организации внеклассной деятельности по технологии при изучении раздела «Кулинария» с учетом введения новых школьных образовательных стандартов и их требований к организации учебно-воспитательной деятельности учеников.

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод реализации двигательных потребностей детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по организации и проведению физкультурных досугов, праздников и соревнований, как эффективного средства реализации двигательного опыта старших дошкольников. Представлены рекомендации по составлению оптимального двигат...

Контроль и самореализация учащихся средствами дистанционной олимпиады

В статье рассматриваются теоретические основы формирования интереса и возможностей дистанционной олимпиады у будущих учителей.

Использование в ритмике коммуникативных игр-танцев

Теоретические основы развития коммуникативных навыков в музыкальной деятельностидошкольников через использование в образовательном процессе коммуникативных игр-танцев. Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального разв...

Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики, выделяются методы и приемы работы, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуник...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...

Приемы интенсификации занятий по РКИ в условиях современного учебного процесса

В статье рассмотрены некоторые приемы интенсификации занятий по РКИ, используя которые возможно оптимизировать обучение, сделать его более эффективным, мотивировать учащихся и активизировать их личностные возможности.

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...

Работа с вопросами как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий

В статье раскрываются приемы работы с вопросами в свете формирования регулятивных универсальных учебных действий в средней школе на основе таксономического подхода.

Похожие статьи

Внеклассная деятельность учащихся по технологии в 7 классах при изучении раздела «Кулинария»

Статья посвящена вопросам организации внеклассной деятельности по технологии при изучении раздела «Кулинария» с учетом введения новых школьных образовательных стандартов и их требований к организации учебно-воспитательной деятельности учеников.

Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод реализации двигательных потребностей детей старшего дошкольного возраста

В статье представлен опыт работы по организации и проведению физкультурных досугов, праздников и соревнований, как эффективного средства реализации двигательного опыта старших дошкольников. Представлены рекомендации по составлению оптимального двигат...

Контроль и самореализация учащихся средствами дистанционной олимпиады

В статье рассматриваются теоретические основы формирования интереса и возможностей дистанционной олимпиады у будущих учителей.

Использование в ритмике коммуникативных игр-танцев

Теоретические основы развития коммуникативных навыков в музыкальной деятельностидошкольников через использование в образовательном процессе коммуникативных игр-танцев. Общение и опыт взаимодействия со сверстниками важны для процесса музыкального разв...

Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики, выделяются методы и приемы работы, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуник...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста

В статье раскрывается понятие и особенности развития межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста; показана специфика развития сюжетно-ролевой игры у детей среднего дошкольного возраста; приведены результаты диагностики межличностных о...

Приемы интенсификации занятий по РКИ в условиях современного учебного процесса

В статье рассмотрены некоторые приемы интенсификации занятий по РКИ, используя которые возможно оптимизировать обучение, сделать его более эффективным, мотивировать учащихся и активизировать их личностные возможности.

Использование технологий личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Описаны рекомендации по использованию технологии личностно-ориентированного обучения в формировании познавательных УУД обучающихся третьего класса на уроках литературного чтения. Сделан акцент на целесообразности использования дифференцированных уров...

Работа с вопросами как средство формирования регулятивных универсальных учебных действий

В статье раскрываются приемы работы с вопросами в свете формирования регулятивных универсальных учебных действий в средней школе на основе таксономического подхода.