Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алиева, А. Р. Работа детского сада по повышению эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников в семье / А. Р. Алиева, А. К. Музапарова, Ш. К. Мангутова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 97-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9519/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

«Вопросы духовного и нравственного развития детей дошкольного возраста являются неотъемлемой часть государственной политики так как имеют жизненно важное значение как для каждого ребёнка, так и для благополучия страны» (Н. А. Назарбаев)

Одна из функций семьи — первоначальная социализация ребёнка. Однако семья живёт в определенном обществе в определённое время, эпоху. Все перемены в обществе накладывают свои отпечатки, негативные или позитивные, на формирование современной семьи. От благополучия семьи зависит то, как будет формироваться и развиваться личность ребёнка. Известно, что процесс воспитания ребёнка начинается в семье с первых месяцев его жизни. Ошибки воспитания с самого раннего детства могут оказаться непоправимыми и позднее проявиться в поведении ребёнка, в различных отклонениях развития его личности.

Обязанность каждой семьи — развить ребёнка нравственно. Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих позиций добра и зла, и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам.

Многие родители ошибочно считают, сто приведя ребёнка в дошкольное учреждение, они имеют право переложить на педагогов ответственность, за воспитание и становление личности своего ребёнка. Однако Закон РК «Об образовании» гласит: «Родители и иные законные представители обязаны: создавать детям здоровье и безопасные условия для жизни и учёбы, обеспечивать развитие и интеллектуальных и физических сил, нравственное становление; оказывать содействие организациям образования в обучении и воспитании детей» (Статья 49, п.21,2.3).

В задачу детского сада входит оказание грамотной профессиональной помощи семье, а также умелая организация совместного, целенаправленного развития ребёнка. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду педагоги и психологи, используя тестирование, опросы и другие средства, проводят исследование семьи, определяя:

        тип семьи;

        влияние семьи на нравственное воспитание ребёнка;

        условия формирования нравственных качеств;

        методы и приемы воспитания;

        ошибки семейного воспитания.

В зависимости от полученных результатов исследования нравственного воспитания ребёнка в семье, от уровня педагогической культуры родителей, учёта возрастных особенности детей строится дальнейшая работа в детском саду по оказанию психолого-педагогической помощи семье.

Психолого-педагогическая служба включает просветительскую работу по воспитанию и развитию нравственности в семье: составление плана работы; проведение цикла лекций, бесед, консультаций, тестирования, родительских собраний; оформление стендов, папок передвижек; подбор литературы для родителей и т. д. однако практика показала, что такое сотрудничество детского сада и семьи ожидаемых результатов не принесло: наблюдалось формальное отношение родителей к мероприятиям, низкая посещаемость собраний, отсутствовала гармония в работе с родителями.

Учитывая современные требования к системе образования, проанализировав проведённую работу с родителями по нравственному воспитанию детей, педагоги детского сада пытались изыскать, возможности педагогической работы, в данном направлений. Был сделан вывод: деятельность детского сада не должна носить односторонний характер, важен принцип единства и согласованности работы детского сада и семьи.

С этой целью была разработана практическая часть: проведение семинаров-практикумов, участие родителей в педагогических советах, проведение и оформление праздников, коллективные и индивидуальные посещения культурных учреждений (музей, выставки, театры) и др.

В процессе работы углублялись и систематизировались знания о социальном статусе семьи и её воспитательных возможностях. Отмечалось влияние детского сада на воспитательную деятельность семьи, практически доказывались социально- психолого-педагогические особенности общения воспитателей и родителей. Особое место заняла разработка конкретных рекомендаций для родителей по организации содержательного досуга в семье, сценария проведения семейных чтений, походов и прогулок. Идею разработки сценария семейного праздника подсказали родители.

В результате работы детского сада и семьи наблюдалось повышение активности родителей, их теоретической подготовленности. Многие из них отмечали, что стали лучше понимать своих детей, сто, зная возрастные и психолого-педагогические особенности, стало проще договариваться с детьми уменьшилось количество капризов у детей, потому что многие родители поняли, что капризы детей — это неправильная родительская реакция на поведение ребёнка.

Таким образом, повышая педагогическую культуру родителей, педагоги меняют их взгляды на нравственное воспитание ограждает ребёнка от формирования негативного поведения и оберегает от отклонений в развитии его личности. Нравственное воспитание ребёнка в семье является важным факторам положительных изменений в обществе, его духовно-нравственного оздоровления в стране в самое ближайшие время.

 

Литература:

 

  1. Степанов П. В.,Примерная программа внеурочной познавательной деятельности учащихся. Спутник классного руководителя № 4–2011
  2. Петрова В., Хомякова И., Стульник Т.,Программа «Азбука нравственного образования». Воспитание школьников с № 2–2006 г. — по № 5 2010 г.
  3. Жуковская Р. И. Игра и её педагогическое значение. — М., 1990г
  4. Крупская Н. К. О дошкольном воспитании. –М., 1990г
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, семья, родитель, педагогическая культура родителей, ребенок.

Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Педагогический проект «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении

Система нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе музыкальных и физкультурных мероприятий

Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения

Похожие статьи

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Взаимодействие детского сада и семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Педагогический проект «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах экологического воспитания дошкольников

Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах формирования экологического мировоззрения детей дошкольного возраста

Система патриотического воспитания в дошкольном учреждении

Система нравственно-патриотического воспитания дошкольников в процессе музыкальных и физкультурных мероприятий

Сотрудничество с семьями воспитанников в рамках правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Взаимодействие ДОУ с родителями в воспитании подрастающего поколения