Подвижные игры народов России — отражение климатических особенностей элемента быта культуры традиции разных народов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Громова, Л. А. Подвижные игры народов России — отражение климатических особенностей элемента быта культуры традиции разных народов / Л. А. Громова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9525/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Многочисленные научные исследования показали, что при регулярном занятии физическими упражнениями и играми дети быстрее растут и развиваются. Физические упражнения и игры способствуют развитию всех основных физических качеств ребенка, укреплению его здоровья, формированию духовных и нравственных качеств. Игра является средством познания мира для ребенка и подготовкой к самостоятельной жизни. Именно в игре ребенок приобретает необходимые жизненные навыки и качества; развивает умственные способности, совершенствует восприятие окружающей действительности, формирует механизмы координации и управления движениями. Вместе с тем, игра способствует приобретению исключительного опыта операций с орудиями труда и различными предметами; развивает психические, физические и другие основные качества ребенка.

В дальнейшем игра для него становится необходимостью, она сохраняет свою притягательную силу, удовлетворяя естественную потребность для каждого человека в движении и творческой деятельности на весь жизненный период. Важная особенность, что ребенок в своих играх не только подражает действиям старших, но и модифицирует их соответственно своей выдумке и фантазии. Конечно, по мере его взросления естественным образом меняется характер и содержание этих игр. Игры способствуют формированию двигательных навыков, развитию, совершенствованию жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Они используются как многоплановое, комплексное средство оздоровления детей.

По данным исследователей, подвижные игры являются носителями национальной культуры и быта народов России. Подвижные игры народов России, несмотря на большое разнообразие, связанное с этническими, и другими особенностями, так или иначе, отражают такие общие черты, присущие этой форме состязаний, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Игры характеризуются внезапно возникающей обстановкой и меняющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности и инициативы.

Народные подвижные игры связаны с проявлением эмоций, самостоятельности и относительной свободы действий, сочетающихся с выполнением добровольно принятых или установленных особенностей при подчинении личных интересов общими. Все это является основной причиной той популярности, которой пользуются игры не только в нашей стране, но и у народов всего мира.

Народная игра — естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается: образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.

Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.

Игровую деятельность отличает заложенный в ее основе мощный заряд положительных эмоций, который не только ребенок, но и взрослый может свободно выплескивать в процессе игры, чувствуя себя непринужденно, даже при достаточно больших психических и физических нагрузках.

Важными особенностями игры являются постоянная смена различных видов деятельности, напряжения и расслабления, необходимость строгого подчинения установленным правилам и проявления творческих способностей для поиска оптимального решения поставленной задачи.

Народная игра — игра реализующееся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях оговоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями: социально-политическим, экономическим, национальным. Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения детей к народным традициям, что, в свою очередь представляет важнейший аспект воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к прошлому является весьма своевременным.

Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать следующие задачи:

                    Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и хранить народные традиции.

                    Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.

                    Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих способностей.

Историческая справка о традиционных русских играх.

История русской лапты. При Петре I игру начали применять как средство физической подготовки солдат Семёновского, Преображенского и Шевардинского полков и далее для других воинских подразделений. В Российской империи игра в лапту применялась как средство активного досуга населения различных возрастных групп и как средство физического воспитания детей, подростков, юношей и девушек. При комиссаре просвещения Подвойском русская лапта была включена как средство физической подготовки в войсках Красной Армии. Официальные первенства по русской лапте начали проводиться в России в конце 50-х, начале 60-х, затем на некоторое время проведение соревнований было прекращено. 11 ноября 1986 года вышло Постановление Госкомспорта СССР «О развитии бейсбола, софтбола и русской лапты», после чего проведение всероссийских турниров было продолжено. В 1996 году была создана межрегиональная федерация русской лапты, в 2003 году она была преобразована в общероссийскую общественную физкультурно-спортивную организацию — Федерацию русской лапты России, объединяющую 46 региональных отделений в субъектах нашей страны. В настоящее время русская лапта получила своё развитие как официальный вид спорта, вошедший в Единую Всероссийскую Спортивную Классификацию и культивируется в более чем 45 регионах Российской Федерации. Проводятся официальные Чемпионаты, Кубки, Первенства России среди разных возрастных групп, всероссийских традиционные детско-юношеские турниры. Соревнования проводятся на открытых травяных и земляных спортивных площадках, а также в спортивных залах и манежах.

Создана достаточно неплохая научно-методическая фаза, имеются официальные правила соревнований, различные методические пособия по технической, тактической, физической подготовке игроков, методике судейства, по организации проведения соревнований. Федеральным агентством по физической культуре и спорту и Федерацией русской лапты России разработана и утверждена примерная программа по русской лапте для ДЮСШ, готовится к изданию пособие «Технология тренировочного процесса по этапам спортивной подготовки». Русская лапта развивает многие жизненно важные физические качества человека-быстроту, силу, координационные способности, вырабатывает игровое мышление, развивает смекалку, чувство коллективизма и т. д. По техническим элементам это самый естественный и доступный вид спорта по сравнению с другими спортивными играми.

Учащиеся 5–6 класса за одно занятие могут научиться игре в русскую лапту, что не под силу в других игровых видах спорта. И самое главное, в русской лапте не требуется дорогостоящий инвентарь, оборудование и специальная экипировка. Достаточно иметь обычный теннисный мяч, деревянную (самодельную) биту, ровную площадку для игры и желание проявить себя в этом увлекательном русском национальном виде спорта. На сегодняшний день норматив «Мастер спорта России» выполнили более 300 спортсменов, активно занимающихся русской лаптой в нашей стране.

Городки. Игра существует более двух столетий. Первые достоверные сведения о распространении у русских игры в городки относятся к началу XIX века. Это цветные гравюры, содержащиеся в нескольких западноевропейских изданиях и сопровождаемые кратким описанием русской народной забавы. По этим публикациям можно судить, что к началу XIX века игра в городки (или рюхи) была распространена по всей России и имела свои правила. Поэтому возникновение игры в городки следует отнести к середине или к первой половине XVIII века. Эта игра зародилась в гуще русского народа и распространилась как среди крестьянства, так и среди городских жителей.

В городки с удовольствием играли русские писатели Толстой и Горький, певец Шаляпин, музыкальный критик и композитор Стасов, академик Павлов, генетик Тимофеев-Ресовский, а также советские руководители Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов.

Как вид спорта, имеющий единые правила, городки сформировались к 1923 году, когда в Москве были проведены первые Всесоюзные соревнования. В 1928 году городки были включены в программу Всесоюзной спартакиады. В 1933 году вышли новые правила, в которых были определены 15 фигур. Начиная с 1987 года асимметричные мишени для левшей стали зеркально переворачивать.

Особую популярность городки завоевали в XX веке. С 1936 года проводились чемпионаты СССР по городкам. Почти все соревнования выигрывали москвичи. Заслуженный мастер спорта, чемпион Союза по городкам в командном и личном зачете Семён Громов в шутку утверждал, что в 50-х годах чемпионские звания распределялись ещё в поезде, который вёз московских городошников на соревнования. В командных баталиях самыми знаменитыми были команды «Серп и молот» (5 лет чемпионства), «Спартак» (5 лет чемпионства), «Зил». Согласно официальной статистике, в 1960-е — 1970-е годы городками в СССР занималось около 350 тысяч человек. Популярность городков стала падать к 80–90-м годам. После распада Советского Союза количество занимающихся резко сократилось, инвентарь городошный больше не производился. С начала XXI века интерес к городошному спорту снова стал повышаться. В частности ежегодно проходят розыгрыши Кубка Европы по городкам.

Стеношный рукопашный бой. Особой любовью в России пользовался сохранившийся до наших дней так называемый стеношный рукопашный бой. О популярности именно стеношной формы кулачного боя, о так называемых боях «стенка на стенку», свидетельствуют и воспоминания очевидцев — Пушкина и Лермонтова, Бажова и Гиляровского, а также изыскания первых русских этнографов, описателей народной жизни — Забелина и Сахарова, строки полицейских протоколов и государственных указов. В архивах хранится изданный Екатериной I указ от 1726 года «О кулачных боях», определявший регламент рукопашных схваток. Так же существовал указ «О небытии кулачным боям без позволения полицмейстерской канцелярии». В указе говорилось о том, что желающие участвовать в кулачных боях обязаны выбрать представителей, которые должны сообщить в полицию о месте и времени боя и отвечать за его порядок. Выдержка из воспоминаний М. Назимова о кулачных боях в Арзамасе объясняет, какое значение имели данные указы и каким образом относились в провинции к кулачным боям в начале XIX века.

Кошки-мышки. Эта старинная русская игра известна многим. Играть в нее легко и интересно. Игра хорошо развивает реакцию и выносливость играющих ребят.

Описание игры: выбирается двое водящих — кошка и мышка. Остальные игроки становятся в круг, взявшись за руки, тем самым образуя между собой ворота. Кошка стоит за кругом, мышка — в круге. Задача кошки — войти в круг и поймать мышку. При этом кошке разрешается прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или даже перепрыгивать через них. Играющие стараются не пропустить кошку внутрь круга. Если же кошке удастся пробраться в круг, играющие сразу открывают ворота и выпускают мышку. А кошку стараются из круга не выпускать. Игра заканчивается победой кошки и соответственно поражением мышки.

Правила игры: играющие встают лицом друг к другу и берутся за руки так, чтобы между ними оставалось достаточное расстояние. Когда кошка пытается пробраться внутрь круга, или наоборот выбраться из него, играющим запрещается сдвигать плечи. Мышка, оказавшись за пределами круга, не имеет права убегать далеко. Примечания: оптимальное количество игроков — от 10 до 25–30. По окончании игры, когда кошка поймала мышку, они встают в круг,

Игра «У медведя во бору». Медведь, выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку: У медведя во бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл На печи застыл! Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем. Правила игры: медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Гуси-лебеди. Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

Гуси-гуси!

Га-га-га.

Есть хотите?

Да, да, да.

Гуси-лебеди! Домой!

Серый волк под горой!

Что он там делает?

Рябчиков щиплет.

Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры: гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

 

Литература:

 

  1. Жуков М. Н., Подвижные игры. — М., 2000.
  2. Коротков И. П., Подвижные игры в занятиях спортом. — М.,1991.
  3. Литвинов М. Ф., Русские народные подвижные игры. — М., 1986.
  4. Осокина Т. И., Детские подвижные игры. — М., 1989.
  5. Физическая культура: Учебное пособие/Под ред. В. А. Коваленко. — М.: Изд-во АСВ, 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, русская лапта, городок, гусь, кошка, круг, народная игра, начало XIX века, правило игры, Россия.

Похожие статьи

Развитие интереса к культуре народов России у населения посредством подготовки праздников и обрядов

Роль народных подвижных игр в формировании нравственных качеств дошкольников

Национальный костюм как элемент традиционной культуры народов Северного Кавказа

Традиционная культура Тамбовского края: региональная специфика обрядов родильного цикла

Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор развития сознания человека

Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры

Формирование универсальных учебных действий младших школьников через систему различных видов творческой деятельности

Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы

Специфика этнического самосознания алтайцев в контексте возрождения традиционных верований

Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкальную деятельность как важное звено преемственности в системе воспитания гражданина — патриота России

Похожие статьи

Развитие интереса к культуре народов России у населения посредством подготовки праздников и обрядов

Роль народных подвижных игр в формировании нравственных качеств дошкольников

Национальный костюм как элемент традиционной культуры народов Северного Кавказа

Традиционная культура Тамбовского края: региональная специфика обрядов родильного цикла

Культурные традиции и обряды русского этноса как фактор развития сознания человека

Особенности формирования культуры поведения детей седьмого года жизни посредством сюжетно-ролевой игры

Формирование универсальных учебных действий младших школьников через систему различных видов творческой деятельности

Подвижные игры и элементы спортивных игр как основа формирования личности и развития двигательных умений и навыков обучающихся начальной школы

Специфика этнического самосознания алтайцев в контексте возрождения традиционных верований

Формирование патриотических чувств у дошкольников через музыкальную деятельность как важное звено преемственности в системе воспитания гражданина — патриота России