Мониторниг мнения студентов как инструмент повышения качества прохождения производственной практики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 25.01.2016

Статья просмотрена: 420 раз

Библиографическое описание:

Костина, И. Н. Мониторниг мнения студентов как инструмент повышения качества прохождения производственной практики / И. Н. Костина, А. А. Дрегалкина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 246-249. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9535/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Прохождение производственной практики — качественная составляющая процесса «Реализация основных образовательных программ» на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета (УГМУ). Производственная практика выполняет такие важные функции в профессиональной подготовке студента, как углубление и расширение теоретических знаний, применение их в конкретных клинических ситуациях, развитие познавательной, творческой активности, клинического мышления будущего специалиста [1, 2, 3]. Производственная практика оказывает влияние на освоение профессиональных компетенций, на успешность социальной адаптации к профессии.

Производственная практика студентов стоматологического факультета в качестве «помощника врача-стоматолога (хирурга)» предусмотрена основной образовательной программой на 7 семестре обучения по окончании зимней сессии [2, 3]. Цель производственной практики — закрепление, совершенствование приобретенных теоретических знаний и практических навыков оказания квалифицированной хирургической стоматологической помощи пациентам на амбулаторном приеме. Продолжительность производственной практики составляет 72 ч. (3 з.е.).

Процесс подготовки к проведению производственной практике начинается в осеннем семестре. Руководитель практики проводит собрание студентов и информирует о сроках, порядке проведения практики, ее цели, распределения студентов по стоматологическим медицинским учреждениям, условиях допуска к практике и зачету, требованиях к оформлению дневника. Традиционно студенты проходят практику в стоматологических поликлиниках (СП) г.Екатеринбурга и Свердловской области [1, 2, 4].

Производственная практика проводится в два потока (январь-февраль) и начинается с общего собрания студентов на клинических базах с представителями администрации СП. Уточняется список студентов, программа практики, организация и график работы студентов. Собрание завершается инструктажем по технике безопасности на рабочем месте [4].

В ходе производственной практики в СП студенты имеют возможность применить знания и умения, полученные на практических занятиях, лекциях по дисциплине «Хирургия полости рта», освоить принципы асептики, антисептики, работы стоматологического хирургического кабинета/отделения. Работа студентов проводится в соответствии с графиком по шестидневной рабочей неделе. Контроль за соблюдением графика работы студентов возлагается на руководителей и кураторов практики.

Объем выполняемой работы студенты ежедневно фиксируют в дневнике производственной практики, который представляется при сдаче зачета с цифровым отчетом о выполненных манипуляциях. По окончании производственной практики студенты в установленный срок проходят итоговую аттестацию (зачет), включающую тестовый контроль знаний и собеседование.

Контроль качества организации и проведения производственной практики оцениваются по результатам сдачи зачета, анкетирования студентов и отзывам работодателей [1, 2, 3, 4].

Материал и методы исследования

Для изучения мнения студентов 4 курса стоматологического факультета –внутренних потребителей образовательного процесса — о прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга в январе-феврале 2015 г. преподавателями кафедры разработана анонимная анкета из 12 вопросов. Для оценки подготовки и самоподготовки студентов к производственной практике в анкету включены пять вопросов. Для оценки проведения производственной практики в анкету были включены 7 вопросов.

В анкетировании приняли участие 40 студентов (44,4 %) 4 курса стоматологического факультета по окончании прохождения производственной практики.

Результаты исследования

Подготовительный этап включал проведение со студентами производственного собрания для разъяснения цели, порядка прохождения производственной практики, оформления необходимых документов (договор, санитарная книжка, дневник практики, выполнение УИР и др.). По результатам анкетирования было выявлено, что цель производственной практики, порядок ее прохождения понятны 77,5 % респондентов. Для 20,0 % респондентов информация о практике частично была не понятна, 2,5 % ничего не поняли. Большая часть респондентов (80 %) подготовили санитарную книжку накануне прохождения практики (декабрь-январь). Дневник производственной практики заблаговременно распечатали с информационного сайта вуза 72,5 % респондентов. Подготовили дневник непосредственно перед началом практики 22,5 % респондента. Тематика и правила выполнения УИР были понятны 55 % опрошенных студентов.

Производственную практику в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга в муниципальных СП г.Екатеринбурга прошли 71 % респондентов, в частных стоматологических учреждениях г.Екатеринбурга — 16 %, в стоматологических учреждениях Свердловской области — 13 %.

Большая часть опрошенных студентов отметили, что при прохождении производственной практики они смогли самостоятельно выполнить клиническую работу на амбулаторном стоматологическом приеме (табл. 1).

 

Таблица 1

Характер выполненной студентами клинической работы при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга

№ п/п

Вид работы

Количество ответивших

1.

Проведение клинического обследования пациента

92,5 %

2.

Заполнение амбулаторной истории болезни

92,5 %

3.

Постановка клинического диагноза

87,5 %

4.

Выполнение местной анестезии

85,0 %

5.

Операция удаления зуба

82,5 %

6.

Ассистирование при операциях

90,0 %

 

Часть опрошенных студентов (2,5–7,5 %) указали на определенные трудности при прохождении производственной практики (табл. 2) и выполнении УИР (2,5 %).

Кроме того, 2,5 % респондентов отметили недоверие со стороны врача-куратора при прохождении производственной практики. У 2,5 % опрошенных студентов тяжело проходила адаптация в СП по месту прохождения практики.

По окончании производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга 37,5 % респондентов считают, что смогли применить знания и умения, полученные в вузе на кафедре. Убедились в правильности выбора профессии 60 % опрошенных студентов. Для 27,5 % респондентов производственная практика дает возможность выбора места трудоустройства по окончании обучения. Формальный характер производственной практики указали 5 % студентов.

 

Таблица 2

Трудности при выполнении клинической работы при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга

№ п/п

Вид работы

Количество ответивших

1.

Не мог расспросить пациента

2,5 %

2.

Не мог заполнить амбулаторную историю болезни

7,5 %

3.

Не мог сформулировать диагноз

5,0 %

4.

Не мог сам поставить местную анестезию

2,5 %

5.

Не мог работать хирургическими инструментами

2,5 %

6.

Не мог выполнить операцию удаления зуба

2,5 %

 

Полностью удовлетворены при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга 67,5 % респондентов, частично удовлетворены — 17,5 %. Не указали степень удовлетворенности 15 % опрошенных студентов.

Заключение

По окончании обучения в медицинском вузе студентам стоматологического факультета, успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, присваивается квалификация врача-стоматолога. Одногодичная интернатура с 1 января 2017 г. в Российской Федерации отменена. С 2016 г. выпускники стоматологического факультета должны будут сразу приступить к выполнению профессиональной работы. На рабочем месте врач-стоматолог должен оказать эффективную и адекватную квалифицированную медицинскую помощь.

На основании проведенного анкетирования, можно заключить, что 1/5 часть студентов 4 курса стоматологического факультета слабо мотивированы к прохождению производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга, несмотря на то, что эта третья практика по срокам прохождения согласно учебного плана обучения. Эта часть студентов готовит необходимые документы накануне прохождения практики, слабо представляет цель практики, организационные моменты подготовительного этапа, правила выполнения УИР, к самостоятельной работе во время прохождения практики готовы частично.

Большая часть опрошенных студентов (82,5–92,5 %) активно участвовала в клинической работе на амбулаторном стоматологическом хирургическом приеме при прохождении практики. Около 2,5–7,5 % респондентов испытывали трудности при работе с пациентами.

Смогли применить необходимые знания и умения, полученные на кафедре, при прохождении производственной практики только 37,5 % опрошенных студентов. Для 27,5 % респондентов производственная практика позволила познакомиться с условиями работы, коллективом и рассматривать варианты трудоустройства по окончании обучения. Удовлетворены прохождением производственной практике в качестве врача-стоматолога-хирурга 85 % респондентов.

Таким образом, организация и проведение производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга соответствует ФГОС. Измеренные показатели удовлетворенности студентов качеством прохождения практики достаточно высокие (85 %), но несколько ниже (88,9 % и 89 %) в сравнении с аналогичным показателем 2010 г. и 2011 г. [2, 3].

По результатам проведенного исследования необходимо улучшение учебно-методическое обеспечение по производственной практике, более широкое внедрение на практических занятиях по дисциплине «Хирургия полости рта» работы студентов с биомоделями, симуляторами, совершенствование методов управления учебно-познавательной деятельности студентов, поиск новых технологий обучения для слабоуспевающих студентов.

 

Литература:

 

  1.      Костина И. Н., Шестакова А. А. Производственная практика студентов по хирургической стоматологии: изучение мнения внешних потребителей образовательного процесса // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Красноярск, 2009. — С.88–90.
  2.      Костина И. Н. Удовлетворенность студентов 4 курса стоматологического факультета производственной практикой в качестве помощника хирурга-стоматолога // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Красноярск, 2010. — Ч. 1. — С. 142–146.
  3.      Костина И. Н., Журавлев В. П. Изучение мнения студентов о прохождении производственной практики в качестве помощника хирурга-стоматолога в разные годы // Материалы V Всероссийской научно-методической дистанционной конференции. -Красноярск, 2011. — С.64–70.
  4.      Дрегалкина А. А., Шимова М. Е., Шнейдер О. Л. Пути оптимизации производственной практики «помощник врача-стоматолога-хирурга» // Вестник УГМУ. — Выпуск 1 (28). — Екатеринбург, 2015. — С.24–27.
Основные термины (генерируются автоматически): производственная практика, качество помощника врача-стоматолога-хирурга, стоматологический факультет, студент, клиническая работа, прохождение, респондент, окончание обучения, прохождение практики, Свердловская область.

Похожие статьи

Стимулирование персонала как метод повышения трудового потенциала организации

Социальный аудит как метод повышения эффективности деятельности предприятия

Стратегическое планирование как инструмент повышения конкурентоспособности продукции предприятия

Необходимость проведения деловой оценки персонала как фактор влияния на эффективность работы предприятия

Организационная культура как фактор повышения эффективности управления персоналом

Выступление перед аудиторией как способ улучшения речевой профессиональной компетентности студентов

Управление затратами как фактор повышения эффективности предприятий энергетической отрасли

Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов

Мотивация достижения как один из критериев повышения инновационной активности организации

Методы и практики повышения мотивации и лояльности сотрудников

Похожие статьи

Стимулирование персонала как метод повышения трудового потенциала организации

Социальный аудит как метод повышения эффективности деятельности предприятия

Стратегическое планирование как инструмент повышения конкурентоспособности продукции предприятия

Необходимость проведения деловой оценки персонала как фактор влияния на эффективность работы предприятия

Организационная культура как фактор повышения эффективности управления персоналом

Выступление перед аудиторией как способ улучшения речевой профессиональной компетентности студентов

Управление затратами как фактор повышения эффективности предприятий энергетической отрасли

Деловая игра как средство развития профессиональных компетенций студентов

Мотивация достижения как один из критериев повышения инновационной активности организации

Методы и практики повышения мотивации и лояльности сотрудников