Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине «Хирургия полости рта» через анкетирование студентов 4 курса стоматологического факультета | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 25.01.2016

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Костина, И. Н. Оценка качества подготовки специалиста по дисциплине «Хирургия полости рта» через анкетирование студентов 4 курса стоматологического факультета / И. Н. Костина. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 249-251. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9536/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

В январе 2011 г. Министерство образования и науки РФ утвердило Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО) по специальности 060201 — Стоматология. ФГОС — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и профессии, специальности и направления подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования [4].

В новом ФГОС ВПО описаны сроки, трудоемкость освоения основной образовательной программы, характеристики профессиональной деятельности специалиста, выделены 8 общекультурные, 52 профессиональные компетенции, учебные циклы, перечень дисциплин с указанием, что должен обучающийся знать, уметь, чем владеть в результате изучения программы, требования к условиям реализации, к оценке качества освоения программы.

Согласно ФГОС ВПО и учебного плана на кафедре хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии Уральского государственного медицинского университета с сентября 2013 г. начато преподавание дисциплины «Хирургия полости рта» на 5, 6, 7 семестрах обучения студентов 3 и 4 курсов стоматологического факультета. Цель изучения дисциплины — обучение врачебной деонтологии, развитие профессиональных компетенций, формирование начальных профессиональных мануальных навыков в диагностике и хирургическом лечении одонтогенных заболеваний челюстно-лицевой области. Общая трудоемкость дисциплины 216 час. (3 зет). Заканчивается преподавание дисциплины проведением итоговой аттестации (экзамена) в зимнюю сессию по окончании 7 семестра обучения.

Материал и методы исследования

Для изучения мнения студентов 4 курса стоматологического факультета о подготовке и проведении итоговой аттестации (экзамена) по дисциплине «Хирургия полости рта» преподавателями кафедры была разработана анкета из 14 вопросов. Анкета содержала 7 вопросов о подготовке, самоподготовке к экзамену, 7 вопросов о проведении, сдачи экзамена.

В анонимном анкетировании участвовали 40 студентов (44,4 % от общего количества обучающихся на 4 курсе стоматологического факультета), которое было проведено в феврале 2015 г. через 3 недели после проведения итоговой аттестации (экзамена) по дисциплине «Хирургия полости рта». Успеваемость студентов по данной дисциплине на разных семестрах обучения составила 89,5–92,4 %. Успеваемость по результатам сдачи экзамена составила 90,3 %.

Результаты исследования и обсуждение

При изучении ответов респондентов на вопросы по подготовке, самоподготовке к экзамену необходимо отметить, что 95 % читали учебник, 77,5 % использовали лекционный материал, 55 % самостоятельно решали ситуационные задачи из сборника задач, 5 % посетили дополнительные занятия с преподавателями.

При подготовке 62,5 % респондентов использовали литературу на бумажном носителе, 15 % использовали электронные носители, 35 % использовали разные носители информации. При этом 90 % респондентов отметили полную доступность учебной литературы при подготовке к экзамену, 10 % — частичную доступность.

Все опрошенные студенты (100 %) считают, что лекционный материал и практические занятия помогли при подготовке к экзамену. 87,5 % респондентов положительно оценили проведение консультаций перед экзаменом, т. к. получили ответы на теоретические вопросы (57,5 %), разъяснения по практической части экзамена (30 %). Проведения консультаций не помогли в подготовке к экзамену 5 % респондентов.

Изучение вопросов респондентов на вопросы о проведении и сдаче экзамена позволило отметить, что наиболее сложным (47,5 %) было выполнение заданий в тестовой форме. Сложности при собеседовании по ситуационной задаче испытали 25 % респондентов, при сдаче практических навыков — 15 %.

Полностью удовлетворены отношением студент-экзаменатор 60 % респондентов, частично удовлетворены — 17,5 %. Остальные респонденты дали ответ на этот вопрос.

Полностью удовлетворены результатами сдачи экзамена 62,5 % респондентов, частично удовлетворены — 12,5 %, не удовлетворены — 7,5 %.

По мнению 55 % опрошенных студентов, полученная на экзамене оценка отражает их реальный уровень знаний по дисциплине. По мнению 27,5 % респондентов, полученная на экзамена оценка частично отражает их уровень знаний. 2,5 % респондентов считают, что полученная на экзамена оценка не отражает их реальный уровень знаний по дисциплине.

После сдачи экзамена 55 % респондентов отметили, что дисциплина «Хирургия полости рта» им очень нравится, и они решили заниматься в СНО кафедры для углубления своих знаний. 7,5 % респондентов отмечают, что изучать дисциплину «Хирургия полости рта» им трудно.

Предложений по улучшению качества подготовки и проведению итоговой аттестации (экзамена) по дисциплине «Хирургия полости рта» от опрошенных студентов не поступило.

В результате осуществления обратной связи с внутренними потребителями образовательного процесса выяснилось, что проведение аудиторных занятий, консультаций преподавателями кафедры хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии помогает большинству обучающихся приобрести необходимые знания и умения для прохождения итоговой аттестации (экзамена). Половина опрошенных студентов показывает высокую мотивацию к углубленному изучению дисциплины «Хирургия полости рта», что будет способствовать формированию профессиональных компетенций будущего специалиста.

Заключение

Любой процесс обучения имеет свои временные границы и должен закончиться определенным результатом. Изучение любой дисциплины в целом или циклами заканчивается итоговой аттестацией — сдачей экзамена/зачета [2]. Итоговая аттестация позволяет получить представления о достигнутых студентом результатах.

Внутренние потребители образовательных услуг — студенты имеют разный уровень подготовки, мотивации к обучению, разную начальную подготовленность к обучению по дисциплине «Хирургия полости рта» с учетом ранее изученных дисциплин профессиональной образовательной программы по специальности 060201 — Стоматология и разные интеллектуальные способности [3]. Однако, личные качества студента (активность, исполнительность, ответственность, самостоятельность) играют важную роль и в большей степени определяют профессиональную подготовленность специалиста, нежели сам процесс обучения в вузе.

Таким образом, организация и проведение итоговой аттестации (экзамена) по дисциплине «Хирургия полости рта» соответствует ФГОС. Измеренные показатели удовлетворенности студентов качеством итоговой аттестации (экзамена) составили 75 % в 2015 г. 17,5 % респондентов при анкетировании не сделали оценку удовлетворенности при сдаче экзамена. При проведении мониторинга по дисциплине «Хирургическая стоматология» в 2009, 2010, 2011 гг. на основе анкетирования студентов 4 курса стоматологического факультета показатели оценки качества курсового экзамена составляли 79,6 %. 91,6 %, 91,9 % [1].

По результатам проведенного исследования требует улучшения обеспеченность студентов учебно-методической литературой на электронных носителях, переработка и коррекция заданий в тестовой форме, коррекция экзаменационного рейтинга, внедрение педагогических технологий для повышения удовлетворенности студентов изучением дисциплины «Хирургия полости рта».

 

Литература:

 

  1.      Костина И. Н. Мониторинг результатов обучения студентов по хирургической стоматологии // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. — Красноярск, 2008. — С.235–238.
  2.      Костина И. Н. Контроль знаний студентов как элемент педагогических измерений // Материалы региональной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2010. — С.118–122
  3.      Костина И. Н., Журавлев В. П. Оценка качества работы кафедры хирургической стоматологии внутренними потребителями образовательного процесса // Материалы региональной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2011. — С.104–108.
  4.      Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации». — М., 2012. — 46 с.
Основные термины (генерируются автоматически): итоговая аттестация, сдача экзамена, экзамен, дисциплина, респондент, стоматологический факультет, проведение, лекционный материал, тестовая форма, хирургическая стоматология.

Похожие статьи

Оценка удовлетворенности студентов организацией и проведением итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта»

Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга

Методика контроля знаний студентов бакалавриата по дисциплине «Тестирование программного обеспечения»

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Операторы цикла» для студентов бакалавриата

Сравнительная оценка влияния условий труда на состояние здоровья сотрудников рентгенхирургического и эндоскопического отделений по результатам анкетирования

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Операторы ветвления» для студентов бакалавриата

Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей при изучении курса «Эконометрика»

Особенности выполнения курсовых проектов по дисциплине «Программирование» на специальности «Введение в программную инженерию»

Примерная образовательная программа диагностического направления в подразделении «Психологическое сопровождение» АНО ППН «Оазис»

Методическое обеспечение подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Похожие статьи

Оценка удовлетворенности студентов организацией и проведением итоговой аттестации по дисциплине «Хирургия полости рта»

Оценка работодателями сформированности профессиональных компетенций у студентов четвертого курса стоматологического факультета при прохождении производственной практики в качестве помощника врача-стоматолога-хирурга

Методика контроля знаний студентов бакалавриата по дисциплине «Тестирование программного обеспечения»

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Операторы цикла» для студентов бакалавриата

Сравнительная оценка влияния условий труда на состояние здоровья сотрудников рентгенхирургического и эндоскопического отделений по результатам анкетирования

Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Операторы ветвления» для студентов бакалавриата

Профессиональная подготовка студентов экономических специальностей при изучении курса «Эконометрика»

Особенности выполнения курсовых проектов по дисциплине «Программирование» на специальности «Введение в программную инженерию»

Примерная образовательная программа диагностического направления в подразделении «Психологическое сопровождение» АНО ППН «Оазис»

Методическое обеспечение подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности