Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью
Авторы: Парканова Светлана Ивановна, Ревтова Светлана Николаевна, Котлярова Татьяна Михайловна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 26.01.2016
Статья просмотрена: 506 раз
Библиографическое описание:
Парканова, С. И. Использование здоровьесберегающих технологий в работе со школьниками с интеллектуальной недостаточностью / С. И. Парканова, С. Н. Ревтова, Т. М. Котлярова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 216-218. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9540/ (дата обращения: 16.11.2024).
«В системе образования в целом задействовано около трети населения Казахстана. И самое главное здесь то, что именно в системе образования растут, формируются и взрослеют наши дети. Это волнует каждую семью. Для каждого казахстанца высшая ценность — его здоровье» — отметил в программной статье «СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ КАЗАХСТАНА: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» 10 июля 2012, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
Поэтому все годы Независимости президент РК Н. А. Назарбаев уделяет пристальное внимание здоровью народа. Эта тема всегда на его контроле.
Каждый казахстанец должен понять, что без здорового образа жизни долго прожить невозможно.
В законе Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 345 «О правах ребенка в Республике Казахстан» гласит, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану здоровья, создание для него благоприятной окружающей среды, необходимой для здорового развития ребенка. (Глава 3. Статья 8.)
Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» в статье 48. «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников, отмечено, что в организациях образования обеспечивается выполнение необходимых мер по предотвращению заболеваний, укреплению здоровья, физическому совершенствованию, формированию здорового образа жизни обучающихся, воспитанников.
Дети с нарушением интеллекта, обучающиеся в специальной школе-интернате, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.).
Для них характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности; трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих наших воспитанников наблюдаются нарушения в физическом развитии.
Поэтому первым и самым главным направлением работы учителей является защита, сохранение и развитие здоровья ученика. Имеется в виду его физическое и психическое здоровье. Ведется активный поиск здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих необходимые условия для образования детей.
Цель деятельности:
Создание условий для повышения профессионального уровня учителей и организации образовательного процесса в школе, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья школьников с интеллектуальной недостаточностью, сохранение и развитие их индивидуальности.
Основные принципы педагогической деятельности:
- Использование здоровьесберегающих технологий;
- Системность обучения, взаимное соответствие целей, содержания и технологии обучения;
- Отбор оптимальных форм самостоятельной работы учащихся на уроке;
- Формирование общеучебных умений и навыков, как основа организации;
- Эффективность деятельности учащихся;
- Максимальная помощь ученику в познании и самоутверждении;
- Развитие творческой активности и познавательной самостоятельности;
- Индивидуализация и дифференциация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей каждого ученика, групп и класса в целом.
Учителя большое внимание в своей работе уделяют применению витагенной технологии — где обучение, основано на актуализацию жизненного опыта учащегося, его интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях. А опора на жизненный опыт ученика — это главный путь превращения знаний в ценность. Практика применения витагенного обучения показала, снимается психологический барьер, что позволяет детям почувствовать свою защищённость, что у ребят значительно повышается уровень познавательного интереса.
В своей работе педагоги активно используют имаготерапию, что способствует формированию образно-эмоционального опыта детей. Позволяет выявить духовную индивидуальность каждого ребенка, эффективно использовать потенциал искусства в профилактике негативных явлений в его эмоциональной сфере. Сформировать глубинные психологические установки оптимистического и жизнеутверждающего характера и развивать творческие способности. При нарушениях поведения, при страхах, при нарушении коммуникативной сферы положительное действие на детей оказывает применение на уроках чтения, мир вокруг, ручного труда, коррекции. Инсценирование рассказа захватывает ребенка, вызывает в нем яркие положительные эмоции.
В целях снятия нервно-психического напряжения, формирования адекватного межличностного поведения, коррекции нарушения общения учителя широко применяют арттерапию — которая включает в себя: озотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства), библиотерапию (воздействие чтением), музыкотерапию (через восприятие музыки), кинезетерапию (танцы, коррекционную ритмику). Применение этих средств обладает целительным действием само по себе, художественное творчество дает возможность выразить и заново пережить внутренние конфликты, оно является средством обогащения жизненного опыта.
Элементы цвето и ароматерапии применяемые учителями в работе помогают добиться положительных результатов в развитии личности умственно отсталых детей, способствует ослаблению эмоциональной напряжённости, понижению утомляемости, стимулирует интерес к учёбе.
Учителя, работающие с учащимися с умеренной степенью нарушения интеллекта активно в своей работе используют технологию раскрепощённого развития детей, разработанная физиологом В. Ф. Базарным и адаптированную к условиям интерната.
Отличительные особенности применения этой технологии состоят в следующем:
- Учебные занятия в классе с учащимися с умеренной степенью нарушения интеллекта проводятся в режиме смены динамических поз, в работе с учащимися с умеренной степенью нарушения интеллекта — это самая приемлемая форма работы. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть — работают за мольбертом или за большим общим столом, а возможно сидя на паласе. Тем самым дети не устают, а в то же время сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
- Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, впереди, слева, справа, сзади на стенах. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т. ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т. п.).
- С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного восприятия и познания мира на уроках по всем предметам мы применяем картину-панно, которую располагаем на одной из стен класса на котором с помощью специальных картинок и карточек разворачивается сюжет урока. Это даёт возможность практически «бескнижного» обучения, снижая нагрузку на зрение. Особенно актуально использование картины — панно в работе с учащимися с умеренной степенью нарушения интеллекта.
- Важная особенность уроков в коррекционной школе состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого учителя использует карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут по воле учителя оказаться в любой точке класса и которые дети должны найти и использовать в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
- У данной категории учащихся наблюдается незрелость в развитии моторных функций, которая проявляется в скованности, неловкости движения пальцев и кистей рук. Работу по коррекции нарушений зрительно — моторных функций мы проводим во время коррекционных пауз с использованием сенсорно-координаторных тренажей, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов, что оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторных реакций, скорость ориентации в пространстве, а также реакцию на экстренные ситуации в жизни.
- В процессе овладения детьми письмом мы применяем специальные дощечки, пластины для письма, рисования, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему «глаз — рука».
- При проведении уроков ручного труда, рисования в классах по программе 2 типа учителя используют детское хоровое пение, основанное на народных песнях и классической музыке.
- Учителями, работающими с учащимися с умеренной степенью нарушения интеллекта регулярно проводится диагностика состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах, они ведут «Листы индивидуальных достижений учащихся», где прослеживается динамика развития каждого ребёнка.
- В начальных классах дети совместно с педагогами и родителями сами созидают по законам искусства и трудового рукотворчества окружающую их жизненную среду. Выводы: При использовании здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися результаты обучения показывают снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья т. е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников.
Литература:
- Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г. с изменениями и дополнениями по состоянию на 02 февраля 2011г.).
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.11.2015 г.).
- Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года № 343-II «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.01.2015 г.).
- Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года № 179 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно — эпидемиологические требования к объектам образования».
- В законе Республики Казахстан от 8 августа 2002 года N 345 «О правах ребенка в Республике Казахстан»