Современные инновационные технологии в школьном образовании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 5412 раз

Библиографическое описание:

Раимбекова, Г. К. Современные инновационные технологии в школьном образовании / Г. К. Раимбекова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 179-183. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9554/ (дата обращения: 19.12.2024).

 

Сегодня во всем мире идет совершенствование системы образования и поиск новых образовательных модулей, технологий, ориентированных на образовательный результат. В Послании Главы государства народу «Новое десятилетие — новый экономический подъем — новые возможности Казахстана» отмечено: «К 2015 году должна полноценно функционировать Национальная инновационная система, а к 2020 году — она уже должна давать результаты в виде разработок, патентов и готовых технологий, внедряемых в стране». [1] Поэтому внедрение современных информационных технологий являются стратегическими приоритетами в сфере образования. Ведь информационные технологии помогают преподавателям вывести учебный процесс на качественно новый уровень.

Mеждународный опыт подтверждает, что инвестиции в человеческий капитал, и, в частности, в образование, начиная с раннего детства до зрелого возраста, способствуют огромной отдачей в будущем. [2] Дети –это резерв страны, который будет определять уровень её экономического и духовного развития. Школа — это один из значимых институтов образования в жизни человека. Основной задачей школы должно стать создание условий для самореализации личности каждого учащегося, каждого члена коллектива, создание условий для глубокого приобретения знаний, развития личности ребенка, для его самовоспитания, самоутверждения, самовыражения, саморазвития. Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией.

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Нововведения или инновации характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации — результат научных поисков учителей, ППО, целых коллективов. Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания.

Специфика инновационной методики:

                    инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;

                    использование инноваций приводит к изменению личности учащегося;

                    внедрение инноваций изменяет многие компоненты школы;

Главная цель методики — максимальное «раскрытие» природных способностей детей. Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ученику урок и в радость, и приносит пользу. Учитель должен не только вести уроки, но и помогать школьникам всесторонне развиваться. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащегося. [3]

Раньше педагог был основным источником знаний для учащихся, их передатчиком, транслятором. Эта функция сохраняется и поныне, но она уже отходит на второй план, так как имеется в наличии огромное информационное пространство. Сейчас наиболее актуальной становится педагогика сотрудничества, где преподавателю отводятся функции консультанта в поиске нужной информации. Такие задачи стоят сегодня перед казахстанской системой образования. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики, — основные цели инновационной деятельности. Инновационная деятельность в образовании как социально значимой практике, направленной на нравственное самосовершенствование человека, важна тем, что способна обеспечивать преобразование всех существующих типов практик в обществе. Инновационное обучение — это не только способ избежать негативного отношения к учебе. Оно подразумевает и развитие в новых условиях, ситуациях. В инновационном обучении следует строго подходить к отбору приемов работы. Л. Н. Толстой писал: «Тот прием хорош, который при своем введении в школу не требует усиления дисциплины, тот же, который требует большей строгости, наверное, дурен». [4] Следуя высказыванию Л. Н. Толстого можно отметить следующее: «Урок нужно строить таким образом, чтобы дети с нетерпением ждали следующего занятия, т.о. были бы полностью вовлечены в учебный процесс».

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения. Роль учителей русского языка и литературы в этом процессе немаловажна. Русский язык –один из самых сложных общеобразовательных предметов. Поэтому существуют различные трудности усвоения предмета. [5] Учителя –словесники должны заботиться о том, чтобы ученики школы овладели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно “открыть уста детей”, дать возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, самовыражаться посредством слова. Исходя из сказанного, можно утверждать о необходимости инновационных технологий в учебном процессе.

Одним из популярных методов в мировом профессиональном образовании является метод направляющего текста, с помощью которого легко структурировать образовательный процесс. Метод предполагает шесть фаз.

  1.                Фаза получения информации. Учебный процесс начинается со сбора первичной информации об изучаемом объекте (например, правило).
  2.                Фаза планирования. Составление плана работы. Планирование предусматривает наличие альтернативы.
  3.                Фаза принятия решения. В ходе дискуссии «за» и «против» выдвигается оптимальный вариант. Учитель не навязывает, а стимулирует процесс для принятия верного решения.
  4.                Фаза осуществления. На этой фазе учащиеся могут отчётливо понять правильность выбора.
  5.                Фаза контроля. Самоконтроль помогает диагностировать пробелы в знаниях учащихся. Проводится в письменном виде.
  6.                Фаза итогов. На этой фазе педагог комментирует результаты и даёт индивидуальные рекомендации.

Шесть фаз метода направляющего текста

 

Представленная модель применения метода направляющего текста с шестью фазами дает возможность учащимся выявлять причины ошибок и избегать их в будущем, а также способствовать развитию самоуправляющего группового учения.

На уроках литературы наиболее удобен в применении кейс –метод. Метод кейс-стади – это не просто методическое нововведение. Кейс –метод –это исследовательская методика. Можно сказать, что от этого метода напрямую зависит развитие интеллектуальных, коммуникативных возможностей учащихся. [6]

Кейс – это описание реальной ситуации, события, реально произошедшие в той или иной ситуации. Источники кейсов: жизненные ситуации, типовые ситуации, художественная и публицистическая литература, статистика, интернет.

Типы кейсов: 1 полевые [реалии], 2 кресельные [вымысел]

Навыки, развиваемые кейс — методом:

                    аналитические

                    практические

                    творческие

                    коммуникативные

                    социальные

                    самоанализ

Формы организации занятий с применением кейс-метода

Процесс работы

Действия преподавателя

Действия ученика

До занятия

1. Подбирает кейс

2. Определяет основные и вспомогательные материалы.

3. Разрабатывает сценарий занятия

1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы

2. Индивидуально готовится к занятию

Во время занятия

1. Организует предварительное обсуждение кейса

2. Делит группу на подгруппы

3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие

3. Принимает или участвует в принятии решений

После занятия

1. Оценивает работу учеников.

2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет письменный отчет о занятии по данной теме

 

Хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. В хорошем кейсе необходимо наличие центральных персонажей и их проблемы.

Художественная литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса, является настоящим кладезем для составления кейсов. Великолепные кейсы можно создать на базе таких известных произведений классической литературы, как роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», роман –эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» и тд. Использование фрагментов художественной литературы могут не только украсить кейс, но и сделать его интересным, легко усваиваемым. После удачно составленного кейса ученики чувствуют себя увереннее, не будут «скованны» в своих мыслях из-за оценок, да и учителю будет легко ими дирижировать.

Рассматриваемый метод предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха. Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач. Эффективность метода в том, что он легко усваивается и может быть соединён с другими методами обучения.

Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили погрузиться в другой мир, увидеть языковые и литературные процессы другими глазами, стать их участниками. Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий для работы по осмыслению орфографического и пунктуационного правила.

Таким образом, новые образовательные результаты могут быть достигнуты только в процессе освоения современных видов учебной деятельности, т. е. в инновационном образовательном процессе, выстроенном в информационной образовательной среде. Использование для построения образовательной среды средств ИКТ существенно расширяет ееинтерактивныевозможности, намного увеличивает визуализацию учебного материала. Также делает возможным оперативный контроль и коррекцию результатов учебной деятельности, обеспечивает доступ к новым источникам учебной информации, предоставляет учащимся средства решения учебных и практических задач, формирующих исследовательские, проектировочные умения, творческий характер их деятельности.

Сегодня инновационный поиск вошёл в «спокойное русло», стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом «штатной ситуации " в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений, поэтому развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. [7]

В заключении хотелось бы отметить, что так важно помнить золотые слова великого педагога Д. К. Ушинского: «Ребенок-это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». [8] Инновации способствуют этому всецело. Ведь целью каждого учителя является воспитание личности, готовой трудиться на благо общества с полной самоотдачей и благоговением перед самим процессом созидания.

 

Литература:

 

  1.                Государственная программа развития образования РК на 2011–2020 гг.
  2.                Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества /2005г. № 3/
  3.                Кваша В. П. Управление инновационными процессами в образовании. Дис. канд. пед. наук. М.,1994г
  4.                Клименко Т. К. Инновационное образование как фактор становления будущего учителя. Дис. Хабаровск, 2000.
  5.                Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность, 1997г.
  6.                Буравой М. Углубленное casestudy: между позитивизмом и постмодернизмом Рубеж, 1997г. № 10–11
  7.                Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии/ под ред Г. Н. Прозументовой Томск. 2003 г
  8.                Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы РК на 2005–2015 годы.
  9.                Казахстан на пути к обществу знаний. Выступление Президента Казахстана Н. А. Назарбаева перед студентами Назарбаев Университета. (Астана, 5 сентября 2012 года).
  10.            Беспалая Е. Н. Современные методы обучения на уроках русского языка и литературы / М., 2004/
  11.            Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы2003. № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, инновационная деятельность, кейс, русский язык, учитель, инновационное обучение, метод направляющего текста, учебная деятельность, хороший кейс, художественная литература.