Модернизация системы образования в Казахстане
Автор: Калжанова Гулсара Мырзахановна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 03.02.2016
Статья просмотрена: 22805 раз
Библиографическое описание:
Калжанова, Г. М. Модернизация системы образования в Казахстане / Г. М. Калжанова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 52-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9555/ (дата обращения: 15.11.2024).
Как и все другие новые независимые республики, Казахстан унаследовал от постсоветского периода хорошую систему образования. По уровню образования и квалификации населения,эффективности учебного процесса,научному потенциалу она превосходила многие развитые страны. Практически поголовная грамотность населения,всеобщность среднего и высокий уровень доступности высшего образования,бесплатность обучения на всех ступенях,научный характер и фундаментальность образовательных программ,многообразие научно-исследовательских направлений,огромный кадровый потенциал являлись бесспорными историческими достижениями советского периода. На новом этапе Казахстан выбрал путь построения государства с рыночной экономикой.
На современном этапе структура системы образования в Казахстане включает следующие уровни:
1) дошкольное воспитание и обучение;
2) начальное образование;
3) основное среднее образование;
4) среднее образование;
5) послесреднее образование;
6) высшее образование;
7) послевузовское образование.
Каждый из уровней имеет свое целевое назначение. Отличительная особенность действующей структуры школы заключается в том,что после трех ступеней обучение на старшей ступени проводится по двум направлениям-естестенно-математическому и общественно-гуманитарному. Данная структура школы расширяет возможности вариативного образования путем создания различных типов и видов общеобразовательных учреждений. Ориентация современной парадигмы образования на гуманистические ценности,в центре которых находится личность ребенка в условиях многоаспектного выбора своей жизнедеятельности,заставляет систему образования прогназировать и решать проблемы,связанных с разработкой и реализацией разных форм педагогической,психологической,медицинской поддержки на всех уровнях системы образования. Общеизвестно,что в истории человеческой цивилизации образование представляет одну из важнейших разновидностей социальной деятельности,в результате которой осуществляется освоение материальной и духовной культуры,происходит социализация личности как субъекта общественной жизни. Новая социальная реальность требует качественного образования. Стратегической задачей государства на современном этапе является построение эффективного общества,основанного на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации. Глубинный смысл современного образования состоит в его гуманитарном характере. В центре находится человек со своими жизненными,экзистенциальными проблемами. Гуманитарный взгляд концентрируется на таких сущностных проявлениях человеческой природы,как ценности,личностные смыслы,свобода,ответственность,творчество.
Образовательная политика Казахстана,отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу,учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловловливающие необходимость модернизации в системе образования:
- ускорение темпов развития общества,расширение возможностей политического социального выбора;
- переход к постиндустриальному, информационному обществу,значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия,в связи с чем особую важность приобретают формы коммуникабельности толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем,которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества,что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
- динамичное развитие экономики,рост конкуренции,сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда,глубокие структурные изменения в сфере занятости,определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников,росте их мобильности;
- возрастание роли человеческого капитала;человеческий фактор становится главным в определении будущего страны в новом тысячелетии.
Потому пришло понимание, что будущее современной цивилизации зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста. Оно все больше определяется ролью личности, готовой решать главные социально-экономические проблемы на благо и во имя человека. По данным ЮНЕСКО, одной из причин этого явления стала переоценка ценностей мировой цивилизации, в процессе которой общество подошло к осознанию необходимости воспитания человека культуры с планетарным мышлением, способного активно участвовать в социальном прогрессе, изменяя себя и окружающую деятельность.
Основные факторы, формирующие личность:
Модернизация (от англ. Modern-современный)-изменение, усовершенствование. Поэтому к характерным чертам современного человека следует отнести: а)открытость по отношению к экспериментированию;б)расширение независимости от авторитетов; в)вера в науку; г)ориентация на мобильность; д) использование долговременного планирования; ж) активность в общественно-политической жизни. Ведущим фактором в реализации глобальных задач является система школьного образования. По словам Андрю Барбюса:”Школа-это мастерская,где формируется мысль подрастающего поколения,надо крепко держать его в руках,если не хочешь выпустить из рук будущее”.
Школа- в широком смысле этого слова- должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современное образование, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранении единого социокультурного пространства страны, предложения этно-национальной напряженности и социальных конфликтов, равноправие национальных культур и различных конфессий. Нужно в целом изменить подход общества к школе и рассматривать ее не только как чисто образовательное учреждение, но и как центр повышения многих социальных проблем.
В числе основных перспективных задач -улучшение качества образования и условий обучение на селе, переход школьников на обучения по новым государственным стандартам, увеличение интеллектуальных школ в регионах, повышение статуса педагогов, обновление материально-технической базы, увеличение числа школ, имеющих доступ к скоростному широкополосному интернету. Необходимо пересмотреть состав учебных дисциплин, преподаваемых в школах, средних и высших учебных заведениях. Следует ввести в школах преподавание таких дисциплин, как “Основы потребительской культуры”, “Основы нравственности”, расширить в школах курсы художественного, экологического, психологического, эстетического образования, программ развития духовной культуры. Целесообразно ввести специальные образовательные программы по телевидению по изучаемым предметам. В условиях активной модернизации системы образования происходит совершенствование структуры и содержание общего образования. В рамках этого реформирования особая роль принадлежит современным информационным технологиям. На данном этапе это не дань моде, а реальная необходимость. Современные ученики растут в новом информационном пространстве. Азы компьютерной грамотности они постигают раньше, чем учатся писать и читать. Их все сложнее удивить с помощью старых, приемов и методов обучения. В результате этого ученики теряют интерес к изучению учебных дисциплин, что не может беспокоить неравнодушного учителя. Новая парадигма образования потребует пересмотреть формальное отношения между традиционными формами образования и различными альтернативными типами. В педагогической профессиональной деятельности расширятся горизонты методологии, что скажется на формировании проектно-ориентированного сознания, которое позволит постоянно модернизировать знания, умения и навыки, и свободно ориентироваться в новых ситуациях, поскольку традиционное образование не успевает за темпами развития информационных технологий. Это особенно важно сегодня, когда молодежь испытывает на себе агрессивное, разлагающее воздействие низкопробного воздействия.
Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство, обусловившее переход на 12-летнее образование, требует от педагогической общественности нового взгляда на профессиональные задачи и способы их решения, инициирует инновационную деятельность, акцентирует внимание на внутренних идеалах человека. Переход на 12-летнюю систему образования не означает только продление срока обучения еще на один год. Система образования очень сложна, и переход должен осуществляться поэтапно. Уже сегодня следует определить, ученики каких классов будут учиться 12 лет. Одним словом из ведущих направлений модернизации отечественного школьного образования является введение на старшей ступени школы профильного обучения. В связи с этим предусматривается решение целого комплекса вопросов введения и организации учебного процесса в профильной школе.
Профильное обучение — это система специализированной подготовки в старшем звене общеобразовательной школы, ориентированная на индивидуализацию обучения, социализацию учащихся, а также на преемственность старшей ступени школы с учреждениями среднего и профессионального высшего образования. Основными целями профильного обучения являются обеспечение возможности построения и реализации школьниками индивидуальных образовательных траекторий, социализации учащихся в семье, локальных и региональных социумах, углубленного изучения учащимися отдельных дисциплин программы среднего общего образования для подготовки к среднему и высшему образованию.
Учитель — ключевая фигура в модернизации образования. Прежде всего статус учителя определяется его высокими интеллектуальными способностями, профессиональным уровнем, личностными качествами, на совершение которых должна быть направлена деятельность всего общества, совместная деятельность государственных и негосударственных структур. Учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестал быть единственным носителем знаний. Роль современного учителя — это роль проводника в совершенно обновленном обществе. Успешного ученика может воспитать только успешный учитель. Учитель должен ощущать педагогический успех. В нашем обществе должна возродиться традиция уважения к учителю. Необходима система социальных благ и мер защиты, как со стороны государства, так и со стороны общества. Учитель воспитывает в первую очередь своим предметом. Русскому языку и литературе принадлежит важнейшая роль в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимает патриотизм, духовная культура. По словам Л. В. Сахарного: ”Язык — удивительнейшее создание человека, стоит того, чтобы о нем думали”. Русский язык по своей специфике и социальной значимости — явление уникальное. Он является средством выражения духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. Главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие. Русский язык в нашем государстве удостоен высокого статуса. В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, полным ходом идет модернизация государства. Модернизация государства должна начинаться с модернизации обучения в школе. Именно дети — будущее Казахстана, им предстоит строить государство и вести его к прогрессу. Именно педагог воздействует на умы и сознание детей и молодежи, формирует их отношение к жизни государству, обществу. Далеко не риторически звучит вопрос: ”Кто будет готовить педагогов нового поколения?”. В Послании Президента РК ясно звучит: ”Важно повышать качество педагогического состава. Надо усилить стандарты базового педагогического образования, требования к повышению квалификации преподавателей школ и вузов. В каждом регионе должны действовать интегрированные центры повышения квалификации педагогов”. Возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми, инновационными технологиями, занимающегося опытно- экспериментальной деятельностью. Сегодня ценится не только профессиональностью педагога, но и его стремление учиться, повышать мастерство. Образование — это область деятельности, обреченное на перманентное состояние кризиса, такое состояние обусловлено самой природой вещей. Стремительная смена парадигм составляет мало времени на приспособление учебных планов и программ, а жизнь постоянно требует все более хорошо подготовленных людей. Поэтому необходимость модернизации очевидна. Модернизация системы образования — это политическая и общенациональная задача. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане, семья и родительская общественность, органы местного самоуправления, профессорско-педагогическое сообщество, научные, культурные, общественные институты. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы представителями национальной экономики, культуры, науки здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями.
Таким образом, модернизация системы образования — это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и уже реализуется план конкретных мероприятий. Среди них выделим основные, относящие к общеобразовательной школе:
- Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством.
- Разработка и принятие государственных стандартов общего образования.
- Развитие материально-технической базы школ, создание центров дистанционного обучения.
- Подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ.
- Развитие школьной инфраструктуры.
Проблема пересмотра содержания образования очень актуальна,как никогда. Период развития мировой экономики, когда ее успех определяла немногочисленная элита,закончился. Поэтому уровень развития страны напрямую зависит как от уровня и разносторонности общего образования,основной массы населения, так и от качества подготовки специалистов в средней и высшей профессиональной школе. Изменять,обновлять содержание образования с пользой для дела можно только с опорой на его фундамнтализацию с обязательным использованием межпредметных связей,а также всей социальной сферы государства.
Литература:
- Абдыкаримов Б. Некоторые вопросы модернизации профессионального образования в Казахстане// Вестн. Караганд. ун-та. Сер.пед.2005 № 3-С. 5–10.
- Абдыманапов С. А. Элитарный образовательный сектор –путь к интеграции и мировое академическое пространство // Социально- гуманитарные знания.-2006№ 1 С. 223–238
- Айсина М. Образование-приоритет социальной политики государства // Успех. 2005.- № 4 С-4–5
- Актаева К. К. История школьного образования в Казахстане в работах советских исследователей (1917г. Первая половина 80-х годов 20в.): Дис. Канд.пед.наук-Астана,2000
- Акулова О., Писарева с., Пискунова Е., Трипицына А. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя. /Под общ.ред. Тряпицыной А. Н.-СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005г.
- Послание Президента РК Назарбаева Н. А. 28.01.2012г. Астана
- Стратегия индустриально-инновационного развития РК на 2005–2015гг.