Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников
Автор: Тургараева Гулзейнеп Каржаубаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.02.2016
Статья просмотрена: 2646 раз
Библиографическое описание:
Тургараева, Г. К. Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников / Г. К. Тургараева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9556/ (дата обращения: 19.12.2024).
В современном мире телевидение получило очень широкое распространение. В среднестатистической семье телевизор включён до 7–8 часов в день. Родители начинают приучать детей к телевизору с самого раннего детства, забывая о том, что потом могут быть негативные последствия. Влияние телевидения на развитиеличности ребёнка недооценивать нельзя. Телевидение — это чудесное изобретение, позволяющее, не выходя из дома, одним нажатием кнопки приобщаться к удивительному и яркому разнообразию жизни и в считанные секунды перемещаться в любую точку земного шара. Каждый может выбирать ту программу, которая ему по вкусу: передачи о живой природе, музыкальное шоу,мультфильмы, комедии и многое другое. Для детей младшего школьного возраста, существуют специальные передачи, которые имеют не только познавательный характер, но и учат быть добрыми, щедрыми, готовыми прийти напомощь.
Но предмет цивилизованного бытия, голубой экран, несет непоправимый вред. Телевидение делает все, чтобы завлечь как можно больше людей в свои голубые сети. Как правило, TV ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей, существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Нопочему всё больше родителей испытывают сомнения по поводу пользы и безопасности для своих детей? Вы когда-нибудь замечали, как смотрит мультфильм ваш малыш? Он словно отключаетсяот всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучаниеречи, а после просмотра мультфильмов или сериалов в маленьком ребенке просыпается не детская агрессия, а порой и страхи. Я сейчас не говорю о наших старых, подчеркиваю старых мультфильмах, сказок, я имею в виду то, что сейчас переполняет наши TV-программы, кинотеатры, видеопрокаты — современные нашии зарубежные мультфильмы, фильмы и сериалы. Большая часть этих «фильмов» небезопасна, а та малая часть, что осталась, можно смотреть ребенку под родительской цензурой и с родительскими комментариями. Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все, что им нравится, дляних полезно. Когда ребенку нравится нож, и он начинает неосторожно с ним играть, родители его отбирают, но в отношении того, что воспитывает в ребенке моральные качества,родители не всегда задумываются. В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок напротяжении жизни. Необходимо регулировать частоту просмотра детьми различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм долженбыть наградой, праздником. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны. Дети все больше покупают диски с любимыми мультфильмами. И здесь можно увидеть отрицательное влияние на детей. Выше уже упоминалось о том, что дети любят все яркое. У американцев яркие не только мультфильмы, но и сама упаковка привлекает внимание детей. Иностранная продукция запечатана в сочно окрашенные упаковки, любимый мультгерой на переднем плане крупно изображен. А ведь суть то не только в упаковке, но и в содержимом. И упаковка и содержимое, то есть сам мультфильм порой бывает, опасен для детей. Поэтому, прежде чем купить мультфильмы, нужно внимательно прочитать аннотацию к нему. До четырёхлетнего возраста дети ещё не в состоянии различить правду и вымысел. Поэтому для младшего школьника телевидение — это источник полностью достоверной информации о том, как функционирует этот мир.Проблема «дети и телевидение» волнуют всех: и родителей, и педагогов, и врачей. Сегодня почти для каждого ребенка телевидение стало чем-то вроде игрушки или книги. Телевоздействие формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они получают от взрослых: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные передачи. [1]Однако у телевидения есть и другая, оборотная сторона, которая плохо влияет на здоровье и внутренний мир. Чем больше внимания дети уделяют телевидению, тем меньше времени остаётся на чтение художественной литературы, приготовление уроков, развитие интересов, которые помогают в учёбе, на занятия спортом, а это приводит к низкой успеваемости. Ещё одна проблема, которая возникает у детей школьного возраста, которые слишком много времени проводят у телевизора — это ухудшение здоровья. У таких детей нарушается сон, болит голова, пропадает аппетит, слабеет зрение, нарушается осанка.
В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что сцены жестокости и насилия, демонстрируемые с экранов, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей. Очень часто именно просмотр телепередач обуславливает возникновение детских страхов. Молчание перед телевизором отрицательно влияет на речь. Передачи в основном построены стереотипно и никак не побуждают ребёнка развивать собственную фантазию и творческие способности. Поэтому речь в игре становится скудной, пропадает интерес к творческим играм и естественному движению.
Дети склонны подражать тому, что они видят на экране. Советские мультфильмы не штамповались массово, а были штучным товаром, от этого их качество только выигрывало. Каждая деталь в них была продумана до мелочей. Они всегда вносят в сознание детей только позитивную информацию. Американские и японские мультфильмы рассчитаны на другую аудиторию, несут в себе элементы совершенно другой культуры, навязывая подсознательно эти ценности нашим детям. Современные мультфильмы чаще сейчас копируют стиль западных мультиков, поэтому не всегда несут позитивные ценности. В них можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию личности ребёнка:
- Переизбыток агрессии и насилия на экране. Ребёнок может потом подражать мультяшной жестокости в своей жизни.
- Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. Это формирует стереотип вседозволенности.
- Нет чёткой границы между добром и злом. Даже положительный персонаж может тоже совершать плохие поступки ради благих целей.
- Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным, растениям — чаще норма, а не исключение.
- Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по несколько раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя. [2]
Безусловно, мультфильм мультфильму- рознь. Но взрослым лучше сначала самим посмотреть и решить, можноэто показывать или нет ребёнку. Конечно, телевидение — это источник информации, и совсем пренебрегать им не следует, однако нельзя забывать и о том, что телевидение — не средство для полноценного развития личности ребёнка.
Мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного и школьного возраста. С одной стороны, мультфильмы — это яркие, зрелищные, простые, ненавязчивые образы, доступные детям. Они формируют у них первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями ребенок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение. С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными. За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира: зло не вечно, а вечно — добро. В отечественных мультфильмах существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается.
Хочется отметить, что ребята стараются подражать персонажам мультфильмов, используя эти слова в своей речи, они считают, что тем самым они становятся «крутыми». Употребление данных слов для них считается нормой, но использование стилистически сниженных по значению слов ведет к обеднению словарного запаса человека. Следовательно, стилистически окрашенная лексика, употребляемая в мультфильмах, популярна среди младших школьников, они активно используют их в речи. Что же делать? Как решить возникшие проблемы? Решение — в «золотой середине»,
в чередовании чтения и просмотра мультфильмов. Вы сможете себе представить то, что наши бабушки, прабабушки доверяли кому-нибудь незнакомому такое важное в воспитании детей дело — рассказывать сказки. Тогда почему мы, современные родители, позволяем детям смотреть мультфильмы, фильмы и сериалы, которые не видели сами, об авторах которых мы ничего не знаем, и цель этих авторов так же неизвестна. Ведь сказки — это то, что формирует в детском сознании модель окружающего мира, образы мамы и папы, друга и врага, добра и зла, на все то, на что он будет ориентирован всю жизнь, как на духовный компас. И будет ли ваш ребенок любить и холить вас в старости или сдаст в дом престарелых, так же зависит от воспитания, и от сказок, мультфильмов, сериалов, которые вы ему читали и позволяли смотреть. С древнейших времен краткость и простота мысли почитались нашей добродетелью. Едва найдется человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко — забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово-половина счастья». Красноречие было в чести во все времена. В разных странах во время высочайших взлетов культуры народов появлялась наука о мастерстве речи, общения, убеждения словом. Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Приоритетные средства для этого — культура речи и культура общения. Овладение языком, речью — необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника -средством успешного обучения в школе. Речь — способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями; с другой — хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой — сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором.
Это неудивительно: ведь телевидение пленяет душу, оказывает гипнотическое воздействие. Не только ребенок, но и взрослый человек с его более крепкой и устойчивой психикой не может противостоять этому воздействию, даже если он критически воспринимает то, что смотрит. Телевидение разными способами вольно или невольно кодирует поведение ребенка или подростка заставляет его жить по законам экранного мира. Телевизионная жизнь, где ребенок пережил такие острые ощущения, кажется ему более «настоящей», чем подлинная. Поневоле возвращаясь из иллюзорного мира, он находит свое существование серым и скучным, своих близких незначительными и жалкими. Эти фильмы ориентированы на совершенно иную культуру, иную шкалу ценностей, иные традиции, иной менталитет. [3]
Убивая в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.
Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой и другими агрессивными моделями поведения Это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т. к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.
Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.
Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. Идентифицируя себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом. Атмосфера видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное — реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.
В современном мире и в его телевизионном отражении довольно много жестокости. Ребенка можно представить в виде губки, который впитывает в себя всю эту жестокость и насилие. Поэтому важно то, что дети смотрят, какую телевизионную программу. Мультфильмы исполняют роль своеобразного воспитателя, которые в развлекательной и доступной форме доносит до сознания ребенка простые истины морали и добра. Поэтому, делая выводы, мне хочется сказать, что при выборе мультфильма нужно быть осторожным, нужно подумать, как может повлиять на детей какой-либо поступок мультгероя, как может отразиться мультфильм с плохим смыслом на психику ребенка.
Таким образом, на сегодняшний день, только родители могут защитить детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, котораяврывается в нашу жизнь и сохранить детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир.
Литература:
- А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
- М. Н. Володина. Влияние языка СМИ на современный русский язык.
- Г. Ю. Никипорец-Такигава. Язык СМИ в социолингвистическом аспекте: отражение общего процесса снижения языковой компетенции.
- Андрущенко Т. Ю., Карабекова Н. В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения // Вопросы психологии. — 2007. — № 1.
- Брель Е. Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции. — Томск., 2007.- 453 с.
- Венгер А. Л., Цукерман Г. А.. Психологическое обследование младших школьников. — М.: Владос-Пресс, 2005. — 359 с.
- Выготский Л. С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. — М.: Просвещение, 1984. — Т 4. — 486 с.
- Демина И. Трудный ребенок // Дошкольное воспитание. — 2005. — № 3.
- В гостях у сказки. http://www.kinderbooks.ru/
- Мультфильмы: вред или польза? http://www.7ya.ru/
- Как с пользой смотреть мультфильмы? http://www.7ya.ru/
- Влияние западных анимационных фильмов на тревожность и самоидентификацию младших школьников. http://www.productplacement.nm.ru/
- Влияние мультфильмов на сознание детей. http://www.liveinternet.ru/