Интерактивные методы обучения в образовательном процессе
Автор: Касмурзаева Гулшат Амирхановна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.02.2016
Статья просмотрена: 741 раз
Библиографическое описание:
Касмурзаева, Г. А. Интерактивные методы обучения в образовательном процессе / Г. А. Касмурзаева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 151-153. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9559/ (дата обращения: 19.12.2024).
В послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь-2050: Единая цель,единые интересы, единые будущее» очень чётко определил путь развития страны в образовательной системе. Об этом он конкретно указал в шестой части своего выступления. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышление самостоятельного поиска и глубокого анализа информации. У мудрых предков отмечалось, мы всегда «преклоняемся перед прошлым, стремимся к будущему». Сегодняшние дети- это будущий мир. Передо мной, как учителем, встают проблемы: «Как учить в век информатизации человека будущего?», «Чему учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогли ученику стать конкурентоспособной личностью?», Как повысить качество обученности школьников?». В поисках решения этих проблем и складывается система моей работы. Основу методической деятельности каждого учителя составляет система работы школы. Являясь учителем школы-гимназии, решаю в своей профессиональной деятельности перечисленные ниже задачи:
обеспечение высокого уровня преподавания предмета;
использование новых технологий в обучении;
реализация комплексного подхода к освоению технологии развивающегося обучения;
технологизация и компьютеризация учебно-воспитательного процесса;
диагностика резервных возможностей школьной образовательной среды и способностей учащихся идр.
Говоря об активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием ИКТ, необходимо помнить о внедрении в процесс обучения современных методик и технологий. В послании президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана (январь 2012 года) говорится: «В наш век высоких технологий все большее значение приобретают современные технологии преподавания школьных предметов в рамках общего образования, которые предполагают более широкое использование новых форм и методик. Развитие общества, науки полностью зависят от знаний, умений и навыков сегодняшних учащихся. Поэтому задачей каждого учителя является накопление серьезной методической базы по использованию современных технологий в учебном процессе. Нельзя не отметить, что большую роль формировании поколения, хорошо ориентирующегося в быстро меняющимися требованиями, имеют информационно-коммуникационные технологии».Применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы- это не дань моде, а необходимость: они способствуют совершенствованию практических умений и навыков, позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес к урокам словесности, активизируют мыслительную деятельность учащихся.В связи с этими положениями необходимо сказать о новых инновационных методах обучения, одним из которых являются интерактивное обучение. Интерактивное обучение — это прежде всего диалоговое обучение и в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Интерактивное обучение как специальная форма познавательной деятельности имеет в виду конкретные и прогнозируемые цели, одна из которых состоит создании таких условий, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает результативным сам процесс обучения.
При интерактивном обучений учебный процесс строится так, что вовлеченными в него оказывается все учащиеся, всем предоставляется возможность понимать и высказываться по поводу того, что они знают и думают.Одно из образовательных требований, характерных для нашего времени, — это понимание и принятие чужой культуры, чужого мнения, т. е. осознание принадлежности мировому сообществу. В этом отношений для повышения эффективности образования изучение казахского, русского и английского языков имеет важное значение. Стратегия вхождения в число 50-ти наиболее конкурентноспособных стран в мире перед работниками образования ставит серьезные задачи. Ведь конкурентоспособное общество — это общество образованных людей, способных мыслить и действовать самостоятельно. Основной побудительной силой мыслительной деятельности человека являются внутренние потребности. Учеными давно доказано, что внутренняя деятельность — это внутренняя самостоятельность, в процессе который человек не запоминает информацию, а осваивает способы получения её. Только таким образам формируется способы получения и обработки информаций, которые являются основным условием перехода к самостоятельной учебной деятельности любого вида — от репродуктивной к творческой.
Для повышения качества обучения, для повышения интеллектуального уровня учащихся необходимо внедрять в учебно-воспитательной процесс интерактивные методы обучения. Задача учителя — предоставить условия для того, чтобы каждый ученик имел при этом шанс на успех. Работа над повышениям качества образования помогла мне разделить учебный материал на:
Основной — обязательный для всех;
Вспомогательный — обязателен для усвоения не всем;
Дополнительный — для углубленного изучения предмета.
Для этого возможна дифференцированная учебная деятельность с применением универсальных методов:
а) постановка проблемы;
б) формирование цели;
в) конкретизация цели;
г) самоконтроль;
д) самооценка;
Важно активизировать деятельность всех учащихся, включая слабых, «равнодушных», «трудных», с тем, чтобы они были заинтересованы и включены в активную работу. Анализ педагогической деятельности позволят ученым-педагогом выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организаций, методики проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.
Именно диагностика позволить судить о степени сформированности познавательных возможностей учащихся, умение использовать различные источники информации; умения, которые можно рассматривать как составные элементы определенного метода деятельности, наиболее значимых компонентах системы знаний. При этом формируется образовательные умения на каждой ступени обучения:
Определять задачи учебной деятельности;
Искать пути и способы решения;
Реализовать задачи и оценивать полученные результаты;
Намечать перспективы своей дальнейшей профессиональной деятельности;
Личностно и профессионально самоопределяться;
Устанавливать межличностные деловые и социальные связи;
Учащиеся, определяя свой уровень образованности и способности и стремясь его достигнуть, ставят перед собой цели своей деятельности, выбирают средство достижения. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому ученику достигнуть поставленной цели на уроке.
Педагог — это, прежде всего, индивидуальность, учитывая и уважая которую можно многого достичь в обучений и воспитаний. К. Д. Ушинский считал, что главным признаком педагогического мастерства может быть творчество учителя. Путь к нему лежит через самосовершенствования, осознание себя в педагогическом процессе как творца. Формируя свой стиль работы, учитель овладевает способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.
Все это очень трудно. «А сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способности, заложенных в каждом. Самое главное — учитель должен помочь ученику осознать себя личностью, пробудить интерес познаний себя, жизни, мира…» (В. Ф. Шаталов). Я стараюсь всеми силами и творческим подходом в обучении учащихся русскому языку ответить требованием нашего времени и общества в целом.
Литература:
- Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системышколы 2003. № 1.
- Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М.: Художественная литература, 1987.
- Васильева Ф.И, Лихошерст Н. В. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006.
- Коротаева Е. В. Психодидактика интерактивного обучения. //Русский язык в школе// 2008, № 8.
- Решеткина И. В. Интерактивное обучение в контексте современных тенденций развития школьного и вузовского образования