Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трегубова, Н. Н. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами фольклора / Н. Н. Трегубова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9567/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Национальное возрождение России невозможно без обращения к своим истокам, без глубинного осмысления ценностей отечественной культуры. Испокон веков русский народ выражал в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Они были основаны на многовековом жизненном опыте и мудрости, и передавались из поколения в поколение в своеобразной художественной форме. [1]

Традиционная народная педагогика воспитывала детей, развивая в них чувство прекрасного, прививая честность, трудолюбие, гуманизм, преданность духовным идеалам. К сожалению, в нашей стране на протяжении многих лет формирование основ духовной и эстетической культуры детей и подростков было сферой исключительно идеологической.

ФГОС НОО определяет духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России как ключевую задачу современной государственной политики РФ.

В настоящее время можно наблюдать оторванность молодежи от подлинной национальной культуры, от общественно-исторического опыта ушедших поколений и это одна из самых болезненных проблем современности. Происходит потеря духовно-нравственных ориентиров, навязывание массовой культуры, активное внедрение чуждых русским людям образа мышления, жизни и поведения. Поэтому сегодня возникает необходимость в поиске новых, более эффективных методов образования и воспитания подрастающего поколения, которое не может и не должно развиваться без такой необходимой составляющей, как русская народная национальная культура. Чем раньше мы начнем приобщать детей к ней, тем больше вероятность воспитать духовно богатую личность. В младшем школьном возрасте дети активно накапливают нравственный опыт, а обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Одним из средств этого процесса является фольклор. [2]

Современный учитель должен обладать обширными знаниями русских национальных традиций художественной культуры. Его задача ненавязчиво и бережно вводить своих учеников в мир фольклора.

Фольклорное богатство русского народа — это его духовное богатство. В нем не только широта и щедрость русского характера, но и тайна его великой непобедимой силы. Народное творчество чрезвычайно многогранно. Его произведения веками тщательно отбирались и отшлифовывались мастерам умельцами.

Народные и фольклорные традиции в системе воспитательной работы школы — это совокупность словесных текстов, используемых людьми для сопровождения жизнедеятельности, это проведение обрядов, праздников, соблюдение народных ритуалов поведения и обычаев.

Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание и развитие личности происходит в образовательных учреждениях всех типов, что обеспечивается укладом школьной жизни. Именно в школе сосредоточена интеллектуальная, духовная, гражданская и культурная жизнь обучающихся. Ребенок младшего школьного возраста восприимчив к эмоционально-ценностному аспекту духовно-нравственного развития и гражданского воспитания. Социализация младшего школьника проявляется в уважении к старшим, к самобытным культурным ценностям родного края, к родному языку, к памяти предков, к каждой странице нашей отечественной народной истории.

Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. «Перестройка потребностей и побуждает, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту»,-утверждал Л. С. Выгодский. [3]

Социализация младшего школьника обеспечивается формированием национального сознания и чувства причастности к родному народу, к гражданскому обществу с его многообразием культур. Духовно-нравственное развитие в этот период предполагает формирование патриотических чувств — гордости за своё Отечество и малую родину, активную гражданскую позицию в освоении социально-культурных и национальных богатств, в том числе родного языка, фольклора, моральных норм поведения, нравственных установок.

Поэтому необходима особенная программа, главным акцентом которой являлся бы фольклор.

Базовые национальные ценности должны осваиваться младшими школьниками в виде представлений:

                   патриотизм-любовь к России, к своему народу, к малой родине;

                   гражданственность- служение Отчизне; соблюдение законов общества;

                   семья-забота о старших и младших, здоровье, благополучие, любовь и верность, уважение;

                   труд и творчество-целеустремленность и настойчивость, уважение к труду людей, творческое созидание;

                   природа- родная земля, экологическое сознание: охранять природу-значит охранять Родину;

                   литература, искусство, фольклор-красота, гармония, смысл жизни, духовные потребности, этическое и эстетическое развитие;

                   человечество-мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников — это процесс содействия становлению положительной личности, осваивающей базовые национальные ценности, это формирование нравственных чувств (совести, ответственности, долга, патриотизма), нравственной позиции (различение добра и зла, оценка нравственных качеств в себе и в других), нравственного поведения (готовности соблюдать общественные нормы морали, проявлять рассудительность и добрую волю).Такова цель программы духовно-нравственного воспитания в любом из российских образовательных учреждений.

В ходе работы необходимо решать следующие задачи:

  1.              Приобщение младших школьников к духовно-нравственным ценностям родного народа и человечества.
  2.              Воспитание личности, способной к добру и противостоянию злу.
  3.              Возрождение лучших традиций семейного и общественного воспитания в России.

Реализация программы совершенствует портрет идеальной нравственной личности десятилетнего выпускника начальной школы. Это ученик с устойчивой системой ценностей, который проявляет уважение к старшим, помощь младшим, честность, милосердие, сострадание отзывчивость, справедливость, доброту, творчество, любовь к природе, родине, чувство долга и т. д.-т. е. те качества,которые соответствуют национальному воспитательному идеалу, утвержденному в концепции.

Основными направлениями работы по формирования духовно-нравственных качеств личности должны стать:

  1.              Воспитание патриотизма, гражданственности, любви к родному краю.
  2.              Формирование этических качеств, ответственности, уважения к правам человека.
  3.              Формирование ценностного к семье, к близким людям, обучение здоровому образу жизни.
  4.              Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
  5.              Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование эстетических представлений об искусстве, о жизненных явлениях, о поведении.

Организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность выполнения программы духовно-нравственного воспитания младшего школьника:

                   наличие системы воспитательной работы, построение системы на принципах единства обучения, воспитания и развития, интеграции учебной и внеклассной деятельности;

                   опора на национальную культуру, народные и фольклорные традиции, как ценностно-ориентационный системообразующий аспект воспитательной деятельности;

                   создание педагогической общности на основе взаимодействия педагогов, родителей, наставников и обучающихся, объединенных задачей совершенствования духовно-нравственной развивающей среды;

                   разработка современных технологий, формирующих качества духовно-нравственной личности с учетом их результативного функционирования;

                   разработка диагностического аппарата, обеспечивающего проверку, контроль и оценку эффективности духовно-нравственного воспитания.

В качестве критериев и показателей, определяющих уровни работы педагогического коллектива в области духовно-нравственного воспитания, мы предлагаем:

                   когнитивный критерий (показатели: знание духовно-нравственных понятий, норм этики, понимание нравственных ценностей и задач по их освоению);

                   ценностно-мотивационный критерий (показатели: потребность соблюдать общественные нормы поведения, нравственность в деятельности, желание совершенствовать свою личность);

                   эмоционально-волевой критерий (показатели: сформированность нравственных чувств патриотизма, коллективизм, ответственность, уважение, поддержка и т. д., ценностное отношение к людям и окружающему миру, стремление к самовоспитанию);

                   поведенческий критерий (показатели: соблюдение правил нравственного поведения, активность в полезной деятельности, следование этике в различных учебных и жизненных ситуациях).

Сущность формирования духовно-нравственных качеств личности младшего школьника-это педагогически организационный процесс, целенаправленный на принятие духовно-нравственных ценностей, формирование духовных потребностей, нравственных мотивов поведения, развитие общественно значимых чувств, выработку привычек нравственного поведения, способности к самосовершенствованию.

Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств — тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

 

Литература:

 

  1.              Аникина “Мудрость народная: жизнь человека в русском фольклоре — Вып.1, 1991г.”
  2.              Кокуева, Л. В. Духовно-нравственное воспитание детей на культурных традициях своего народа. М., «Современник», 1998 г.
  3.              Выготский Л. С. Собр. соч\ Т. 4. — М., 1983. — С. 385.
Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное воспитание, духовно-нравственное развитие, младший школьник, младший школьный возраст, нравственное поведение, формирование, ценностное отношение, малая родина, начальная школа, родной край.

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музейной педагогики

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Патриотическое воспитание и обучение дошкольников средствами музейной педагогики

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами фольклора

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста

Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и литературы