Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих детей с нарушениями речи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маркелова, А. М. Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих детей с нарушениями речи / А. М. Маркелова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9573/ (дата обращения: 17.10.2024).



 

Большую роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств у детей играют такие факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетентность. По утверждению М. Ф. Фомичёвой и др., родители зачастую не понимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как «...навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретаются в семье. Семья может и должна быть деятельной пособницей и союзницей детского сада и школы в деле культуры родного языка» [5]. Систематическое, умелое воспитание речи не только облегчает ее освоение, но и предупреждает в большинстве случаев возникновение речевых недостатков, и здесь особенно важна помощь родителей, работающих под руководством логопеда и врача [7].

Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии речи необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия с семьей с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства как в ДОУ, так и в домашних условиях [5].Взаимодействие — не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, это обязательно ненавязчивый контроль или обратная связь.

Вовлечение семьи в орбиту педагогической деятельности, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе важно не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Чтобы родители помогали детскому учреждению, их надо «впустить» в него. Руководствуясь принципом: «Родитель — не гость, а полноправный член команды ДОУ», учитель-логопед строит свое общение с семьей. Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями, каждый логопед может самостоятельно выбирать проблемы, интересующие родителей, и освещать их в удобной для них форме. Тем не менее работа учителя-логопеда с родителями определена как обязательная и включена в программы обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития [3; 6].

Учитель-логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры и просвещении родителей. Эффективность общения в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого учителя-логопеда [1; 4].Логопед должен хорошо владеть материалом, который представляет родителям. Современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога, поэтому важно так построить сообщение (консультацию), чтобы по возможности привлечь родителей к обсуждению проблем, а также желание к плодотворному сотрудничеству.

Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным. Педагоги ищут новые формы работы с родителями. Это является основой совершенствования семейного воспитания детей с нарушениями речи.

В нашем саду осуществляются коллективная, индивидуальная и наглядная формы работы с родителями.

                   Групповые родительские собрания проводятся 3 раза: в начале, середине и конце учебного года. Собрания помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в образовательный процесс. Родительским собраниям уделяется особое внимание, они тщательно готовятся и анализируются. Очень важно, чтобы родители на собрании были активны и включались в предложенную им работу. Тема сообщается заранее, чтобы родители сумели с ней ознакомиться и обсудить друг с другом.

                   Консультации, семинары логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными и привлекали родителей для решения проблем. Для осознания родителями всей предложенной на семинаре информации, их вниманию предлагаются памятки, в которых прописаны ключевые моменты семинара. К некоторым консультациям специально подбираются игры и упражнения, организуется выставка пособий.

                   Дни открытых дверей проводятся 2–3 раза в год для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми в условиях ДОУ, успехами и проблемами ребенка, особенностями работы с ним различных специалистов.

                   Библиотечки для родителей создаются в группе для сбора популярной педагогической и психологической литературы, помогающей повысить уровень знаний по вопросам детской педагогии, психологии и логопедии.

                   Школа любящих родителей работает под руководством психолога и помогает вырабатывать родителям определенную позитивную модель поведения в семье по отношению к ребенку с нарушением речевого развития.

                   Персональный сайт учителя-логопеда содержит информационный материал (адреса и телефоны учреждений, в услугах которых может нуждаться семья), рекомендации по проведению занятий в домашних условиях, конкретные задания, игры, упражнения.

                   Портфолио дошкольника «Я учусь правильно говорить» представляет собой своеобразный «дневник достижений» в работе с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии. Он регулярно заполняется логопедом и воспитателем с участием детей и родителей. Такая работа помогает ребенку лучше узнать себя, свои сильные стороны, прививает интерес к занятиям. Портфолио полезно в работе педагогов ДОУ как средство сближения родителей, педагога и ребенка.

                   Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности носят коррекционную направленность (разные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения, обучение навыкам звукового анализа и синтеза). Заранее подготовленные «опорные» схемы и таблицы облегчают родителям понимание предлагаемого материала.

                   Индивидуальный экран звукопроизношения (помещается в индивидуальную тетрадь каждого ребенка) показывает количество нарушенных звуков и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (обозначаются цветными символами), какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь.

                   Речевой уголок отражает тему занятия, дает родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребенка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха, как позаниматься дома по лексической теме.

                   Информационный лист обновляется еженедельно, поскольку лексическая тема меняется каждую неделю.

Взаимодействие ДОУ и семьи можно оценить по следующим параметрам:

Высокий уровень:

                   учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей в планировании работы;

                   социологический анализ контингента семей (получение данных о составе семьи, образовании родителей и т. д.) и учет его особенностей в планировании работы;

                   использование разнообразных форм работы с родителями, поиск и внедрение новых нетрадиционных форм работы;

                   «открытость» дошкольного учреждения, группы для родителей.

Средний уровень:

                   стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников при доминирующей роли педагогов;

                   минимальный учет в работе интересов, нужд, потребностей, запросов родителей;

                   изучение социального профиля семей воспитанников, но без активного использования полученных данных в работе;

                   сочетание использования во взаимодействии с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы с родителями при большом акценте на традиционные формы;

                   организация открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;

                   использование наглядно-информационных форм работы с семьей, поиск путей наиболее рационального их применения.

Низкий уровень:

                   формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;

                   отсутствие учета в работе интересов, нужд, потребностей и запросов родителей;

                   изучение социального профиля семей воспитанников без использования полученных данных в работе;

                   бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей [2].

Таким образом, для создания оптимальных взаимоотношений педагогов ДОУ и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах коррекционного обучения и воспитания.

 

Литература:

 

  1.              Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
  2.              Видяпина Л. В., Грошева Т. Р. Комплексное сопровождение семей, воспитывающих детей с нарушениями речи // Логопед. 2010. № 1.
  3.              Каше Г. Л., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи. М., 1978.
  4.              Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998. № 11.
  5.              Тверская О. Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушение речи // Логопед.2010.№ 4.
  6.              Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.
  7.              Хватцев М. Е. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей. М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): родитель, речевое развитие, семья, ребенок, детский сад, запрос родителей, нетрадиционная форма работы, планирование работы, работа интересов, социальный профиль семей воспитанников.

Похожие статьи

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП

Система работы педагогов детского сада с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего дошкольного возраста

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Повышение абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП

Система работы педагогов детского сада с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Взаимодействие воспитателя и родителей в период адаптации детей к условиям ДОО в младшей группе с нарушениями речи

Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников с целью формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

Организация всеобуча родителей детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Создание условий в ДОУ для адаптации детей раннего дошкольного возраста

Социально-педагогическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии

Повышение абилитационной компетентности родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья