Обучение через взаимообучение: практика одного исследования на уроках информатики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 01.02.2016

Статья просмотрена: 524 раза

Библиографическое описание:

Ермекова, А. А. Обучение через взаимообучение: практика одного исследования на уроках информатики / А. А. Ермекова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 145-148. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9588/ (дата обращения: 15.11.2024).



 

Статья раскрывает некоторые результаты педагогического эксперимента, проведенного на уроках информатики. Суть исследования заключалась в организации взаимообучения учащихся. Системное распределение тем и саморефлексия учащихся как следствие улучшает качество обучения.

Ключевые слова: взаимообучение, оценивание, когнитивная, эмоциональная, социальная область обучения.

 

Осознание учителем связи между создаваемым им условиями в классе и психологической атмосферой (когнитивной, эмоциональной и социальной) является одним из ключевых аспектов в преподавания (Харт, Диксон, Драммонд и МакИнтайр, 2005). Встает вопрос: что может сделать учитель, чтобы способствовать развитию трех областей обучения (рис. 1).

Рис. 1. Области обучения

 

Понимание трех областей обучения должно лежать в основе планирования деятельности учителя. Наше исследование проводилось на уроках информатики в 11 классе, где информатика является предметом по выбору и изучаемые темы можно представить как 40 % — это темы занятий на практику программирования и 60 % теория информатики.

Цель эксперимента: изучить результативность организации обучения учащихся через взаимообучение.

Выбор старшеклассников был обоснован психологическими особенностями их возраста. Эмоциональная область обучения: «что мы думаем о себе как об учащихся» окрашена в этом возрасте огромным желанием подростка самоутвердиться, быть «взрослым», показать свою значимость среди одноклассников. На этой особенности возраста мы делали «ставку» в своем исследовании. На уроках информатики в нашей подгруппе 11 класса обучаются 10 учащихся. Средний балл по информатике в начале четверти был 3,1.

Схема исследования была следующая:

1)Ученикам предоставляется тематика занятий на учебную четверть вначале четверти (рисунок 2);

Рис. 2

 

2)Каждую тему занятия выбирают по два ученика; пары определялись по желанию самих учеников;

3)График занятий с фамилиями ответственных согласовывается и может корректироваться в течение четверти;

4)Подготовка к проведению занятия организовывает и контролирует учитель: пара учеников самостоятельно отбирает материалы, ресурсы по новой теме, разбирает ее, учитель помогает в случае сложных вопросов разобраться. Однако ни в коем случае не дает готовых ответов, в этом и заключается образовательная, воспитательная часть эксперимента: выработка у учеников самостоятельного отбора ресурсов, формирование навыков анализа, синтеза, оценивания, умения выражать свои мысли;

5)Оценивание результата обучения также планировалось учениками совместно с учителем: отбор разноуровневых заданий, использование онлайн инструментов для проверки знаний. Это вырабатывает у учащихся критическое мышление, академическую честность, ответственность за свои оценки и за обучение.

6)Фидбек урока выполнялся на каждом уроке и «ответственные ученики» за урок получали обратную связь — оценку своих одноклассников.

Таким образом, согласно представленному алгоритму, учитель много внеурочного времени тратит на подготовительный процесс к уроку. Ведь ему гораздо легче все приготовить самому. Традиционный метод обучения заключается в том, что ученик лишь «исполнитель» того, что ему приготовит учитель. Он очень редко бывает в роли ключевого «дирижера» урока. Не так часто он сам составляет сложные задания, чтобы составлять задания надо самому хорошо в этом разбираться. Такая форма работы у ученика вырабатывает мышление «эксперта». Действительно, предварительно работая с двумя учениками было потрачено (особенно в самом начале эксперимента) много времени. Первый «круг» занятий был гораздо слабее последующих и большую часть заданий учитель разрабатывал сам. Однако практика показала, что уже второе занятие было построено гораздо интереснее: ответственные за урок старались выбрать интересные формы работы, который они выбирали после анализа фидбека от одноклассников, и после согласования его с учителем. Вся идея заключалась в том, что индивидуальная работа дала свои результаты: восторг от того, что тема была изучена и понята учеником самостоятельно вызывала у них ситуацию успеха, «окрыляла» их, они с большим вдохновением готовились к следующему занятию. Интересно было наблюдать за процессом взаимооценивания: взаимопроверка заданий друг друга сначала вызвало массу вопросов, но прогресс был явным: с каждым разом ученики все строже и скрупулёзней подходили к оцениванию, стали требовательней к «мелочам». Высказывание ученика: «Оказывается самому изучить что-то сложное, а потом еще его и передать — это так подстегивает. Ты просто понимаешь, как движется мысль твоего одноклассника и понимаешь, где он может ошибиться. У своего одноклассника проще спросить, если что-то не допонимаешь». Социальная область взаимообучения реализуется в возможности ученика укрепить чувство равноценности и коллективной ответственности за обучение каждого.

Роль учителя помочь на этом пути поиска, он должен «пропустить» через себя стадии «поиска» ответов и вопросов, чтобы ученик не уходил от темы занятия, не занимался самолюбованием в процессе выступления, а действительно смог помочь себе и своим одноклассникам в качественном усвоении материала. Образовательные ресурсы Edmodo.com, Lerningapps.org, google-диск, сайт www.bubbleas.com,www.mindmeister.comдля создания ментальной карты помогали организовать разнообразные формы проведения задания для оценивания изученного материала.

Что получилось? Выводы.

1)      Работа в парах получалась у учеников с разным типом темперамента: это показали наблюдения. Например, ученик холерик лучше срабатывался с флегматиком: один компенсировал другого. Важен подбор учеников в паре по типу темперамента должны быть разными, а по типу интеллекта (по Гарднеру) одинаковыми.

2)      Рефлексия после каждого занятия позволило отбирать формы закрепления знаний, которые ученики считали самыми эффективными. Урок должен строиться на потребностях ученика. Повторение — главный ключ «долгосрочных» знаний.

3)      Три области обучения были охвачены в данном эксперименте и наблюдения показали: в каждой области наблюдались положительные сдвиги: развитие когнитивных навыков способствовали улучшению качества успеваемости в конце четверти (качество успеваемости стало 86 %) (рисунок 3).

Рис. 3

 

4)      В социальной области обучения также произошли позитивные изменения: отношения между учениками стали более открытыми и основанными на доверии и взаимоуважении; в эмоциональном плане эксперимент позволил слабым и неуверенным ученикам класса, которые боялись своих пробелов знаниях стать гораздо увереннее и повысить собственную самооценку своих способностей

5)      Воспитательные моменты: ученик должен быть ответственным, его надо «научить» продумать все до мелочей, научить соблюдать тайм-менеджмент и уважение к мнениям своих одноклассников.

Что не получилось?

1)     Некоторые темы практического характера вызывали трудности в подготовке. Такие уроки приходилось объяснять учителю, «вторгаясь» в запланированный процесс урока. Присутствие и чуткое наблюдение учителя на уроке необходимый фактор.

2)     Были пары учеников, которые не «срабатывались» и тогда приходилось менять состав ответственных за следующее занятие.

 

Литература:

 

  1.    Learning without Limits/ bySusan Hart(Author),Annabelle Dixon(Author),Mary Jane Drummond(Author),Donald McIntyre(Author)/ Open University Press, -2004, 296;
  2.    Структура разума / Multiple Intelligences
  3.    Источник: http://vikent.ru/enc/2150/
  4.    http://www.grandars.ru/college/psihologiya/temperament.html
Основные термины (генерируются автоматически): ученик, область обучения, урок, урок информатики, учитель, занятие, одноклассник, пар учеников, социальная область обучения, тип темперамента.

Ключевые слова

взаимообучение, оценивание, когнитивная, эмоциональная, социальная область обучения., социальная область обучения

Похожие статьи

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании)

Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ро...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников

В данной статье актуализируется необходимость внедрения интерактивного метода обучения в образовательный процесс. Авторы приводят примеры наиболее распространенных приемов, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обуче...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального общения на иностранном языке через речевую деятельность

Данная статья посвящена вопросу формирования навыков профессионального общения на иностранном языке учащихся профессиональных колледжей. В статье раскрыто значение речевой деятельности для формирования указанных навыков, обозначены виды упражнений,...

Похожие статьи

Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностно-когнитивного подхода

Данная статья посвящена вопросам организации самостоятельной работы студентов вузов в ходе обучения иностранному языку с помощью компетентностного и когнитивного подходов. Рассматриваются возможности использования этих подходов в комплексе с целью оп...

Использование коммуникативной методики в преподавании английского языка (на примере курсов интенсивного изучения английского в Великобритании)

Статья посвящена проблемам методик преподавания английского языка на интенсивных языковых курсах Великобритании. Рассматриваются некоторые преимущества коммуникативной методики преподавания языка. Анализируются активные формы обучения, в частности ро...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки

Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...

Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества

В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...

Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса в высшей школе

В статье анализируются критериальные характеристики профессионализма педагога, определяются их показатели. Автор рассматривает согласованность субъектов образовательного процесса, как взаимодействие, от которого зависит качество образования. На основ...

Интерактивный метод обучения на уроках русского языка как способ повышения познавательной активности учеников

В данной статье актуализируется необходимость внедрения интерактивного метода обучения в образовательный процесс. Авторы приводят примеры наиболее распространенных приемов, с помощью которых могут достигаться положительные результаты в процессе обуче...

Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания

В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Приемы формирования у учащихся навыков профессионального общения на иностранном языке через речевую деятельность

Данная статья посвящена вопросу формирования навыков профессионального общения на иностранном языке учащихся профессиональных колледжей. В статье раскрыто значение речевой деятельности для формирования указанных навыков, обозначены виды упражнений,...