Игровые технологии на уроках как средство активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся
Автор: Бейсенова Раушан Дмитриевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.02.2016
Статья просмотрена: 701 раз
Библиографическое описание:
Бейсенова, Р. Д. Игровые технологии на уроках как средство активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся / Р. Д. Бейсенова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9614/ (дата обращения: 15.11.2024).
Динамика развития отечественной образовательной системы диктует пересмотр привычных форм содержания обучения. Многие основные методические инновации связаны сегодня с различными нововведениями. Поиск новых форм и приемов изучения уроков русского языка и литературы в наше время-явление не только закономерное, но и необходимое. Это обусловлено тем, что в условиях гуманизации образования,обучение должно быть направлено на формирование конкурентоспособной личности, умеющей жить в непрерывно меняющемся мире. Различные новвоведения в образовании дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Еще в афинской и римской школах подростков учили убеждать, вести полемику, вступать в диалог. Под диалогом понимались переговоры, свободный обмен мнениями. Вступая в полемику со старшими, юноша должен был не только владеть правилами риторики, но и обладать навыками общения, сочетая чувство самоуваженияи самоконтроля с умением слушать других, находить в каждой ситуации нужное решение, убедительный тезис. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни.
Каждый учитель перед подготовкой урока задается вопросом, как сделать урок интересным, увлекательным, добиться того, чтобы урок развивал мыслительную активность учащихся. Для решения данной проблемы учителя обращаются к теоретическим и практическим достижениям педагогической науки. Среди большого разнообразия педагогических методов, приемов, технологий в последнее время особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого из учеников, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решить через технологию игровых форм обучения.
Игровая деятельность детей, возникая в дошкольном возрасте, проходит в своем развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре. Она вначале отражает предметную деятельность людей, а затем- человеческие взаимоотношения, нормы и правила общественного поведения. Уже в школьном возрасте дети отдают предпочтение коллективным играм, которые приучают их к коллективным формам жизни и деятельности. Игровые ситуации обогащают эмоциональную восприимчивость детей, обостряют их интерес, воображение и мышление, упражняют в подчинении желаний и настроений социальным требованиям. [1] Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не означает, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра — это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
В сюжетно-ролевых играх моделируется ситуация отдаленного прошлого, и участники играют роли литературных персонажей и представителей социальных групп, причастных к тем или иным важным событиям. Во время игры моделируется определенная ситуация прошлого и настоящего, «оживают», «действуют» люди — участники определенного произведения. Важно создать во время такого занятия у школьников игровое состояние- специфическое эмоциональное отношение к исторической действительности. Произведения таких классиков, как А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева являются просто сокровищницей для сюжетно-ролевых игр и постановки на сцене. Также они очень полюбились детям.
Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. [2] Каждый учащийся получает определенную сюжетную роль не только персонажей, но и самих авторов произведений. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» и принцип исторической беллетристики. Школьник для такой игры, как правило, занимается поиском всех достоверных фактов своего потенциального героя: имя, факты, биография, профессия, социальное положение своего персонажа. Даже в ряде случаев, для большей убедительности, готовит костюм, придумывает внешний облик. При этом он должен иметь представления о характере, чувствах, мыслях и взглядах персонажа. Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать колорит эпохи, познать конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени. Ретроспективные игры можно разделить на ролевые и не ролевые. Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей — участников далеких исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно- дискуссионная игра. [3]
В основе проблемно- дискуссионной игры лежит воображаемая ситуация, будто бы случившаяся в прошлом, при этом действие строится не по сценарию, а а вокруг обсуждения важного вопроса или проблемы. В игре предполагается спор участников, учитель сводит свою роль к минимуму, ставит проблему и промежуточные вопросы, распределяет роли участников. Ученики же в этой игре призваны решить проблему с позицией своих персонажей, причем результат решения заранее не известен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Формы сюжетно-ролевой игры могут быть различны: урок-суд, урок пресс-конференция, урок-юбилей, урок-«история болезни», урок-«дуэль» и т. д. Деловая игра может сочетать в себе различных участников: современников, «очевидцев» событий, которые «встречаются» с потомками для обсуждения важных вопросов. «Очевидцы» прошлого могут в этой игре «принять участие» в современных формах общения людей: судах, съездах, митингах.
Неролевые игры очень близки играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, и действие игры происходит в далекую эпоху. К таким играм относятся конкурсные ретроспективные игры, когда искусственно моделируется ситуация прошлого, в которой люди определенной эпохи «демонстрируют» свое мастерство, достижения, смекалку в определенном контексте. В такой игровой ситуации учитель, с одной стороны, проверяет знания учащихся, с другой- дает возможность эти знания «применить» в условиях имитации далекого прошлого, тем самым углубляя и расширяя знания о нем. Соревновательный дух подобной игры «зажигает» ребят, и стремление к познанию уроков русской литературы практически становится беспредельным ради разрешения игровой ситуации.
Учитель может выступать в игре в следующих игровых ипостасях: инструктора, который сводит свою роль к минимуму -объяснению правил игровых действий; судьи-рефера, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят; тренера, который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию; председателя- ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ее ход, держит в своих руках все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с реальной обстановкой. По мере того, как исторические игры становятся более или менее постоянным занятием ребят, учитель постоянно как бы отходит на второй план. Но вначале он и как высший арбитр и судья во время возникающих споров и обязательно активный рядовой участник игр. Присутствие учителя, владеющим предметом, обязательно. При распределении командных ролей следует делать так, чтобы роль помогала неавторитетным укрепить авторитет, неактивным- проявить активность, недисциплинированным- стать организованными. Детям, чем-то себя скомпрометировавшим, вернуть потерянный авторитет, новичкам, ребятам, сторонящимся детского коллектива- проявить себя, сдружиться со всеми. В игре необходимо следить за тем, чтобы не появлялось зазнайство, не появлялось превышение власти командных ролей над второстепенными. Неподчинение в игре может разрушить игру. Необходимо следить за тем, чтобы у роли было действие: роль без действия мертва, ребенок выйдет из игры, если ему нечего делать.
Существует несколько этапов игры. Первый этап- подготовительный, он проходит до проведения самого урока в этот период обсуждаются общий замысел и стратегия игры, пишется план, сценгарий, проводится инструктаж участников, подготавливается необходимое для проведения занятия материалы. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет роли, учитывая игровые интересы и способности, дает необходимую литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. При необходимости учитель проводит и индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсуждает с участниками фрагменты сценария и корректирует его, руководит внешним оформлением занятия. Таким образом, и самому учителю отводится роль сценариста и режиссера.
Второй этап уже проходит на самом уроке. Он называется вводным, именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, роль отдельных ее участников, дает общее напрвление, формируя познавательные задания на весь урок. Именно на этом этапе учитель представляет участников. Школьники вводятся в игровое состояние, создается определенный настрой.
Игоровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Ребята в этот период как бы «проживают» ситуацию в ее игровом воплощении, действует по определенным игровым правилам. Происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игровые действия, осуществляет опосредствованное руководство действиями участников, то есть реагирует ход занятия. При необходимости корректирует и резюмирует по ходу их деятельность, поощряет словом активных игроков, обращает внимание на работу экспертов, не навязывая им своего мнения. Наибольшее внимание учитель на этом этапе должен обращать не на деятельность экспертов и актеров, а на зрителей, то есть на весь класс.
На последнем, оценочном этапе, после того, как игра закончена, проводится анализ занятия, выслушиваются оценки и самооценки участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников. Степень соответствия игровой ситуации исторической реальности разбирается особо. Учитель выслушивает экспертную группу. Кроме того, можно провести блиц-опрос, интервью и небольшое анкетирование для выяснения результатов игры.
На уроках литературы эта форма очень удобна в нескольких направлениях: ученик читает произведение, учится поисковой деятельности, развивает коммуникативные навыки, учится аргументировать факты, и наконец, это будущий актер, хотя бы небольшой аудитории. В качестве примера хочу привести применение сюжетно-ролевой игры при изучении романа Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Роман «Преступление и наказание» — это произведение довольно объёмное, содержит достаточно много героев, которых необходимо проанализировать. Возникает потребность сделать это в интересной и необычной форме, а также необходимо привлечь учащихся к прочтению романа. Поэтому я выбрала сюжетно-ролевую игру. Для этого учащиеся выбирают героя произведения и рассказывают о нём, но не от третьего лица, а от первого, т. е. выступают в роли самого героя, который рассказывает о себе сам. Рассказ составляется по заранее составленному плану, учащиеся работают с текстом и составляют рассказ. Они пишут выступления или от руки, или печатают. После выступления-рассказа в классе задаются учащимися вопросы конкретно герою, например, Родиону Раскольникову, затем подводится итог всему сказанному. Я считаю, что такая форма работы помогает и заставляет учащихся работать с текстом произведения, не заглядывая в интернет, в котором даётся полная характеристика героя, здесь же, в работе с данным романом, требуется составить характеристику героя по определённым главам. Сначала учащиеся побаивались таких выступлений, но, посмотрев и послушав своих одноклассников, бояться, перестали и, желающих стало больше.
Положительные эффекты:
В процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются знания учащихся, расширяется круг источников постижения нового.
Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого.
Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся.
Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя.
Коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.
Коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
Ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу.
Для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.
Игра на уроке- дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.
Литература:
- Баранова С. П. — Педагогика- М; Просвещение, 1976 г.-182стр.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. К.: Радяньска школа, 1972г.
- Харламов И. Ф. Педагогика.-М.: Высшая школа,1990г.
- Короткова М. В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории. –М.: Владос-Пресс,2001 г.-172стр.
- Эльконин Д. Б. Психология игры, — М., 2006.