К вопросу об актуальных проблемах коррекционно-развивающей работы в специальной школе
Авторы: Бушпакбаева Акгулим Бадановна, Культаева Бакытгуль Жаксылыковна, Садыханова Айжан Ержановна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 26.01.2016
Статья просмотрена: 959 раз
Библиографическое описание:
Бушпакбаева, А. Б. К вопросу об актуальных проблемах коррекционно-развивающей работы в специальной школе / А. Б. Бушпакбаева, Б. Ж. Культаева, А. Е. Садыханова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 205-207. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9616/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современный этап развития специального образования в Республике Казахстан характеризуется новым отношением государства и общества к детям с проблемами в развитии. Коррекционная образовательная система как один из компонентов общественной жизни претерпела за последние годы значительные изменения. Для нее стали характерными отход от унифицированности, стремление к многообразию во всем: в типах и видах образовательных учреждений и образовательных программ, в вариантах учебных планов и учебников, в формах обучения, воспитания детей и подготовки педагогических кадров [1, с.182]
Сегодня организация системы коррекционного обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями психофизического развития — одна из актуальнейших и наиболее сложных теоретических и практических проблем, целью которой является выработка новых подходов к удовлетворению, возникших в процессе нарушений развития, специфических образовательных потребностей через предупреждение возникновения вторичных отклонений в развитии, их коррекции и компенсации средствами образования, развитие инклюзивных процессов, формирование толерантного отношения в обществе к людям с особенностями психофизического развития, создание специальных условий на всех уровнях основного образования [2, с.297]
Целью воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта является развитие их максимально возможной независимости, способности жить в обществе людей, пользоваться основными конституционными правами гражданина, сохраняя право быть другим.
Образовательный процесс в коррекционной школе носит ярко выраженную коррекционную направленность. Коррекционно-развивающая работа рассматривается в специальной педагогике как система специальных педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития детей с особыми образовательными потребностями. Коррекция рассматривается как педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом. Решая важную социальную задачу приближения развития аномальных детей к уровню развития нормальных школьников, специальная педагогика видит в коррекционном процессе главную цель — устранение или уменьшение рассогласования между установленной и реальной их деятельностью. Поэтому важным в коррекции является правильный учет величины и характера рассогласований и оперативное исправление этого несоответствия между нормой и отклонением. Следует помнить, что ограничение возможностей — это интегральное, системное изменение личности в целом, это «иной» ребенок, нуждающийся в совершенно других, чем обычно условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничения и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные программы, но формировать и развивать навыки собственной жизненной позиции, навыки ориентировки в пространстве, во времени, навыки самообслуживания и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникативной компетенции, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность, восполнять недостаток знаний об окружающем мире, развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевые сферы, формировать и развивать способность к максимально-независимой жизни в обществе.
Для формирования этих умений и навыков создаются специальные пакеты образовательных условий, которые включают в себя:
Психолого-педагогическое сопровождение;
Адаптированные образовательные программы;
Сопровождение консилиумом организации образования;
Специальные педагогические методы, подходы и приемы обучения и воспитания;
Специальные учебники и учебные пособия;
Специальные технические средства;
Индивидуально-ориентированная система оценивания ребенка, адекватная его возможностям;
Охранительный педагогический режим;
Специальная архитектурная среда из учебного и внеучебного пространства;
Специальные методы педагогической поддержки;
Комплексная систематическая логопедическая поддержка;
Взаимодействие с родительской общественностью по вопросам организации жизнедеятельности ребенка
К специальным подходам и приемам обучения и воспитания в специальной школе для детей с ОВР относятся: многоуровневая диагностика для учета работоспособности и особенностей психофизического развития; замедленность темпа обучения; упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями; рациональная дозировка учебного материала; дробление большого задания на этапы; поэтапное разъяснение задач, последовательное выполнение этапов задания с контролем/самоконтролем каждого этапа, осуществление повторности на всех этапах и звеньях; предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания; сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий; предоставление дополнительного времени для завершения задания; выполнение контрольных работ в индивидуальном режиме; максимальная опора на чувственный опыт и на практическую деятельность ребенка.
Коррекция и развитие психической деятельности детей с ОВР глубоко индивидуальный и специфический процесс, объем, качество и конечный результат которого определяются характером отклонений в развитии, сохранностью анализаторов, временем возникновения и тяжестью нарушений, совокупными условиями жизнедеятельности ребенка и его семьи, возможностями и готовностью социума, систем образования.
Основываясь на положении Л. С. Выготского о сложной структуре дефекта при аномальном развитии, следует обозначить основные направления коррекционной работы:
Коррекция познавательных процессов, коррекция речи, коррекция сенсорного опыта, коррекция поведения, коррекция моторики, комплексная коррекция при реализации индивидуального образовательного маршрута.
Основываясь на положении Л. С. Выготского о сложной структуре дефекта при аномальном развитии можно сделать вывод о том, что в практике специального образования не существует отдельной программы коррекционной работы. Она проводится на том учебном или воспитательном материале, который составляет содержание того или иного учебного предмета или направления воспитательной работы. Таким образом, коррекция недостатков развития детей с особенностями развития –сложное психофизиологическое и социально-педагогическое явление, которое охватывает весь педагогический процесс- обучение, развитие и воспитание и выступает как единая образовательная система.
Одним из основных условий обучения и воспитания детей с проблемами в развитии является адаптация содержания образования к познавательным возможностям. Это подразумевает соответствие темпа, объема и сложности учебной программы уровню когнитивной сферы, уровню подготовленности умений и навыков учащихся. Содержание учебных программ должно быть сориентировано на зону ближайшего развития, т. е. учитывать как актуальный уровень развития, так и возможности ребенка в преодолении учебных барьеров с помощью взрослого.
Возможность использования многоуровневых программ, их вариативность позволяет подобрать конкретному ребенку тот темп, объем и уровень сложности материала, который необходим именно ему. Все более ощущается потребность в особом учителе — учителе-воспитателе, учителе –посреднике, который по словам Л. С. Выготского, обеспечивает встречу ребенка с его потенциальными возможностями. Главными инструментами в этой встрече выступают- профессиональная мобильность, инновационное поведение, самостоятельность, ответственность, гуманистическая установка в педагогическом взаимодействии, социальный оптимизм педагога специальной школы.
В теории и практике коррекционно-развивающей работы выделяют общую и индивидуальную коррекцию. Общая коррекция — это направленность на исправление дефектов, характерных для разных категорий детей с особыми образовательными потребностями, индивидуальная — направленность на исправление дефектов, присущих определенной группе учащихся. Общая коррекция осуществляется на всех уроках, по всем направлениям воспитательного процесса и позволяет обеспечивать усвоение материала на уровне требований к знаниям и умениям образовательного стандарта. Индивидуальная коррекция осуществляется в специальной школе на индивидуальных и групповых занятиях, специально выделенных для этих целей. Эти занятия способствуют коррекции недостатков памяти, внимания, пространственной ориентировки, развитию познавательной деятельности. Особое место в системе индивидуальной коррекции занимают логопедические занятия. Задачи логопедической службы не ограничиваются преодолением дефекта речи, они значительно глубже и сложнее. Речь, выполняя когнитивную, регулирующую и коммуникативную функции, является «каналом развития интеллекта» каждого ребёнка, создаёт условия для развития его познавательной деятельности и обеспечивает средствами для благополучного социального взаимодействия с окружающими людьми, способствует становлению умения активно сотрудничать с другими, что чрезвычайно важно для личностного становления детей с особыми образовательными потребностями и их социализации.
Таким образом, обучение детей с проблемами развития должно пониматься в широком смысле этого слова и не относиться только к сфере формирования предметных знаний, в отношении которых у них наблюдается малый резерв возможностей.
Принципы организации процесса обучения и воспитания детей базируются на признании права ребенкаразвиваться в индивидуальном темпе, сохраняя при этом свои индивидуальные особенности, самостоятельном выборе педагогом содержания, методов, форм, дидактических средств обучения с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика и результатов мониторинга образовательных и личностных достижений, что представляет для педагогов специальных учреждений определенные трудности — применение инновационных технологий обучения и воспитания в практике специальной школы затруднены в виду ограниченных возможностей обучаемых, в специальной методике отсутствуют образцы составления индивидуальных образовательных маршрутов, ввиду неоднородности дефектов развития, нечастое совпадение «ожидаемых результатов» с конечным продуктом деятельности, размытость критериев описательной (предметной) оценки и т. д.
Таким образом, можно сделать некоторые выводы:
- Современный уровень задач специального образования не в том, чтобы адаптировать детей со специальными нуждами к условиям общества, а в том, чтобы адаптировать окружающий мир к потребностям ребенка, включая адаптацию общества по созданию специальных условий для возможности развивать свой потенциал максимально.
- Современному специальному педагогу необходимо обладать профессиональной мобильностью, инновационным поведением, самостоятельностью, ответственностью, социальным оптимизмом, высокой степенью ответственности для решения задач специальной школы
- Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования учителя.
- Школа для детей с проблемами в развитии должна иметь резервные возможности для создания специальных пакетов образовательных условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями в развитии.
Литература:
- Сулейменова Р. А., Хакимжанова Г. Д. кн. «Зарубежный и отечественный опыт включения детей со специальными нуждами в общеобразовательный процесс. Проблемы и пути решения». Алматы, 2001, с.182
- Сулейменова Р. А., Хакимжанова Г. Д. кн. «Психофизическое здоровье и развитие детей и подростков в Республике Казахстан. Проблемы и перспективы». Алматы, 1997, с.297