Формирование навыков выразительного чтения в начальных классах
Автор: Манашева Ардак
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 03.02.2016
Статья просмотрена: 1850 раз
Библиографическое описание:
Манашева, Ардак. Формирование навыков выразительного чтения в начальных классах / Ардак Манашева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9630/ (дата обращения: 19.12.2024).
Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Э. Тоффлер
Известно, что литературный язык функционирует в двух формах: письменной и устной. Между устной и письменной формами имеются существенные различия, особенности. Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания русского языка и литературы в общеобразовательной школе, возникает одна, особо важная: как представить учебный материал по предмету, чтобы он оставался в памяти школьника на долгие годы, а знания перешли в прочные умения и навыки?
В современном обществе читательская грамотность становится обязательным условием успешности. Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению- одна из главных задач начального обучения. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии ребёнка. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель — это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать.
«Чтение,- писал виднейший представитель отечественной методики начального обучения Н. Ф. Бунаков,- главное орудие начальной школы, которым она может действовать как умственное, так и нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и сознательность». [1]В. А. Сухомлинский говорил: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,- невоспитанный человек, нравственный невежда. Уметь читать- это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». [2]
Действительно, чтение- это неповторимый инструмент приобщения ученика к художественной литературе. Чтение — это неиссякаемый источник обогащения знаниями, метод становления познавательных и речевых способностей ребенка.
Чтением обучают младших школьников, воспитывают и развивают, с помощью чтения дети постигают множество учебных предметов. Ребенок, не умеющий читать, будет испытывать затруднения при выполнении домашних заданий. Ему будет неинтересно на уроках, он будет не усидчив, потому что читать книги с низкой техникой чтения- это настоящая мука для ребенка. Если ребенок в начальной школе овладеет техникой чтения, подружится с книгой, то он будет усваивать программный материал на всех этапах обучения.
На уроках русского языка и литературного чтения ученикам часто приходится работать с текстами. Уже с первого класса надо учить детей читать внимательно и подключать свое воображение. Воображение играет огромную роль в жизни человека. В настоящее время этот тезис не нуждается в доказательствах: о значении воображения писали и пишут ученые самых разных областей научного знания, многие деятели культуры. Но проблема текста- это проблема, в первую очередь, его понимания. Способность к пониманию различных текстов является главной составляющей грамотности современности человека.
Как научить пониманию? Достижение этой цели зависит от целого ряда условий: извлечения информации из каждого слова, словосочетания, предложения; создания установки; способности сохранять в памяти поступившую текстовую информацию, умения сравнивать, прогнозировать. Особая роль в понимании текста принадлежит воссоздающему воображению. Не «увидев» мысленно созданную писателем картину, читатель-школьник во многих случаях не может ни понять, ни запомнить текст. Задача учителя- сделать так, чтобы, читая текст, школьники мысленно «видели и слышали» то, что они читают. Для полноценного восприятия учащиеся должны проникнуться эмоциональным состоянием героя, почувствовать, пережить их волнение, удивление, радость. Это трудно для младших школьников, так как их эмоциональная сфера, по данным психологов, развита недостаточно в полной мере для сопереживания. Учитель должен уметь разбудить, развить эмоции и чувства ребенка, добиться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту.
Алгоритм чтения текста включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту, иллюстрации с опорой на читательский опыт.
- Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств — на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
- Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
- Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной нормы). Виды творческих заданий:
сфера осмысления содержания: рассказ о герое (событии), выборочный краткий пересказ, составление плана, постановка вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы и др.
сфера воображения: составление диафильма, киносценария, комикса к тексту, творческий пересказ от лица разных персонажей, иллюстрирование, изготовление карт, схем, макетов, чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др.
эмоциональная сфера: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом и др.
реакция на художественную форму: подробный художественный пересказ, стилистический эксперимент, стилизация, наблюдение над языком художественного текста и др. [3]
Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создаёт раздражение и запоминается. Поэтому, если мы хотим помочь детям, нужно ежедневно через определённые промежутки времени проводить с ними небольшие по объёму упражнения.
- Ежеурочные пятиминутки чтения.
В начале каждого урока дети открывают книгу и 5–6 минут читают в режиме жужжащего чтения. Жужжащее чтение -это когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.
- Чтение перед сном. Этот вид даёт хорошие результаты. Последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
- Режим щадящего чтения (если ребёнок не любит читать). Ребёнок прочитывает несколько строчек и после этого получает кратковременный отдых.
Очень важна при этом помощь родителей детей. В беседах, на родительских собраниях, на открытых уроках для родителей убеждаю их в том, что чтение, должно войти в ежедневную привычку ребёнка, необходимо создавать ситуацию интереса окружающих, слушающих его чтение. Родители должны проявлять интерес к содержанию текста читаемого ребёнком, должны быть предельно сдержанными, терпеливыми, снисходительными и доброжелательными к ребёнку. Только при условии использования в своей работе передовых педагогических технологий, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, т. е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина.
Литература:
- Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла. Методическое пособие. — Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013.
- Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах /Под ред. М. С. Васильевой, М. И. Омороковой, Н. Н. Светловской. — М.: Просвещение, 1997.
- Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках в начальной школе. С.Тунгускова, методист ГУ «Рудненский городской отдел образования» акимата города Рудного. http://rudoo.gov.kz/Portfolio/part03/4oor/doc01.doc
- Формирование читательской грамотности младших школьников. Учебно-методическое пособие(В. Н. Лутошкина, Е. Н. Плеханова)
- Артоболевская Г. В. Художественное чтение.- просвещение,1978г.
- Пономарева Л. Д.. Речетворчество учащихся//РЯШ № 6,1979г.
- Балаклай А. Г. Осмысление слова // Русская словесность.№ 2,2002г