Конструктивное взаимодействие семьи и школы
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Гладкова Наталья Анатольевна, Полякова Марина Алексеевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 29.01.2016
Статья просмотрена: 482 раза
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Конструктивное взаимодействие семьи и школы / В. Н. Хаустова, Н. А. Гладкова, М. А. Полякова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9641/ (дата обращения: 15.11.2024).
В сегодняшнее непростое время, переживаемое нашей страной, всем миром, мы особенно остро ощущаем необходимость воцарения мира и любви, даруемых Рождением Христа, ибо любовь «не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит» (1Кор.13,5–7). Любовь помогает нам быть нравственно здоровыми, жертвовать собой ради ближних и Родины, заботиться о пользе и счастье людей. Жизненная позиция православного христианина — это деятельная любовь.
Воспитание человека невозможно без нравственной ориентации, без привития духовных ценностей. Это означает, что Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Начала формирования нравственной, гармоничной и духовно здоровой личности закладываются в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношение россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Система образования призвана выступить организующим фактором и педагогическим механизмом, укрепляя все силы общества в целенаправленном воспитательном процессе через образы, идеалы; искусство, литературу, используя религиозные понятия и символы, изучая и переосмысливая их.
Актуальность выбора темы обусловлена тем, что дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Живя в семье, по словам В. А. Сухомлинского, ребенок должен быть уверен, что его, кто-то очень, очень любит и он тоже кого-то любит безгранично. Такая любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом человек активнее постигает мир, легко овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости, помогает понять главный моральный принцип: человек человеку друг и брат.
Школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования духовно-нравственной личности. Именно в этом возрасте ребенок начинает осознавать отношения между собой и окружающими, осваивая азы духовного воспитания. Семейная обстановка и опыт, полученный в семье способствуют духовному развитию ребенка младшего школьного возраста.
Так, духовное воспитание направлено на то, чтобы любовь стала потребностью каждого человека, а для этого необходимо окрасить личностным смыслом, стать необходимым и значимым. Духовное воспитание в конечном счете основано на том, что ребенок смотрит на мир глазами отца, матери, близких ему людей. Родительское слово входит в душу ребенка, его первые суждения о мире основываются на их мыслях и отзывах близких. Чтобы воспитать чувство любви и сопереживания к своему городу, селу, родине, нужно, чтобы это чувство появилось первоначально у родителей маленького христианина.
Функция школы — образовательная, передача культуры, социального опыта. Мы, включаясь в работу по духовному воспитанию, ставим перед собой простые, понятные родителям и детям цели. Это:
воспитание здорового образа жизни,
воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека,
формирование культуры общения.
Мы не ставим вероучительных задач, думаем, что надо оставлять ребенку возможность с семьей разобраться, во что ему верить, как ему верить. Но к традициям своего народа, безусловно, нужно относиться с уважением. Мы беседуем с детьми о заповедях, обсуждаем истории из жизни людей, задаем вопросы, проводим викторины и экскурсии в храме, проводим праздники «Рождество Христово» и «Пасха Красная». В этих праздниках участвуют как дети так и их родители.
В целом развитие партнерства с родителями воспитанников предполагает два направления деятельности учителя. Педагог должен опираться на положительный опыт семейного воспитания, распространяя его, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и нивелировки отрицательных. С другой стороны, важная задача воспитателя — вооружение семьи педагогическими знаниями и умениями, помощь ей в усвоении этих знаний и умений непосредственно в определенным образом организованной деятельности. Очевидно, что условием положительного направления взаимодействия являются доверительные отношения между учителями и родителями. Контакт должен строиться таким образом, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, потребность добиться успеха, уверенность в своих силах.
Групповые формы работы уместны для организации психологического просвещения родителей, для встреч с администрацией учебного заведения по самым насущным проблемам школьной жизни или, например, по вопросам реформирования школы. Чтобы групповые формы общения родителей и педагогов были эффективными, родители должны иметь возможность принимать участие в планировании содержания занятий родительских университетов и других различных форм взаимодействия со школой. В «Справочнике классного руководителя: 1- 4 классы» Н. И. Дереклеевой комплексно представлены все направления и виды работ классных руководителей 1- 4 классов: индивидуальная работа с родителями учащихся, с педагогами и школьными специалистами. Все материалы ориентированы на практическую деятельность и соотнесены с актуальными требованиями развития общества и школы.
Виды и формы внеклассной и внешкольной работы многообразны. Формы и методы работы с родителями направлены на повышение педагогической культуры родителей, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала. Методами и приемами являются: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование, знакомство родителей с различными педагогическими технологиями поддержки и сопровождения, технологией совместных творческих дел разновозрастного коллектива; диагностика, прогнозирование на всех этапах взросления и проецирование последующих форм взаимодействия с родителями; инициирование родителей к участию в жизни младшего школьника и воспитании самостоятельности.
Следствием такой организации педагогического взаимодействия станет активное участие родителей в воспитании не только своего ребенка, но и класса в целом. Педагоги и родители как партнеры должны дополнять друг друга. Отношения партнерства предполагают равенство сторон, взаимную доброжелательность и уважение.
Таким образом, размышляя о многих духовно-нравственных проблемных вопросах, верим, что конструктивное взаимодействие семьи и школы обязательно принесёт добрые созидательные плоды всему обществу.
Литература:
- Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников — М.Начальная школа-2005
- Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.- Санкт-Петербург:Детство-Пресс,1998
- Щуркова Н. Е. Организация духовной деятельности школьников. Петрозаводск,1993
- Я иду на урок в начальную школу: Основы православной культуры: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября»,2001