Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении английскому языку в ДОУ
Автор: Петрова Марина Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 31.01.2016
Статья просмотрена: 203 раза
Библиографическое описание:
Петрова, М. Н. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении английскому языку в ДОУ / М. Н. Петрова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9685/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ключевые слова: английский язык в ДОУ, краеведение, дошкольная педагогика, мотивация, иностранный язык.
Современный мир изменяется постоянно, и неуклонно растет потребность в знании иностранного языка. В последние десятилетия обучение иностранному языку в России стало осознаваться как средство общения, взаимопонимания и взаимодействия представителей различных культур. Изменения, произошедшие в социокультурном контексте изучения иностранных языков, привели к переосмыслению целей и задач, содержания и технологий обучения иностранным языкам на основе уже накопленного отечественного и зарубежного методического опыта.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Цель краеведческого образования — формирование системы знаний, взглядов и убеждений личности, направленных на осознание необходимости постоянной заботы о крае во всех видах деятельности, воспитание патриотических чувств и гражданской ответственности.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы».
Закон Российской Федерации «Об образовании».
Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Коммуникативное, познавательное и социокультурное развитие формируются во всех видах детской деятельности: в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Главной задачей своей работы ставлю реализацию таких сторон учебного процесса, как единство обучения, воспитания и развития личности, а также формирование основных принципов личностно-ориентированного обучения иностранному языку, совершенствование коммуникативной направленности.
Первые представления детей о крае закладываются в семье и в детском саду. Дошкольники получают конкретные представления о городе, его улицах, памятниках истории и культуры, учатся их распознавать и классифицировать.
Обновление содержания обучения иностранному языку в дошкольном образовательном учреждении — один из важнейших вопросов подготовки к реальной межкультурной коммуникации. Общение представителей различных языков и культур реализуется с наибольшей полнотой и эффективностью в том случае, когда в процессе преподавания иностранного языка значительное место отводится национальной культуре. Барышников Н. В. подчеркивает, что доминирование иноязычной культуры в процессе обучения может сослужить плохую службу дошкольникам — они могут оказаться неинтересными собеседниками в дальнейшем для потенциальных зарубежных партнеров по общению в будущем. С этой позиции именно краеведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополняет содержательную сторону речи.
В ходе беседы с детьми следует давать краеведческие сведения о своем родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, знаменитых земляках. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подводить к пониманию, что наш город не только уникальный, но и является частицей большой страны, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех;
везде соблюдают традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
люди берегут и охраняют природу;
есть общие национальные и общественные праздники.
Изучение краеведческого материала воспитывает трепетное отношение как к мировым культурным ценностям, так и чувство гордости, любви к национальной культуре. В наши дни нередко возникает необходимость рассказать на иностранном языке о своей стране, ее культуре, обычаях, традициях и т. д. Обучение посредством краеведения помогает развитию умений и навыков, а в конечном итоге — готовит к реальной межкультурной коммуникации.
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями о своей стране, ее праздниках, традициях, играх, о себе самих. Исходя из этого, можно говорить о своеобразном диалоге культур. Сравнение себя с зарубежным сверстником, чужую страну и свою, дети выделяют общее и специфическое, что способствует объединению, сближению, развитию доброго отношения к стране, ее людям и традициям. Такая работа также требует от ребят проявления собственного мнения, наблюдательности, собственной активной жизненной позиции по любому вопросу, что стимулирует и мотивирует стремление увеличивать и углублять объем знаний о собственной стране и других странах. Следовательно, можно сказать, что использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку способствует созданию мотивации. Краеведение позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире, освоить навыки использования методов других дисциплин для осуществления краеведческих исследований.
Хочется отметить, что развивающее обучение средствами иностранного языка протекает более успешно, когда дети вовлечены в творческую деятельность. Интеграция иноязычной речевой деятельности осуществляется с традиционно любимыми всеми дошкольниками рисованием, игрой, физкультурой и непосредственно с образовательной деятельностью: ознакомлением с окружающим миром, трудом, математикой. Интегрированные действия осуществляют различные функции в образовательном процессе: речевое действие выступает как цель, а неречевое — как средство и условие обучения речевому действию. При этом, выполняя интересные для себя игровые, музыкальные, физические и другие действия, дети параллельно усваивают определенный иноязычный материал. Например, в ходе выполнения задания по изобразительной деятельности учитель может подходить к ученикам индивидуально и задавать вопросы на иностранном языке: «А что ты рисуешь (вырезаешь, делаешь)?». Ребята будут с удовольствием отвечать ему на иностранном языке. Учитель, глядя на рисунок, может задавать уточняющие вопросы, а ребенок — отвечать на них. При возникновении трудностей с ответом учитель может помочь, предложив ключевое слово или весь ответ. В этом случае ребенок должен повторить ответ за учителем. Или прослушивается музыкальная композиция.
Образовательная деятельность, в которую включаются элементы краеведения, способствует развитию заинтересованности детей как в изучении предмета, так и в изучении истории родного края. Они учатся быть экскурсоводами и на иностранном языке рассказывают своим «зарубежным сверстникам» о родном крае.
Изучение родной культуры является ключом к пониманию культуры иностранной. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. При этом учитываются:
- Реальность материалов для детей;
- Заинтересованность детей в данном материале;
- Социализирующая ценность данного материала.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Благодаря использованию в образовательной деятельности по иностранному языку краеведческого материала (сведения и информация связанные с реальной жизнью детей, городом, в котором они живут, местными достопремечательностями, знаменитыми и талантливыми людьми области) стимулируется не только интерес детей к изучению иностранного языка, но и самостоятельность, творческую активность каждого ребенка, способствует становлению личности. Овладение иностранным языком как средством общения становится мощным стимулом коммуникативно-ориентированного обучения.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок — чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.
Литература:
- Обучение детей 5–6 лет английскому языку: занятия, игры, мероприятия, лингвострановедческий материал / авт.-сост..Ю. Шабельникова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 127 с.: ил.
- Учимся говорить по-английски в детском саду: Учебно-методическое пособие. — Белгород: Изд-во ПОЛИТЕРРА, 2008. — 181 с.
- Петрова, Е. Р. Увлекательные встречи с английским языком: метод. пособие для педагогов / Е. Р. Петрова, Е. А. Петрова, Н. М. Шафран. — М: Просвещение, 2008. — 175 с.
- Кулинич, Г. Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка: 2–4 классы./ Г. Г. Кулинич. — М.: ВАКО, 2010. — 224 с.
Ключевые слова
мотивация, иностранный язык, краеведение, иностранный язык., английский язык в ДОУ, дошкольная педагогикаПохожие статьи
Соревновательные задания на занятиях по английскому языку в техническом вузе и их роль в формировании мотивации к изучению языка
В статье рассматривается соревновательность заданий, ориентированных на развитие фонетики и навыков аудирования в рамках занятия по английскому языку в техническом вузе и влияние соревновательности на мотивацию.
Инновационные подходы в обучении дошкольников иностранному языку. Лингвотворчество как синтез иностранного языка и детского творчества
В статье раскрывается взаимосвязь художественного творчества и обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Цель статьи заключается в демонстрации практико-теоретического подхода к организац...
Психолингвистический аспект обучения русскому языку иностранных курсантов высших военных учебных заведений
В статье рассматриваются психолингвистические особенности обучения русскому языку иностранных курсантов высших военных учебных заведений.
Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе
В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...
Обучение хореографическому творчеству с применением современных информационных технологий
Применение информационных технологий в сфере дополнительного образования детей, социокультурная деятельность в сети интернет, специфика дистанционных форм обучения в сфере хореографии.
Использование электронного ресурса Википедии в обучении чтению на начальном этапе в неязыковом ВУЗе
В статье рассматривается возможность использования интернет-источника «Википедия» на занятиях по английскому языку в техническом ВУЗе (НИТПУ) со студентами 1 курса.
О возможностях веб-квеста в мультикультурном воспитании младших школьников
В статье аргументируется актуальность мультикультурного воспитания младших школьников на современном этапе развития образования. Описывается система работы учителя начальных классов по использованию веб-квеста в мультикультурном воспитании детей млад...
Краеведческий компонент как средство обучения младших школьников чтению на иностранном языке
Статья посвящена вопросу использования регионального и краеведческого компонентов на уроках английского языка, что предполагает изучение родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта. Авторы считают, что наиболее оптимальным является ис...
Проектная деятельность в техническом вузе
В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.
Похожие статьи
Соревновательные задания на занятиях по английскому языку в техническом вузе и их роль в формировании мотивации к изучению языка
В статье рассматривается соревновательность заданий, ориентированных на развитие фонетики и навыков аудирования в рамках занятия по английскому языку в техническом вузе и влияние соревновательности на мотивацию.
Инновационные подходы в обучении дошкольников иностранному языку. Лингвотворчество как синтез иностранного языка и детского творчества
В статье раскрывается взаимосвязь художественного творчества и обучения иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении. Цель статьи заключается в демонстрации практико-теоретического подхода к организац...
Психолингвистический аспект обучения русскому языку иностранных курсантов высших военных учебных заведений
В статье рассматриваются психолингвистические особенности обучения русскому языку иностранных курсантов высших военных учебных заведений.
Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках по русскому языку как иностранному в военном вузе
В статье рассматриваются основные принципы обучения иностранных военнослужащих русскому языку как иностранному. Анализируется принцип наглядности в преподавании РКИ. Предлагаются рекомендации по внедрению инфографики для формирования языковых компете...
Обучение хореографическому творчеству с применением современных информационных технологий
Применение информационных технологий в сфере дополнительного образования детей, социокультурная деятельность в сети интернет, специфика дистанционных форм обучения в сфере хореографии.
Использование электронного ресурса Википедии в обучении чтению на начальном этапе в неязыковом ВУЗе
В статье рассматривается возможность использования интернет-источника «Википедия» на занятиях по английскому языку в техническом ВУЗе (НИТПУ) со студентами 1 курса.
О возможностях веб-квеста в мультикультурном воспитании младших школьников
В статье аргументируется актуальность мультикультурного воспитания младших школьников на современном этапе развития образования. Описывается система работы учителя начальных классов по использованию веб-квеста в мультикультурном воспитании детей млад...
Краеведческий компонент как средство обучения младших школьников чтению на иностранном языке
Статья посвящена вопросу использования регионального и краеведческого компонентов на уроках английского языка, что предполагает изучение родного края, его истории, культуры, традиций, жизни и быта. Авторы считают, что наиболее оптимальным является ис...
Проектная деятельность в техническом вузе
В статье рассматриваются вопросы применения новых педагогических технологий, в частности, метода проектов, в процессе преподавания русского языка в технических вузах с национальным языком обучения.