Роль реабилитационной активности семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Корытова Евгения Александровна
Рубрика: 14. Социальная работа
Опубликовано в
Дата публикации: 08.02.2016
Статья просмотрена: 2267 раз
Библиографическое описание:
Корытова, Е. А. Роль реабилитационной активности семьи в воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Корытова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9713/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматриваются аспекты, характеризующие роль реабилитационной активности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, семья, реабилитационная активность семьи.
В современном Российском обществе с каждым годом растет число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), об этом свидетельствуют данные статистики. Так, за последние тридцать лет количество детей с ОВЗ увеличилось в 13 раз [2, с. 82]. Всего в России на 2015 год их насчитывалось 605 тысяч детей с ОВЗ, когда в 2012 году — 560 тысяч [6, с. 1].
Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [4, с. 128]. С самого рождения ребенок для своего нормального развития нуждается в общение с близкими, любящими его людьми, ему необходима помощь в удовлетворении своих физических и духовных потребностей. В процессе общения происходит передача социокультурных ценностей. Для ребенка, личность которого еще только формируется, семья играет главенствующую роль в его социализации. Именно в семье ребенок учится навыкам поведения, усваивает модели поведении, а также строит представления о себе и других, о мире в целом.
Семьям, которые воспитывают детей с ОВЗ, характерен ряд специфических проблем. Прежде всего, это материально-экономические проблемы, поскольку зачастую семьи располагают весьма скромным достатком, который складывается из заработной платы мужа и социальной пенсии ребенка по инвалидности. Мать в этих семьях лишена возможности полноценно работать. Примерно в каждой пятой семье мать не работает из-за того, что не с кем оставить ребенка, а учреждения с дневным пребыванием для детей-инвалидов отсутствуют [1, с. 154]. Также разные авторы выделяют проблемы связанные с получением медицинских и социально-бытовых услуг, а также проблемы, возникающие при организации реабилитации и обучения ребенка. Большинство детей с ограничениями обучаются в специальных (коррекционных) школах или организовывается надомное обучение, но самым оптимальным признается организация инклюзивного образования, то есть включение детей с ОВЗ в образовательный процесс вместе с неимеющими ограничений со здоровьем сверстниками. Нуждаемость семей с детьми с ОВЗ в психологической поддержке, по различным источникам, составляет лишь 3,5 %, что объясняется непривычностью такого рода помощи для нашего общества. Кроме выше названных, существенной является проблема низкого уровеня информированности семей о деятельности реабилитационных, образовательных учреждений для детей-инвалидов, а также о работе социальных служб. На низком уровне и правовая самостоятельность семьи, имеющей ребенка с ОВЗ. Родители плохо ориентируются в быстро меняющемся законодательстве, зачастую не знают, на какие льготы они могут рассчитывать.
А. Торнбал выделяет пять периодов, связанных со стрессом на стадиях и переходах жизненного цикла семей, воспитывающих детей с ОВЗ: рождение ребенка, школьный возраст, подростковый возраст, период «выпуска», постродительский период [5, с. 105]. Первый период связан с получением точного диагноза, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи. Второй кризисный период обусловлен тем, что встает вопрос об определение формы обучения ребенка (инклюзивное или специализированное обучение), решение вопросов, связанных с поступлением ребенка в школу, внешкольной деятельностью ребенка, переживание реакций сверстников. Кризисный подростковый возраст характеризуется привыканием к хронической природе заболевания ребенка, появлением проблем, непосредственно связанных с сексуальностью, изоляцией от сверстников, планированием общей занятости ребенка. Четвертый — период «выпуска» — это признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации семьи. Завершающий кризисный период — это «постродительский», на данном периоде происходит перестройка взаимоотношений между супругами (если ребенок начал самостоятельную жизнь) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка.
Наиболее важную роль в жизни детей с ОВЗ, в решение возникающих проблем в их жизнедеятельности, как, впрочем, и в жизни здоровых детей, играют их родители. Комплекс биологических и психологических характеристик семьи ребенка с ОВЗ, а также социально-средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности, характеризует реабилитационную активность семьи [3, с. 224]. Во многом, именно от уровня реабилитационной активности семьи, зависит то, как будет проходить процесс реабилитации ребенка, насколько грамотно и своевременно будут решены задачи реабилитации. По мнению ряда ученых (С. Н. Пузин, З. М. Аминова, З. М. Модестов, С. А. Косова, В. Ю. Альбицкий) реабилитационная активность семьи — это заинтересованность родителей, наличие в семье специального оборудования и вспомогательных средств, владение специальными навыками ухода за детьми. Реабилитационная активность семьи включает в себя ряд компонентов [7, с. 16].
Прежде всего, активность при осуществлении поиска источников медицинской помощи, то есть, своевременность, последовательность и тщательность при выполнении медицинских рекомендаций, поддержание регулярных контактов с оздоровительными учреждениями.
Далее активность педагогических усилий семьи, их направленность на всестороннее развитие ребенка; поиск и реализация его компенсаторных возможностей, самостоятельное овладение необходимыми развивающими и коррекционными методиками.
Собственно социальная активность семьи, то есть ее настойчивость в поиске источников поддержки как материальной, так и моральной (например, через образование групп самопомощи) — это стремление семьи к разрешению возникающие конфликтные ситуации, когда предпочтение отдается жизненной стратегии «выигрывающий», а не пассивной позиции «жертва».
Насколько сформирован тот или иной компонент реабилитационной активности семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, возможно определить, проведя исследование семьи и получив ответы на вопросы, представленные в таблице 1.
Таблица 1
№ |
Компонент |
Вопросы |
1 |
Активность при осуществлении поиска источников медицинской помощи |
С какой периодичностью проходит медицинское лечение Ваш ребенок? |
Организован ли рациональный режим дня у ребенка для его успешного развития? |
||
Приобрели ли Вы какие-либо дополнительные средства для проведения лечебных процедур?
|
||
2 |
Активность педагогических усилий семьи |
Хватает ли Вам собственных умений и навыков для преодоления трудностей в воспитание и развитие ребенка с ОВЗ? |
Информированы ли Вы об особых потребностях и специфике развития ребенка в связи с его ограничениями? |
||
В какой форме получает образовательные услуги Ваш ребенок с ОВЗ? |
||
Какая педагогическая помощь необходима Вам в процессе воспитания ребенка? |
||
3 |
Собственно социальная активность |
Перечислите, какие формы государственной поддержки Вы получаете? |
Являлась ли Ваша семья участником мероприятий, проводимых образовательными организациями, общественными организациями? |
Безусловно, предложенная таблица может быть дополнена, расширена. В зависимости от интенсивности осуществляемых семьей мероприятий, с целью реабилитации ребенка с ОВЗ, определяется уровень реабилитационной активности семьи. Она может быть оценена как высокая, средняя и низкая. Семьи с высокой реабилитационной активностью целеустремленны, последовательны, предприимчивы и настойчивы в своих действиях. Они готовы находить и использовать все возможности для улучшения положения. Высокая активность — непременное условие своевременного и успешного решения реабилитационных задач. Семьи, у которых диагностируется средний уровень реабилитационной активности, непоследовательны, малоинициативные, у них отсутствует всесторонность усилий, начатое не доводится до конца. Семьи с низкой реабилитационной активностью занимают позицию «жертвы», процесс реабилитации протекает медленно, с большими перерывами, характерно оттягивание ответственных действий: предстоящей операции, поступления ребенка в детский коллектив и др. Данные семьи способны справиться с задачами реабилитации только при условии поддержки и сотрудничестве реабилитации.
Определяют достаточно широкий спектр методов работы с семьями, которые воспитывают детей с ОВЗ, в него входят такие методы как консультирование, социальный патронаж, тренинги, семинары, обучающие занятия, занятия по развитию социальной активности семьи и другие. Они способствуют повышению родительской компетенции, уровня медицинской, педагогической или социальной активности семьи, которые, в свою очередь, вместе составляют реабилитационную активность.
Исходя из выше сказанного, делаем вывод, что определяющим фактором успешного решения проблем, связанных с воспитанием ребенка с ОВЗ выступает реабилитационная активность его семьи. Все меры государства, направленные на решение данной проблемы и усилия самого ребенка будут малоэффективными, если ближайшее его окружение будет равнодушно относиться, игнорировать его проблемы. Именно на семье лежит первостепенная роль в воспитание, обучение и развитии ребенка
Литература:
- Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://knigi.link/psihologiya-pedagogicheskaya/sotsialnaya-pedagogika-spetsialnom-obrazovanii.html (дата обращения: 30.01.16)
- Социальная работа в Республике Бурятия: учебное пособие / отв. ред. Т. С. Базарова. — Улан-Удэ: изд-во Бурятского государственного университета, 2010. — 188 с.
- Косова С. А. Роль семьи в реабилитации детей с хроническим патологиями (комплексное клинико-социальное исследование по материалам республики Хакасия) [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.dslib.net/soc-medicina/rol-semi-v-reabilitacii-detej-s-hronicheskoj-patologiej.html (дата обращения: 31.10.15)
- Луковцева А. К. Психология и педагогика. Курс лекций. [элекронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bookap.info/genpsy/lukovtseva_psihologiya_i_pedagogika_kurs_lektsiy/gl54.shtm (дата обращения: 06.12.15)
- Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011. — 408 с
- Федеральная служба государственной статистики. Положение инвалидов. Детская инвалидность [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/invalid/8–1.doc (дата обращения: 20.01.16)
- Федосеева О. А. Особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями в семье / О. А. Федосеева // Молодой ученый. — 2013. — № 9. — С. 346–349.
Ключевые слова
семья, дети с ограниченными возможностями здоровья, реабилитационная активность семьи., реабилитационная активность семьиПохожие статьи
Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлены особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, полученные в ходе научно — исследовательской работы. Авторами описаны обобщенные результаты эмпирического исследования. Предметом исследования выст...
Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности
Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с оказанием педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья во внеучебной деятельности. Автор рассматривает особенности педагогической поддержки детей с особыми обра...
Роль биоэкологических понятий в психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена развитию инклюзивной образовательной среды, способствующей формированию психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны
Статья посвящена изучению мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны. В данной статье рассматриваются формы государственной социальной помощи ветеранам, деятельность Правительства РФ по улучшению качества жизни ветеранов Великой О...
Социальная работа как вид профессиональной деятельности
В данной статье говорится о социальной работе как о виде профессиональной деятельности. Всесторонне описывается деятельность социального работника, его обязанности, а также преимущества и недостатки данной профессии. Помимо этого, рассказывается о зн...
Физическое воспитание студентов вуза как часть физической подготовки студентов с ограниченными возможностями для успешной реализации профессиональной деятельности
В статье рассматривается профессиональная деятельность специалиста, которая зависит от его теоретического знания, физического подготовки в целом, а также иметь опыт работы со студентами с ограниченными возможностями. Данный факт обуславливает необход...
Детская общественная организация и её воспитательный потенциал
В данной статье ведется речь о воспитательном потенциале детской общественной организации. Также раскрывается роль взаимодействия школьников и взрослых в детской общественной организации.
Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании
В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...
Зоотерапия и её роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается метод зоотерапии и его влияние на процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор говорит о том, как общение с животными помогает в развитии эмоциональных, коммуникативных навыков ребёнка, повышает ег...
Нравственное воспитание молодежи в контексте помощи людям с ограниченными возможностями здоровья
На примере инвалидов по зрению обсуждаются вопросы, связанные с социальной интеграцией и адаптацией людей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируется возможность привлечения к решению этой проблемы молодежи. Показано, что участие молодежи в...
Похожие статьи
Современные проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья
В статье представлены особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, полученные в ходе научно — исследовательской работы. Авторами описаны обобщенные результаты эмпирического исследования. Предметом исследования выст...
Педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности
Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с оказанием педагогической поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья во внеучебной деятельности. Автор рассматривает особенности педагогической поддержки детей с особыми обра...
Роль биоэкологических понятий в психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Статья посвящена развитию инклюзивной образовательной среды, способствующей формированию психологической адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны
Статья посвящена изучению мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны. В данной статье рассматриваются формы государственной социальной помощи ветеранам, деятельность Правительства РФ по улучшению качества жизни ветеранов Великой О...
Социальная работа как вид профессиональной деятельности
В данной статье говорится о социальной работе как о виде профессиональной деятельности. Всесторонне описывается деятельность социального работника, его обязанности, а также преимущества и недостатки данной профессии. Помимо этого, рассказывается о зн...
Физическое воспитание студентов вуза как часть физической подготовки студентов с ограниченными возможностями для успешной реализации профессиональной деятельности
В статье рассматривается профессиональная деятельность специалиста, которая зависит от его теоретического знания, физического подготовки в целом, а также иметь опыт работы со студентами с ограниченными возможностями. Данный факт обуславливает необход...
Детская общественная организация и её воспитательный потенциал
В данной статье ведется речь о воспитательном потенциале детской общественной организации. Также раскрывается роль взаимодействия школьников и взрослых в детской общественной организации.
Развитие физического воспитания подрастающего поколения в непрерывном образовании
В данной статье рассматриваются основные тенденции развития физического воспитания учащихся общеобразовательных школ, раскрываются факторы развития физического воспитания подрастающего поколения, учитываются индивидуальные и психологические особеннос...
Зоотерапия и её роль в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье рассматривается метод зоотерапии и его влияние на процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Автор говорит о том, как общение с животными помогает в развитии эмоциональных, коммуникативных навыков ребёнка, повышает ег...
Нравственное воспитание молодежи в контексте помощи людям с ограниченными возможностями здоровья
На примере инвалидов по зрению обсуждаются вопросы, связанные с социальной интеграцией и адаптацией людей с ограниченными возможностями здоровья. Анализируется возможность привлечения к решению этой проблемы молодежи. Показано, что участие молодежи в...