Викторина «Великая Отечественная война»
Автор: Казанцева Лариса Валерьевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 05.02.2016
Статья просмотрена: 2615 раз
Библиографическое описание:
Казанцева, Л. В. Викторина «Великая Отечественная война» / Л. В. Казанцева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 191-195. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9717/ (дата обращения: 15.11.2024).
Цели:
- Обобщить и систематизировать с учащимися знания по теме; отработать навыки самостоятельной исследовательской и аналитической работы; воссоздать объективную картину войны через исторические документы и художественные произведения.
- Формировать умения выделять главное, составлять тезисы, сворачивать информацию; развивать монологическую речь; формировать умение сопоставлять исторические факты с изображением их в литературе, развивать умение работы в группе.
- Воспитывать патриотизм и гуманность; воспитывать мотивацию учения, положительное отношение к знаниям; воспитывать интерес к истории войны через художественные произведения.
Правила игры: в игре принимают участие три команды; в начале игры капитаны проводят жеребьевку на право отвечать первым; вопрос на который команда не смогла ответить переходит к другой.
Тип урока: обобщение и систематизация ЗУН.
Вид урока: викторина
Методы обучения: исследовательский, алгоритмичный
Оборудование: тесты, презентация
План деятельности учителя:
- Мотивация в начале занятия
- Объяснение целей
- Выполнение заданий викторины
- Подведение итогов, рефлексия
I тур. Задания на выбор ответа (один верный из нескольких предложенных)
1. План «Барбаросса» предусматривал:
- Превращение СССР в военного союзника Германии
- «Молниеносную войну»
- Присоединение Европейской части СССР к Германии
- Выхода фашистских войск на линию Архангельск — Волга через 6–8 недель после начала войны
2. В первый месяц Великой Отечественной войны упорное сопротивление врагу оказали войска города:
- Минска
- Выборга
- Риги
- Бреста
3. Высшим государственным органом управления, сосредоточившим всю полноту власти, стал (стала):
- Государственный Комитет обороны
- Верховный Совет СССР
- Ставка Верховного главнокомандования
- Народный комиссариат обороны
4. Какое необычное обращение использовал в своей речи И. В. Сталин:
- «граждане»
- «товарищи»
- «братья и сестры»
- «дамы и господа»
5. Сколько человек было мобилизовано из Якутии в Великую Отечественную войну?
- 45 тыс.
- 62 тыс.
- 57 тыс.
- 30 тыс.
6. В августе 1941 г. Ставкой Верховного Главнокомандования был издан приказ № 270, главным пунктом которого был:
- Объявление советских военнопленных изменниками Родины и введение наказаний для членов их семей
- Улучшение материального положения членов семей погибших воинов
- Введение трудовой мобилизации населения прифронтовых областей
- Формирование штрафных батальонов
7. Какой орган был создан 23 июня 1941 г. для оперативного управления войсками?
- Ставка Главного Командования
- Ставка Верховного Командования
- Ставка Верховного Главнокомандования
- Государственный Комитет Обороны
8. При разработки плана кампании Красной Армии на 1942 г. Опирались на ложные сведения о том, что Гитлер готовит главный удар на:
- Крым
- Сталинград
- Москву
- Урал
9. Какой город в 1941 г. советские войска удерживали два месяца?
- Смоленск
- Брест
- Киев
- Керчь
10. На какое минимальное расстояние немецкая армия подошла к Москве?
- 80 км
- 30 км
- 250 км
- 40 км
11. Какие соединения были использованы для временной остановки немецких войск под Москвой?
- Курсантов военных училищ
- Резервные части с Дальнего Востока
- Народное ополчение
- Штрафные батальоны
12. Сколько якутян носит звание героев Советского Союза и России за подвиги в Великую Отечественную войну?
- 7
- 10
- 15
- 25
13. Издание И. В. Сталиным приказа № 227 «Ни шагу назад!» от 28 июля 1942 г. было вызвано угрозой:
- Захвата немцами Крыма
- Нового прорыва немцев под Москвой
- Выхода немцев к Уралу с юга
- Потери Сталинграда и выхода немецких армий к Волге
14. Как называлась танковая колонна, построенная на средства верующих?
- «Илья Муромец»
- «Святой Дмитрий Донской»
- «Святой Андрей Первозванный»
- «Святой равноапостольный князь Владимир»
15. Какой регион Советского Союза стал наиболее известен как партизанский край?
- Сибирь
- Белоруссия
- Украина
- Прибалтика
16. Где было остановлено продвижение немецких войск на Кавказском направлении?
- На подступах к Нальчику
- На подступах к перевалам Главного Кавказского хребта
- В районе Грозного
- На подступах к Орджоникидзе
17. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны был достигнут в результате:
- Разгрома немецких войск под Сталинградом и Курском
- Битвы за Москву
- Военных операций в Восточной Пруссии
- Военных операций на Висле и Одере
18. Крупнейшее танковое сражение в ходе Великой Отечественной войны произошло в ходе:
- Курской битвы
- Битвы за Москву
- Битвы за Кавказ
- Сталинградской битвы
19. Важным событием 1944 г. было:
- Полное освобождение Ленинграда от блокады
- Образование ООН
- Объявление Советским Союзом войны Японии
- Поражение фашистских войск под Курском
20. Тегеранская конференция состоялась в:
- Июне 1944 г.
- Мае 1945 г.
- Декабре 1941 г.
- Ноябре — декабре 1943 г.
21. Второй фронт в Европе был открыт в:
- 1942 г.
- 1943 г.
- 1944 г.
- 1945 г.
22. Сколько якутян кавалеров ордена славы трех степеней?
- 25
- 3
- 1
- 5
23. Япония не решалась вступать в войну против СССР в 1941 г. из-за:
- Положения на советско-германском фронте
- Вступления США в войну против Японии
- Неподготовленности Квантунской армии
- Атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки
24. В войне против Японии в 1945 г. участвовали:
- СССР, США, Вьетнам, Китай
- СССР, США, Монголия, Корея
- СССР, США, Монголия, Китай
- СССР, США, Вьетнам, Монголия
25. В результате капитуляции Японии в сентябре 1945 г. СССР получил:
- Остров Хоккайдо
- Алеутские острова
- Южный Сахалин и Курильские острова
- Остров Кюсю
26. Верховным Главнокомандующим в годы Великой Отечественной войны был:
- Г. К. Жуков
- И. В. Сталин
- К. Е. Ворошилов
- С. М. Буденный
27. Кто возглавлял Государственный комитет обороны в годы Великой Отечественной войны?
- В. М. Молотов
- Г. К. Жуков
- И. В. Сталин
- Г. М. Маленков
28. Кто был начальником штаба партизанского движения в годы войны?
- С. М. Буденный
- А. М. Василевский
- Л. П. Берия
- П. К. Пономаренко
29. Кто сконструировал первый советский реактивный самолет, испытания которого прошли в 1942 г.?
- А. Н. Туполев
- П. О. Сухой
- А. И. Микоян
- В. Ф. Болховитинов
30. Кто из советских авиаконструкторов был освобожден из заключения в годы войны?
- А. Н. Туполев, Н. Н. Поликарпов, П. О. Сухой
- Г. Э. Лангемак, А. Н. Туполев
- Н. Н. Поликарпов, П. К. Ощепков
- С. П. Королев
31. Кто руководил созданием тяжелого советского танка ИС, поступившего на вооружение в 1943 г.?
- А. А. Морозов
- М. И. Кошкин
- Ж. Я. Котин
- Н. А. Кучеренко
32. Сколько человек было мобилизовано в Великую Отечественную войну их Хангаласского улуса?
- 2194
- 1050
- 2400
- 500
33. Кто руководил группой ученых, разрабатывавших технологию изготовления высококачественной стали для танкостроения?
- И. В. Курчатов
- Е. О. Патон
- М. В. Келдыш
- Г. Э. Лангемак
34. Кто из лидеров западных держав в совей речи 22 июня 1941 г. поддержал Советский Союз, хотя ранее был активным ее противником?
- Ф. Рузвельт
- У. Черчиль
- Г. Трумэн
- Шарль де Голль
35. Кто из высших военных чинов фашистской Германии был взят в плен в ходе Сталинградской битвы?
- Х. В. Гудериан
- В. Кейтель
- Ф. Гальдер
- Ф. Паульс
36. Кто из немецких генералов подписал капитуляцию Германии?
- Х. В. Гудериан
- В. Кейтель
- Ф. Гальдер
- Ф. Паульс
II тур (задания с открытым кратким ответом, в котором требуется определить имя, дату, название или распределить факты по заданному признаку)
1. Установите соответствие между годами и названиями битв:
Год |
Название битвы |
1) 1941–1942 гг. |
А) Битва за Берлин |
2) 1942–1943 гг. |
Б) Курская битва |
3) 1943 г. |
В) Московская битва |
4) 1945 г. |
Г) Сталинградская битва |
2. Соотнестие кодовое наименование операции и ее цель. Вычеркните лишнее наименование, обосновав свой выбор.
Операция |
Цель |
1) «Багратион» |
А) освобождение Сталинграда |
2) «Кутузов» |
Б) освобождение Белоруссии и Литвы |
3) «Румянцев» |
В) освобождение Белгорода и Харькова |
4) «Уран» |
Г) освобождение Орла |
5) «Цитадель» |
Д) наступление под Курском |
3. Во время войны были учрежденыновые военные награды. Определите, за какие подвиги давался тот или иной орден:
1) орден Александра Невского
2) орден Ф. Ф. Ушакова
3) орден «Победа»
4) орден Славы
5) орден Великой Отечественной войны
6) орден А. В. Суворова
7) орден М. И. Кутузова
8) орден Богдана Хмельницкого
А |
Награждались офицеры флота за выдающиеся успехи в разработке, проведении, обеспечении морских боев, в ходе которых была достигнута победа над численно превосходящим противником |
Б |
Награждался офицер в чине от командира взвода до командира дивизии за руководство успешной операцией, в результате которой врагу был нанесен большой урон |
В |
Награждались солдаты, сержанты и старшины, а также младшие лейтенанты в авиации за личный подвиг в боевой обстановке |
Г |
Высший военный орден СССР, которым награждался высший командный состав за успешное проведение операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых обстановка в корне менялась в пользу СССР |
Д |
За выигранную наступательную операцию с меньшими, чем у противника силами |
Е |
Награждение военнослужащих всех родов войск, а также гражданских лиц, отличившихся в борьбе с фашистами |
Ж |
Эту награду наряду с воинами регулярных частей получали партизаны |
З |
За умелый вывод войск из-под удара и нанесение контрудара противнику |
4. Закончите предложение, вписав соответствующий факт (имя, название, понятие)
- Пограничная крепость, продержавшаяся почти месяц в тылу врага, называлась _______________________________________________________________________
- План захвата Москвы назывался ________________________________________
- В блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая симфония композитора _______________________________________________________________________
- Назовите первого генерал-майора из Хангаласского улуса __________________
- Красное знамя на Рейхстаг водрузили ___________________________________
- Немецкий план вторжения на территорию СССР назывался _______________________________________________________________________
- Операция по освобождении. Белоруссии называлась _______________________
- Автором знаменитой поэмы «Василий Теркин» был _______________________
- Поэтесса _______________________________________ стала символом мужества блокадного Ленинграда.
- Реактивная установка, впервые использованная в Сталинградской битве, называлась _____________________________________________________________
- Назовите имя матери из Якутии, потерявшей всех пятерых сыновей в Великую Отечественную войну _____________________________________________________
- Первым трижды героем Советского Союза стал __________________________
- Парад победы на Красной площади принимал ____________________________
- Первые салюты в Москве были даны в честь освобождения _______________________________________________________________________
- Первая женщина-летчик из Якутии, участвовавшая в освобождении Белоруссии, Украины, Германии _________________________________________________
- Блокада Ленинграда продолжалась______________________________________
- Назовите имя нашего земляка участника Великой Отечественной войны, военного летчика ________________________________________________________
5. По какому принципу построены логические ряды?
1. А. Яковлев, С. Лавочкин, С. Илюшин, А. Туполев, Н. Поликарпов.
2. Ленинград, Севастополь, Одесса, Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Брест.
3. 300 г, 250 г, 200 г, 125 г.
6. О каких событиях или людях идет речь в каждом из отрывков?
А.Кейтель продолжает сидеть прямо, потом вытягивает перед собой на столе руки и сжимает кулаки. А голову все больше и больше закидывает назад, так, словно хочет закатить обратно под веки готовые вывалиться оттуда слезы… Он подходит к узкому концу стола, садится в стоящее там пустое кресло и подписывает несколько экземпляров акта. Потом встает, возвращается за свой стол и садится за него в прежней позе. Подписывая, он снял перчатку. Сейчас он снова натягивает ее на руку.
Б.Во время боев за Сталинград он командовал небольшой группой солдат, состоящей из 24 человек, которая смогла захватить четырехэтажный дом и удерживать его в течение 58 суток, превратив в крепость. После войны он стал почетным гражданином города, а дом до сих пор сохранился и носит его имя.
В.Он погиб во время зимнего наступления под Ленинградом, в боях у д. Чернушки, закрыв своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровце, препятствовавшего продвижению подразделения.
Г.Фюрер решил стереть с лица земли этот город, уничтожить его с помощью артиллерийского обстрела и воздушных атак авиации. Проблема жизни населения и снабжения его (продовольствием) не может и не должна решаться нами. Мы не заинтересованы в сохранении даже части населения этого большого города.
Д.Здесь лоб в лоб столкнулись две лавины танков. С рассвета и до темноты под несмолкающий рев моторов, грохот взрывов, в удушающих облаках пыли и в дыму пожаров шел бой, в котором участвовало 1200 бронированных машин.
III тур. Анализ исторического источника, развернутый ответ
- Назовите основные направления деятельности воздушной трассы Аляска — Сибирь
- Познакомьтесь с отрывками и ответьте на вопросы.
А. Из фронтовых газет
Постоянство. В 1941 г., когда Гитлер выступал с воинственными речами, немецкие солдаты приветствовали его возгласами:
— Фюрер, мы последуем за тобой!
В 1943 г., когда Гитлер, приехав на фронт и торопливо произнеся речь, собрался уезжать обратно, он услышал те же слова:
— Фюрер, мы последуем за тобой!
В немецком госпитале. — Больной, почему вы второй день не принимаете лекарства? — Но, господин доктор, здесь написано: «Принимать после еды».
Среди пленных фрицев. — Фюрер не простит генералу Паулюсу его сдачу в плен. — Ты считаешь, что для генерал-фельдмаршала очень важно, какого мнения о нем ефрейтор?
Б.Из фронтового фольклора
Ганс
Мой костер в тумане светит,
Искры гаснут, не горя,
Я бы отдал все на свете
За два черных сухаря.
На прощанье шаль с каймою
Я у баб в избе стяну
И холодною зимою
Спину ею заверну.
Фрицы летом наступали,
Они пели и плясали:
Война чудо, война гут,
Фрау дома, сало тут.
Фрицы нынче отступают,
Фрицы плача распевают:
— Война гадость, жутко тут,
Фрау горе, мне — капут.
- К какому жанру можно отнести все эти произведения?
- Какая тема объединяет их?
- Какие тенденции в ходе войны они отражают?
- В каком году могли они появиться?
- Назовите воинов-якутян, участников Парада Победы в Москве 24 июня 1945 г.
- За форсирование Днепра кто из якутян стал героем Советского Союза?
- Что было главной задачей лыжной бригады, сформированной из посланцев Якутской республики?