Подкасты в обучении аудированию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 03.02.2016

Статья просмотрена: 3161 раз

Библиографическое описание:

Суханова, А. С. Подкасты в обучении аудированию / А. С. Суханова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9724/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

В XXI веке количество всевозможных ресурсов и материалов для изучения иностранных языков (ИЯ) достигло такого уровня, что есть возможность выбора оптимального пути в зависимости от цели, подготовки и этапа обучения. Изучение ИЯ невозможно без освоения такого вида речевой деятельности, как аудирование. Аудирование представляет собой сложный речемыслительный процесс, заключающийся в восприятии и понимании иноязычной звучащей речи.

В дидактическом плане сеть Интернет включает в себя такие компоненты, как формы телекоммуникации и информационные ресурсы. К формам телекоммуникации относятся недавно появившиеся, но ставшие достаточно популярными социальные сервисы: блоги, сервер видеороликов, серверы подкастов и т. п. Первоначально эти социальные сервисы «были созданы для реального общения между людьми, находящимися на расстоянии друг от друга и лишь потом стали использоваться в учебных целях для обучения ИЯ» [4, с. 12].

Технические средства обучения (ТСО) необходимы для повышения качества обучения, для уменьшения утомляемости учащихся. ТСО дают возможность изложить материал наглядно, в образной, а потому легко воспринимаемой и хорошо запоминающейся форме. Кроме того, методисты всегда отмечали, что аудиовизуальные средства и материалы позволяют привнести в урок нечто новое, разнообразить его и сделать более интересным и мотивированным для обучающихся [6, с. 283–284].

Для формирования и совершенствования навыков восприятия иноязычной речи на слух необходимы качественные учебные аудиоматериалы. К ним относятся: подкасты, аудиокниги, иностранные радиопередачи, радиоспектакли, аудиопособия и т. д.

Интернет-ресурсы могут заинтересовать обучающихся, так как содержат материалы из разных областей знания. Это позволяет сделать занятие по иностранному языку более содержательным и увлекательным. В то же время, такие ресурсы предоставляют учащимся свободу творчества и развивают их самостоятельность.

Использование подкастов в обучении аудированию нам представляется наиболее перспективным, в связи с его широкой доступностью, вариативностью. Термин Podcasting образован из частей двух слов: iPod (фирменное название mp3-плейера) и английского слова broadcasting (трансляция передач). Подкаст — инновационный мультимедийный феномен в преподавании иностранного языка, который способствует развитию понимания иностранного языка на слух [1, с. 36].

Подкаст (podcast) — это аудио- или видеозапись, сделанная любым человеком и доступная для прослушивания или просмотра во всемирной сети. В отличие от телевидения или радио, подкаст позволяет прослушивать аудиофайлы и просматривать видеопередачи не в прямом эфире, а в любое удобное для пользователя время [5, с. 189].

Подкасты постоянно обновляются, их можно скачать в Интернете. Они содержат аудио- и видеоматериалы чаще всего в формате mp3 и доступны благодаря Интернету в любое время. Методистами создан целый ряд подкастов, специально предназначенных для изучения иностранных языков. Используя подкасты, учащиеся получают информацию по актуальным темам, обогащают свой словарный запас и развивают навык говорения. Подкасты обеспечивают [1, с. 36]:

          дифференцированный подход в изучении иностранного языка в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся;

          записи текста модно прослушивать в замедленном или оригинальном темпе, поскольку учащиеся не ограничены во времени;

          выбор материалов, интересующих учителя и учащихся;

          автономное обучение, которое взаимодействует с традиционным уроком иностранного языка благодаря дидактической интеграции современных технологий;

          возможность записи аудиоматериалов на различные электронные носители информации (мобильный телефон, CD-диск и т. д.).

Подкасты подразделяются на учебные (специально подготовленные для изучающих язык) и неучебные (привлекаемые преподавателем в учебных целях). В жанровом отношении подкасты разнообразны: документальные (выступления политических деятелей, ученых, трансляция общественных мероприятий), драматические (фрагменты спектаклей, радиопостановок) и т. д. Восприятие подкастов требует максимальной концентрации внимания, иначе понимание текста будет неполным. Подкасты оказывают более благоприятное психологическое воздействие на учащихся в сравнении со звукозаписью благодаря своей естественности и приближенности к условиям реального общения. Процесс аудирования протекает успешнее при выполнении специальных упражнений, составленных на материале аудиотекста. Одни из них предшествуют аудированию, другие осуществляются одновременно с ним, третьи — по окончании слушания текста. Упражнения первой и второй групп направлены на увеличение объема оперативной памяти учащихся, снятие трудностей восприятия компонентов текста. С помощью третьей группы упражнений (естественно-коммуникативных) устанавливается степень понимания смысла сообщения, учащиеся стимулируются к высказыванию по поводу услышанного.

Основное требование к учебным аудиозаписям — это аутентичность, то есть это должны быть оригинальные тексты, продуцируемые носителями языка, изначально записанные для носителей языка и не предназначенные для учебных целей. A. M. Шварц считает, что, для успешного процесса аудирования слушатель должен развивать следующие умения:

  1. делать умозаключения;
  2. сканирование текста, т. е. исследование текста для нахождения каких-либо деталей;
  3. раскрытие главных тем и идей текста;
  4. подведение итогов [7, с. 393].

Главное методическое требование при использовании образцовых аудиоматериалов для аудирования заключается в том, что они должны использоваться систематически, а не от случая к случаю. Только систематическое использование образцовых фонограмм даст учащимся возможность привыкнуть к образцовой речи [3, с. 198].

В результате систематической работы с подкастами значительно возрастает уровень понимания речи на слух, речь учащихся станет более содержательной и правильной с точки зрения норм языка.

При отборе подкастов в учебных целях преподаватель должен руководствоваться следующими критериями [2, с. 147–150]:

          тематическое соответствие материалов учебному плану;

          аутентичность отбираемых Интернет-материалов, во многом определяется грамотным использованием лексических и фразеологических единиц, грамматических структур, формальной и содержательной целостностью текста подкаста;

          обновляемость Интернет-материалов обеспечивает большой выбор материалов по различным темам;

          новизна отбираемых материалов предполагает наличие материалов, содержащих новые сведения по заданной теме;

          соответствие интересам и возможностям обучаемых, учет субъективных факторов;

          операциональность Интернет-сайта с подкастовыми ресурсами, т. е. простота оперирования, удобная структура расположения его элементов;

          функциональность самого текста подкаста, т. е. ориентация материалов на реальное коммуникативное использование;

          качество записи, предполагающее четкость дикции и выразительность интонации, наличие приятного голоса у спикера, естественный темп речи.

Поскольку подкаст представляет собой регулярно обновляемый ресурс, доступ к которому осуществляется посредством сети Интернет, работа с ним требует определенного технического обеспечения (компьютер, колонки, mp3-носитель информации). Нельзя обойтись без выхода в Интернет для онлайн-прослушивания или предварительного скачивания материалов. Перечислим некоторые сайты для изучающих испанский язык:

На сайте http://www.veintemundos.com размещена информация о новостях культуры и на политические темы. Все данные сгруппированы по тематическим рубрикам.

Сайт http://cienciaes.com содержит подкасты относительно небольшой длительности, в которых объясняются природные явления с научной точки зрения. На сайте опубликованы тексты выпусков и архив материалов.

На сайте www.newsinslowspanish.com еженедельно можно найти краткие новостные выпуски на актуальные темы в форме диалога. Новости читаются отчетливо в замедленном темпе, есть возможность распечатки полного текста аудиоматериала.

Ресурс www.itunes.apple.com содержит архив разнообразных материалов, но требует предварительной регистрации и специального программного обеспечения.

Таким образом, подкаст — это один из современных ресурсов, который содержит аудио- и видеоматериалы, доступные в любое время благодаря Интернету и которые возможно использовать для обучения аудированию на уроках иностранного языка. При использовании подкаста процесс обучения иностранному языку становится более гибким и вариативным во времени и пространстве. Работа проходит в темпе, соответствующем уровню группы, учащиеся работают активно. Аудиозапись позволяет, во-первых, расширить возможности преподавателя при передаче информации. Во-вторых, повысить эффективность управления деятельностью учеников в ходе урока. Применение звукотехнического оборудования позволяет, в-третьих, активизировать упражнение учащихся в некоторых видах устной деятельности.

Использование подкастов в обучении аудированию нам представляется наиболее перспективным, в Интернете представлены сайты, разнообразные в содержательном плане и по сложности. Однако педагогу, который решил включить в учебный процесс работу с подкастами, следует иметь в виду особенности группы, в которой ведется преподавание и руководствоваться ранее указанными критериями по отбору материалов для занятий.

Следует заметить, что применение Интернет-ресурсов должно не исключать или заменять традиционные формы работы, а органически дополнять и вписываться в учебную и практическую деятельность.

Рассмотрев особенности работы с аудиоматериалами, мы сделали вывод о том, что их использование способствует более эффективной организации учебного процесса, повышает мотивацию учащихся к изучению ИЯ и успешному решению учебно-методических задач.

 

Литература:

 

  1.    Макаревич И. Г. Подкаст в изучении немецкого языка / И. Г. Макаревич // Иностранные языки в школе. — 2012. — № 5. — С. 36–40
  2.    Малушко Е. Ю. Критерии отбора подкастов для формирования иноязычной аудитивной компетенции у студентов вузов / Е. Ю. Малушко // Научные проблемы гуманитарных исследований. — Выпуск № 6. — 2011. — С. 146–152
  3.    Миролюбов А. А. Общая методика преподавания иностранных языков в среднеспециальных учебных заведениях/ Под ред. А. А. Миролюбова, А. В. Парахиной. — Москва: Высш. шк., 1984. — 230 с.
  4.    Сысоев П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий / П. В. Сысоев, М. Н. Евстигнеев. — Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. — 182 с.
  5.    Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку/ П. В. Сысоев // Язык и культура. — Выпуск № 2 (26). — 2014. — С. 189–201
  6.    Varo E. A. Enseñanza y aprendizaje de las lenguas modernas / E. A. Varo. — Madrid: Ediciiones Rialp, 1993. — 416 p.
  7.    Shwartz A. M. La enseñanza de estrategias de aprendizaje: la comprensión audutiva con textos de video / A. M. Shwartz // Tendencias actuales en la enseñanza del español como lengua extranjera II: actas del VI Congreso Internacional de ASEIE. — León: Universidad de León, 1996. — P. 393–398
  8.    Ciencia para Escuchar — http:// www.cienciaes.com
  9.    iTunes — http://www.itunes.apple.com
  10. News in Spanish for Language Learning — http://www.newsinslow spanish.com
  11. VeinteMundos — http://www.veintemundos.com
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, учащийся, аудирование, время, выбор материалов, Интернет, носитель языка, реальное общение, учебный процесс, форма телекоммуникации.