Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа»
Авторы: Валентир Елена Алексеевна, Пятигорова Лидия Ильинична
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 08.02.2016
Статья просмотрена: 737 раз
Библиографическое описание:
Валентир, Е. А. Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа» / Е. А. Валентир, Л. И. Пятигорова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9751/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современные подходы к организации совместных действий в образовательном пространстве «детский сад и начальная школа»
Валентир Елена Алексеевна, старший воспитатель;
Пятигорова Лидия Ильинична, воспитатель
МБДОУ с. Вольное Республики Адыгея «Детский сад № 13»
Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит, быть готовым всему этому научиться
Л. А. Венгер, А. Л. Венгер
Среди научно-педагогических исследований и в работе педагогов-практиков заметное место в последнее время занимают вопросы преемственности содержания воспитательно-образовательного процесса и преемственности в организации этого процесса на образовательных ступенях дошкольного и начального школьного этапа. Долгое время готовность к школе рассматривалась лишь как определенный объем полученных знаний и умений, при этом мало внимания уделялось формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основой успешности школьного образования. В настоящее время необходим принципиально новый взгляд на решение проблемы преемственности, при котором дошкольное образование обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.
Как отмечал В. А. Сухомлинский: «Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.
Сегодня дошкольные образовательные учреждения предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи. Вариативность образовательных программ значительно обогащает содержание как дошкольной, так и начальной ступени школьного образования. Но, несмотря на то, что реализуемые вариативные программы дошкольного образования содержат богатый материал, который возможно и необходимо использовать при формировании предпосылок универсальных учебных действий, в то же время в комплексном виде проблема развития универсальных учебных действий в этих программах не решается.
В условиях введения стандартов нового поколения актуальность проблемы определяется недостаточной согласованностью в вопросах понимания педагогами ДОУ и учителями школ общего и различного в целях и организации дошкольного и начального образования (приоритетов коллективных и индивидуальных форм обучения, организации и видов работ на уроках и занятиях, организации совместной продуктивной деятельности, уровня межвозрастного воздействия, возрастных показателей интеллектуального и личностного развития, произвольности (саморегуляции), сформированности учебной деятельности и т. д.).
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому важнейшим направлением совместной работы детского сада и начальной школы считаем социально-психологическое сопровождение личностного развития ребенка путем реализации единых концептуальных подходов к определению цели, задач и содержания образования на каждой из этих ступеней с учетом их преемственности и непрерывности. Непрерывность образования подразумевает плавный переход с одной ступени на другую, где каждая предыдущая ступень является стартом для последующей ступени. Для развития ребенка существенным является успешное продвижение по каждой ступени: для первоклассника важным качеством является формирование «умения учиться в школе», тогда как в детском саду должны быть созданы условия для формирования предпосылок учебной деятельности.
В рамках единого образовательного пространства в нашем населенном пункте перед детскими дошкольными учреждениями и начальной школой, как перед полноправными компонентами единой образовательной среды, реализующими принцип личностно-ориентированного обучения, стала необходимость обеспечения преемственности между детским садом и начальной школой.
С 2013 года, и на протяжении рада лет, работая по Программе преемственности «Детский сад — школа», ежегодно разрабатывается План совместных действиях в образовательном пространстве между детским садом и начальной школой, который направлен на создание условий плавного, внутренне бесконфликтного перехода выпускников из детского сада в школу в условиях реализации новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования и федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
План преемственности разрабатывается в интересах детей, педагогов и родителей с целью обеспечения качественной подготовки дошкольников к дальнейшему обучению в школе. На данный момент этот документ является ориентиром для конструктивного взаимодействия педагогов, специалистов дошкольного учреждения и начальной школы, родителей детей.
За период реализации Программы между МБДОУ № 13 и МБОУ СОШ № 9 сложилась определенная система работы по осуществлению преемственности, которая включает в себя широкий спектр совместных мероприятий по эффективной предшкольной подготовке и введению в школьную жизнь:
согласованы цели, задачи, содержание, методы и формы обучения и воспитания, внесены изменения в основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения, связанные с формированием предпосылок универсальных учебных действий с учетом Федеральных государственных требований
определены согласованные действия педагогов дошкольного учреждения и учителей начальной школы, направленные на формирование начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий;
согласованы действия педагогов дошкольного учреждения и начальной школы в работе с родителями по вопросам формирования универсальных учебных действий;
определён состав, формы и содержание сопроводительных документов, характеризующих уровень развития, обученности, сформированности психических процессов выпускников детского сада для передачи их в начальную школу;
разработаны и утверждены планы по преемственности;
проведены Советы педагогов по темам «Развитие учреждения в рамках внедрения ФГОС в образовательный процесс», «Общее и различное в целях, задачах, содержании, методах и формах обучения детей в ДОУ и начальной школе: проблемы, решение, опыт»;
разработано комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в условиях ФГОС;
проведены административные совещания по итогам адаптации и результатам успеваемости выпускников ДОУ (учащихся 1-х классов);
проведены совместные психолого-педагогические консилиумы «Адаптация к школе: проблемы дезадаптации, пути их решения»;
состоялись совместные педагогические совещания, круглые столы по итогам адаптационного периода;
проведены общие родительские собрания для родителей старшей группы с участием учителей «Как правильно готовить ребенка к школе»;
проведена акция «Посвящение в первоклассники», торжественные линейки ко Дню Знаний;
проведены праздничные мероприятия для старшей группы «Скоро в школу», экскурсия дошкольников в школу;
разработаны модели, представляющие систему работы с детьми старшего дошкольного возраста (5–7 лет) по обеспечению формирования интегративных качеств личности, предпосылок универсальных учебных действий;
проведены открытые занятия по речевому и математическому развитию;
проведены круглые столы, родительские собрания по ознакомлению педагогов и родителей с программами детского сада и начальной школы;
функционируют консультативный пункт при МБОУ СОШ № 9 «Субботняя школа»;
организованы совместные заседания школьного ПМПк с педагогами ДОУ;
состоялись совместные посещения НОД в ДОУ и уроков в школе;
разработан механизм взаимодействия участников Программы преемственности.
Решение поставленных задач осуществляется через консультационно-методическую, организационную, психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую деятельности.
Все эти мероприятия значительно улучшили качество работы по обеспечению преемственности, сплотили образовательное учреждение в общей деятельности по эффективной предшкольной подготовке воспитанников детского сада и успешному обучению в школе первоклассников.
Согласование совместных действий позволило обеспечить преемственность образовательного процесса детского сада с образовательным процессом начальной школы:
на нормативном уровне — с Федеральными государственными образовательным стандартами начального общего образования (ФГОС НОО),
на программно-методическом уровне — с образовательными программами начального общего образования и общеобразовательными программами дошкольного учреждения, разработанными в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГОС).
Об эффективности представленной системы работы можно судить по результатам проводимого ежегодно мониторинга уровня готовности детей к обучению в школе Отмечается положительная динамика увеличения количества детей с высоким уровнем (с 16 % до 44,3 %) и уменьшения (с 24 % до 3,7 %) с низким уровнем готовности к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников детского сада — учащихся начальной школы показывает стабильность результатов.
Из всего вышесказанного следует, что сложившаяся в учреждении система работы по преемственности дошкольного и начального образования позволяет осуществлять естественный переход ребенка с ограниченными возможностями зрения с одной образовательной ступени на другую и в конечном итоге повысить эффективность и качество образования в системе его непрерывности.
Успех в жизни ребёнка закладывается уже с дошкольного детства, поэтому совместная работа по созданию системы предшкольного образования в нашем селе обеспечивает на качественном уровне преемственность в работе детского сада и начальной школы, а значит, создаёт единый старт детям дошкольного возраста при поступлении в школу.