Контрольно-аналитическая деятельность руководителя как способ эффективного управления дошкольным образовательным учреждением
Авторы: Токарева Людмила Вячеславовна, Токарева Наталья Георгиевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 10.03.2016
Статья просмотрена: 3969 раз
Библиографическое описание:
Токарева, Л. В. Контрольно-аналитическая деятельность руководителя как способ эффективного управления дошкольным образовательным учреждением / Л. В. Токарева, Н. Г. Токарева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9579/ (дата обращения: 19.12.2024).
Контроль — одна из функций управления, существующих в тесной взаимосвязи и органическом взаимодействии с функциями планирования, организации, педагогического анализа, регулирования и коррекции.
В качестве исходного и основного определения можно принять определение данное Анри Файолем (теоретик и практик менеджмента, основатель административной (классической) школы управления): «На предприятии контроль заключается в том, чтобы проверять, все ли выполняется в соответствии с учрежденными планами, разработанными инструкциями и установленными принципами. Его цель — выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить их и не допускать повторения. Контролируется все: предметы, люди, действия».
Это определение можно отнести и к контролю в образовательных учреждениях и, в частности, в дошкольных учреждениях.
Отмечая важность функции контроля Ксения Юрьевна Белая (кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования, заслуженный учитель РФ.) пишет «Благодаря контролю управление приобретает принципиально важный компонент, без которого оно не может существовать, — обратную связь. Контроль делает управление «зрячим», чувствительным к изменениям».
Татьяна Ивановна Шамова (российский учёный в области педагогики, член-корреспондент Российской академии образования, действительный член Международной академии наук педагогического образования) указывает, что «Контроль позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных задач, выявить наличие передового педагогического опыта. Иными словами, контроль является основным источником информации для принятия управленческого решения».
Контроль в дошкольном учреждении — это система наблюдений и проверок соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов народного образования.
Уже было отмечено, что особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями.
Контроль невозможен без определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что есть в наличии.
Функции контроля:
Контроль позволяет установить, все ли в дошкольном учреждении выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжением руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов.
Устраняясь от контроля или осуществляя его несистематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им.
Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса.
Контроль является важнейшим фактором воспитания молодых кадров, усиления личной ответственности молодого специалиста за исполнение своих обязанностей.
Требования к осуществлению контроля:
1. Цели и задачи контроля должны вытекать из целей и задач воспитательно-образовательного процесса;
2. Следует не просто проверять состояние дед, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы в учреждении;
3. Контроль необходимо планировать;
4. В процессе контроля важна не просто констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер по их устранению;
5. Контроль будет действенным только в том случае, если он осуществляется вовремя и если мероприятия, намеченные в результате его проведения, выполняются;
6. Следует инструктировать по существу контролируемых вопросов тех, кого проверяют, помогать им при выполнении намеченных решений;
7. Итоги любой проверки должны знать все члены педагогического коллектива.
Таким образом,контроль должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.
Алгоритм осуществления контроля:
1. Определение цели и объекта контроля.
2. Разработка программы (плана) контроля.
3. Сбор информации.
4. Первичный анализ собранного материала.
5. Выработка рекомендаций и определение путей исправления недостатков.
6. Проверка исполнения рекомендаций.
К типичным нарушениям Татьяна Сергеевна Кабаченко относит следующие:
отсутствие системности, которая ведет к фрагментарности контроля, не дает объективной картины состояния дел в учреждении;
избыточность показателей, подлежащих контролю, и фиксация внимания на второстепенных показателях, что ведет к перегрузке каналов информации, большим экономическим издержкам;
отсутствие оперативности, которое приводит к запаздыванию корригирующих действий, усугубляет положение;
неправильное определение субъекта корригирующего действия, что приводит к конфликтам в трудовом коллективе;
суетливость, противоречивость указаний, а также неадекватность указаний по силе, субъекту, ведущая к растерянности персонала, так как мероприятия не дают ожидаемого эффекта;
представление информации и форме, затрудняющей ее осознание, приводит к ошибкам, обусловленным неверной идентификацией.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
В теории управления выделяют множество видов контроля, классифицируя их следующим образом:
- По содержанию:
a)Фронтальный.Цель: общий анализ деятельности учреждения. Фронтальный контроль предусматривает всестороннюю, глубокую проверку деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом. Данный вид контроля может осуществляться в любое время года, а продолжительность составляет от 3х дней до недели. в процессе фронтального контроля изучаются:
нормативно-правовые документы ОУ;
документация сотрудников;
оснащение педагогического процесса;
воспитательно-образовательная работа с воспитанниками;
детские работы;
работа с родителями;
повышение педагогической квалификации и другие аспекты педагогической деятельности.
Итоги фронтальной проверки по состоянию деятельности ДОУ обсуждаются на педагогических советах, планерках. Некоторые вопросы выносятся на совещания при заведующей.
ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ФРОНТАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ
Контроль в ДОУ осуществляется на основе годового и месячного планов работы. Наиболее эффективным является комплексное планирование внутрисадовского контроляввиде графической схемы, где указано, когда, кто и у кого будет изучать состояние педагогического процесса, в каких видах детской деятельности, какие формы, методы контроля, способы информации будут использованы.
В плане-задании указывается:
тема, цель, сроки проведения фронтального контроля;
вопросы контроля:
содержание контроля;
методика организации контроля;
срок проведения;
ответственные.
План-задание утверждается приказом заведующего по учреждению.
В справке отражается следующая информация о том:
когда проводился контроль;
состав комиссии;
тема контроля, цель;
возрастная категория воспитанников;
сведения о педагогах, работающих с данной группой воспитанников;
краткое описание итогов контроля по вопросам согласно плану;
указание рекомендаций и сроков исполнения;
дата и подпись исполнителя.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
b)Тематический.
Целью тематической проверки является анализ деятельности учреждения по определенному направлению; изучение выполнения программы по конкретным разделам; выявление уровня работы дошкольного учреждения по задачам, намеченным в годовом плане. В зависимости от целей контроля тематическая проверка может быть проведена в одной, в нескольких или во всех возрастных группах. В зависимости от этого тематический контрольподразделяется на итоговый и персональный. План тематической проверки доводится до сведения воспитателей за 1–2 месяца. Это побуждает их к самоанализу и самооценке своей деятельности.
Тематический контроль планируется в годовом плане работы ДОУ. Продолжительность — от 1 до 3-х дней.
ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
С планом педагоги знакомятся примерно за 2 недели до проведения. В плане указывается:
тема, цель, задачи, сроки проведения тематического контроля, номер групп;
вопросы контроля:
содержание контроля;
методика организации контроля;
срок проведения;
ответственные.
План утверждается приказом заведующего по учреждению.
В справке отражается следующая информация о том:
когда проводился контроль;
состав комиссии;
тема контроля, цель;
возрастная категория воспитанников;
сведения о педагогах, работающих с данной группой воспитанников;
краткое описание итогов контроля по вопросам согласно плану;
указание рекомендаций и сроков исполнения;
дата и подпись исполнителя.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
- По времени осуществления:
a) Предварительный (предупредительный). Цель: определение готовности педагогов к реализации намеченных планов. Этот вид контроля может использоваться руководителем при принятии ДОУ для его управления.
b) Оперативный. Оперативный контроль и его виды направлены на выявление состояния работы педагогического коллектива и отдельных воспитателей на определенном этапе в какой-то момент.
Задачей предупредительного контроля является предупреждение того или иного недостатка. В содержание предупредительного контроля входят:
выявление готовности педагогов к рабочему дню;
определение, насколько они владеют методикой воспитания и обучения;
анализ календарных планов (по планированию содержания образовательной работы на текущий день) и т. д.
Такой контроль проводится в форме наблюдений за педагогическим процессом, беседы с воспитателем, анализе педагогической документации.
Оперативный контроль включает в себя экспресс-диагностику, которая способствует быстрейшему информативному сбору требуемых данных.
ПЛАНИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ
С планом оперативного контроля педагоги знакомятся примерно за 2 недели до проведения. В плане указывается:
вопросы контроля (оптимально ставить до 5–6 вопросов на проверку, т. к. есть возможность не охватить весь объем):
номера групп;
срок проведения;
ответственные.
План утверждается приказом заведующего по учреждению.
В справке отражается следующая информация о том:
когда и кем проводился контроль;
тема контроля, цель;
возрастная категория воспитанников;
сведения о педагогах, работающих с данной группой воспитанников;
краткое описание итогов контроля по вопросам согласно плану;
указание рекомендаций и сроков исполнения;
дата и подпись исполнителя.
ВИДЫ КОНТРОЛЯ
c) Итоговый (заключительный) проводится после того, как работа выполнена.
Цель: определение конечных результатов деятельности учреждения и степени реализации намеченных планов.
Итоговый контроль дает возможность подвести итоги работы педагогического коллектива за определенный промежуток времени.
- По субъектам осуществления:
a) Административный осуществляется руководством учреждения. Цель: определение выполнения административных распоряжений, регламентирующих деятельность организации. Он может включать отслеживание руководителем выполнения сотрудниками образовательного учреждения приказов, инструкций, распоряжений;
b) Коллективный предполагает, для его осуществления объединение ряда сотрудников учреждения (возможно включение представителей других организаций). Цель: распространение творческого опыта педагогов в процессе организации в дошкольном учреждении открытых занятий,на которых могут присутствовать воспитатели данного образовательного учреждения, родители, учителя школы;
c) Взаимоконтроль осуществляется сотрудниками учреждения. Цель: согласование, координация деятельности сотрудников учреждения;
d) Самоконтрольосуществляется непосредственно сотрудником. Цель: определение личной значимости выполненной работы и достигнутых результатов.
Литература:
1. Басюк В. С., Мухарская Е. А. «Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях». Изд. ООО «Национальный книжный центр», г. Иркутск, 2012г.
2. Белая К. Ю. «От сентября до сентября: Рекомендации заведующим и старшим воспитателям детских садов к планированию учебно-воспитательной, методической работы на год». М. Изд. «АСТ», 1998г.
3. Скоролупова О. А. «Контроль воспитательно-образовательного процесса в ДОУ». М., Изд. «Скрипторий 2003», 2010г.
4. Цквитария Т. А. «В помощь старшему воспитателю. Планирование и контроль». М. Изд. «Сфера», 2014г.