К вопросу об использовании интернет-ресурсов в образовании
Автор: Петухова Татьяна Николаевна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 08.02.2016
Статья просмотрена: 61 раз
Библиографическое описание:
Петухова, Т. Н. К вопросу об использовании интернет-ресурсов в образовании / Т. Н. Петухова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 295-296. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9692/ (дата обращения: 15.11.2024).
Интернет, несомненно, величайшее открытие, породившее переворот во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной и духовной. Открытие, все последствия которого нам еще предстоит осознать.
Если ограничить анализ происходящих изменений социально-образовательной сферой, то можно выделить следующие положительные аспекты всеобщей компьютеризации:
расширение коммуникативных возможностей (круг обсуждаемых вопросов, легкость в общении, отсутствие аудиально-визуальных ограничений, поиска места для встреч и т. д.);
доступность любой информации в многосторонних объемах, в том числе посредством поисковой системы, использование виртуальной библиотеки, виртуальных музеев, образовательных сайтов;
возможность организации и участия в форумах и конференциях;
вступление в общества по интересам;
возможность общаться через Skype;
возможность проявить себя, разместив свою собственную страничку;
заказ, выбор и получение товара.
Существует и ряд других аспектов. Например, ученик больше не конкурирует со сверстниками в погоне за высоким оценочным баллом, добиваясь этого любыми способами. Однако этот момент компенсируется тем, что ребенок акцентирует внимание на собственное развитие в рамках сетевых возможностей, а не стремится получить отметку «отлично».
Дистанционное обучение — это идеальный, а для некоторых единственный, вариант в получении современного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этой категории детей работа в системе on-line по Интернету открывает новые возможности, в том числе образовательные. [ 2, с. 80]
Исходя из сказанного, следует отметить, что дистанционное образование подходит только для личностей, способных на самомотивацию, в иных случаях оно, не полно и не качественно. Кроме того, существуют специальности теоретически и практически недоступные для интернет-обучения. Отвечая на Интернет-вопросы, не стать врачом, товароведом, химиком или поваром. Согласно социальному исследованию, большинство онлайн-студентов остро ощущает нехватку общения с преподавателем в режиме реального времени. Коммуникация через интернет не заменяет возможности задать необходимое количество вопросов, получить консультации по выполнению домашнего задания. Кроме общения вербального есть невербальное, более ценностное и эмоциональное, именно поэтому очное обучение все же предпочтительнее дистанционного.
К отрицательным сторонам использования Интернет- ресурсов следует отнести:
вытеснение интересов, не связанных с сетевым общением,
замена реального общения виртуальным,
использование готовой информации, в том числе неточной и нежелательной (готовые доклады, рефераты, контрольные работы, порносайты и т.д.);
изменение личностных качеств (замкнутость, скрытность), режима дня;
возможные болезни: искривление позвоночника, ухудшение зрения, стресс при потере информации;
затрата времени Интернет-пользователя (вместо занятия спортом, активной досуговой деятельностью);
порождает зависимость;
дает иллюзию вседозволенность (последствия агрессивных игр).
Эти выводы подтверждаются социальными опросами, проводимыми на протяжении двух лет среди воспитанников клуба по месту жительства Железнодорожного района г. Екатеринбурга в возрастной категории 10-17 лет, Интернет-дискуссиями, на тему:«Интернет в образовании: плюсыв учении и минусыв воспитании», организованнымиАверясовым П.В. [1]
В Интернете доступно участие в конкурсах и играх, которые носят, как правило, платный характер и заменяют собой реальные конкурсы, живое общение участников, при этом преподаватели получают (покупают!) сертификаты. Такого род множественные разного уровня (от городских до международных) конкурсы отвечают интересам всех участников якобы образовательного процесса. Организаторы получают оплату, педагоги — преференции при аттестации, ученики — грамоту как доказательства своей успешности. Даже спортивные игры, в том числе патриотические («Зарница) носят квази-характер, приобретают виртуальный характер. Так, ассоциация «Возрождение» (Свердловская область) ежегодно проводит конкурсы «Ветеран», «Помним, гордимся, наследуем», «Юнармейцы, вперед» и др., отчеты по которым с фотографиями направляются электронно. С одной стороны, это возможность охватить большее количество территориально удаленных участников, с другой порождают формализм и приписки.
Меняющийся окружающий мир требует постоянного повышения квалификации от многих специалистов, в том числе педагогов. Это процесс трудоёмкий, интересный и значимый. Тем более, что подлинное знание — это знаниеиндивидуальное, полученное в результате собственной деятельности. [3] Однако, профессиональным опытом становится лишь то, что осмыслено и проработано лично самим педагогом; когда человек анализирует свою деятельность, сравнивает с результатами работы других педагогов и делает оценочный умозаключения. Реальные курсы повышения выполняют стимулирующую, мировоззренческую, регулирующую роль.
Поскольку педагоги относятся к категории работников, для которых повышение квалификации является обязательным условием работы (в соответствии с новым законом «Об образовании»), работодатель обязан содействовать повышению квалификации и создавать все условия для этого: направлять на курсы, оплачивать (ст. 196 ТК РФ).
При направлении работодателем сотрудника для повышения квалификации в соответствии со ст. 187 ТК РФ с отрывом от работы за работником сохраняются: должность и средняя заработная плата по основному месту работы.
Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов.
Виртуальные повышение квалификации сокращают финансовые расходы организации, что немаловажно и, к сожалению, способствует поощрению именно такого неэффективного их прохождения.
Несомненно, в осмыслении новых идей, в сохранении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска значительную роль играет участие в профессиональных конкурсах.
Педагог участвует в конкурсах: для обмена и обобщения собственного опыта с целью поиска наиболее эффективных способов работы и внедрения в практику инновационных технологий; для актуализации и презентации собственных педагогических находок и достижений; для развития взаимосвязей единомышленников.
В рамках реального участия в конкурсах предоставляется возможность публичного предъявления опыта, демонстрации определенных итогов работы, а также конструктивного самоанализа. Основной целью участия в конкурсах выступает стимулирование педагога к принятию творческо-деятельной позиции. Трансляция опыта работы педагогов на конкурсах, реальное общение позволяет достичь поставленной цели.
Профессия педагога творческая, требующая живого участия на сценах и в дискуссиях, живое, инициативное, лидерское, исполнительское участие необходимо и ученикам. Ценность проектной деятельности в реальном, полезном воздействии на окружающую среду, а не электронное творчество
Таким образом, в современный период глобализации и информационных технологий роль Интернета незаменима, но подменять все стороны человеческой жизнедеятельности Интернет-возможностями недопустимо. Компьютер притупляет естественные возможности человека, отучает полагаться на собственные мыслительные способности и органы чувств!
Литература:
- Аверясов П.В. Интернет в образовании: плюсы в учении и минусы в воспитании. Анапа 2013. Режим доступа: http://aplik.ru/shkolniku/11-klass/diskussiia-internet-v-obrazovanii/
- Петухова Т.Н. Особенности преподавания гуманитарных дисциплин учащимся с ограниченными возможностями здоровья в Школе дистанционного обучения. Материалы III Всероссийская научно-практической конференции, посвященной памяти М.А. Ферина. — Уфа, 2014.
- Тимофеева Р.С. Педагогические конкурсы как фактор профессионального развития, М., 2014.