Традиции и обрядовые праздники, их место в духовно-нравственном воспитании и обучении
Авторы: Хаустова Валентина Николаевна, Гладкова Наталья Анатольевна, Полякова Марина Алексеевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 08.02.2016
Статья просмотрена: 989 раз
Библиографическое описание:
Хаустова, В. Н. Традиции и обрядовые праздники, их место в духовно-нравственном воспитании и обучении / В. Н. Хаустова, Н. А. Гладкова, М. А. Полякова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9764/ (дата обращения: 16.11.2024).
Традиции и обрядовые праздники, их место в духовно-нравственном воспитании и обучении
В настоящее время актуальной проблемой общества является духовно-нравственное воспитание школьников. Материальные ценности становятся доминирующими, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, великодушии. В младшем школьном возрасте оформляются и укрепляются индивидуальные отношения к себе и другому, приобретается первоначальный опыт поведения, отношения к сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Задача учителя донести до сознания своих учащихся то, что они являются носителями русской народной культуры, хранителями православных традиций. Работа по духовно-нравственному воспитанию строится на основе приобщения, как взрослых, так и детей к первоначальным понятиям о необходимости следовать лучшим традициям, своего народа.
Главным условием решения данной проблемы является естественное «вхождение» в целостный педагогический процесс, который выстраивается по принципу тематического доминирования воспитательно-образовательных целей. Единственно правильный путь состоит в применении методов и средств, способствующих в решении таких воспитательных задач:
- Формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.
- Развитие активности, творческого потенциала, нравственных начал у школьника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.
- Совершенствование коммуникативности среди взрослых и сверстников.
- Соприкосновение воспитанника с высоко нравственными идеалами общечеловеческих ценностей.
Организуя работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию, мы проводим обучение детей поэтапно. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в качестве приоритетных задач выделили следующие:
1) Формирование представлений о духовно-нравственных ценностях (честь, семья, любовь, добро, совесть, верность и др.), ознакомление с ними на основе противопоставления позитивного и негативного в поведении людей.
2) Воспитание положительного отношения к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними.
3) Обогащение опыта нравственного поведения детей на основе правила: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали с тобой».
4) Формирование нравственных умений и привычек (справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными и др.).
Учитывая, что у детей формируются навыки, нравственные умения и привычки, мы руководствуемся следующими методами и приёмами нравственного воспитания у детей:
- Этические беседы по всем проявлениям нравственных качеств.
- Создание специальных ситуаций, где учащиеся должны себя положительно проявить.
- Практическое общение детей между собой и со взрослыми в специально разыгранных сценках.
- Чтение художественных произведений с последующим обсуждением.
При выборе литературы ориентировались на положительные персонажи, в которых воплощены идеалы добра, на духовное начало и сюжеты, утверждающие христианские добродетели: любовь, доброту, милосердие, послушание.
В содержание занятий включаются разнообразные игры, т. к. народные праздники всегда связаны с игрой. Поддерживать интерес к играм в течение длительного времени нам помогают загадки, стихотворения, сказки. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость, приучают сообразительности, вниманию.
Много внимания уделяем пропедевтической работе, где знакомим детей с историй возникновения праздников. Ведь в них со всей полнотой отражается русский национальный характер. Подчинённые ритму природы, одухотворенные живой радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные праздники — неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Мы считаем, что эта народная мудрость, сохраняемая в веках, должна быть передана детям.
Планируя работу с детьми, руководствуемся следующими положениями:
- Эмоционально-осознанные отношения и поведение со сверстниками, взрослыми на основе уже известных норм и правил.
- Проявление инициативы с целью их реализации (ребёнок хочет сделать что-то приятное, полезное для другого).
- Способность преодолевать трудности.
- Умение достаточно верно оценивать поведение товарищей.
- Устойчивость поведения в разных условиях (в школе, дома, гостя).
Третий год — самый ответственный этап работы. Основными задачами были следующие:
- Воспитывать стремление к выполнению нравственных правил и норм поведения; помочь преодолеть свои недостатки.
- Стимулировать развитие морально-этических качеств, правильной самооценки и стремление совершать положительные дела и поступки.
- Помочь детям учиться видеть достоинство своих сверстников, радоваться их успехам, преодолевать чувство недоброжелательности (зависти к ним).
В нашей работе мы используем разнообразие форм работы с детьми — это посещение храмов, музеев, целевые прогулки, экскурсии, встречи и беседы со священниками, проведение праздников (Святки, Рождество, Масленница и т. д), организация выставок, детских рисунков.
Анализируя свою работу, мы видим существенные изменения нравственного облика детей. Именно ежедневные беседы, занятия помогают привить интерес школьникам к традиционным праздникам. Работа в данном направлении эффективно помогает найти детям гармонию во взаимоотношениях с другими людьми, формирует умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть, учит жить в согласии с собой и своей совестью, развивает чувство собственного достоинства, помогающее с честью пройти жизненные трудности и испытания.
Литература:
- Щуркова Н. Е. Организация духовной деятельности школьников.-Петрозаводск,2003
- Аверина Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников -М.Начальная школа, 2005
- Князева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.-Санкт-Петербург:Детство-Пресс,2008
- Свирская Л. Ю. «Необязательные рекомендации ".-М.;Просвещение,2000
Похожие статьи
Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.
Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской семье
В статье проанализированы народно-педагогические аспекты трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семье.
Векторы развития дисциплины «физическая культура» в высшей школе
В работе определены современные направления развития физической культуры и студенческого спорта в высших учебных заведениях. Пути решения поставленных правительством РФ задач по развитию физической культуры и спорта в современном образовании.
Духовно-нравственное воспитание на классных часах
В статье рассматривается значение воспитания в общеобразовательных учреждениях. Духовно-нравственное воспитание через классный час, как основы формирования и развития личности ребёнка.
Похожие статьи
Духовно-нравственное воспитание детей на основе освоения отечественного социокультурного опыта
В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, раскрываются задачи, содержание, формы работы с детьми и родителями в данном направлении.
Основы трудового и морального воспитания в азербайджанской семье
В статье проанализированы народно-педагогические аспекты трудового и нравственного воспитания в азербайджанской семье.
Векторы развития дисциплины «физическая культура» в высшей школе
В работе определены современные направления развития физической культуры и студенческого спорта в высших учебных заведениях. Пути решения поставленных правительством РФ задач по развитию физической культуры и спорта в современном образовании.
Духовно-нравственное воспитание на классных часах
В статье рассматривается значение воспитания в общеобразовательных учреждениях. Духовно-нравственное воспитание через классный час, как основы формирования и развития личности ребёнка.