Дошкольники открывают волшебный мир математики с помощью палочек Кюизенера
Авторы: Пушкова Наталья Александровна, Ковалева Ирина Викторовна, Ушакова Татьяна Анатольевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 11.02.2016
Статья просмотрена: 979 раз
Библиографическое описание:
Пушкова, Н. А. Дошкольники открывают волшебный мир математики с помощью палочек Кюизенера / Н. А. Пушкова, И. В. Ковалева, Т. А. Ушакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 94-99. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9773/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одна из важнейших задач воспитания маленького человека — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать новое. Неизменным средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей является формирование элементарных математических представлений.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования. Математическое мышление — это, прежде всего, умение сравнивать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом. Знакомство с математикой, ее понятиями осуществляется в детском саду с помощью пособий, в играх, весело и ненавязчиво, не разрушая естественной жизни детей.
Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережн0м и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема индивидуально-дифференцированного обучения и коррекционной работы с детьми. Поэтому в педагогической практике современного детского сада палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма занимают все большее место. Цветные палочки Кюизенера широко используются во многих дошкольных учреждениях России.
Этот дидактический материал разработан бельгийским математиком X. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, счетными палочками.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки X. Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения счёту. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — эти неизменные атрибуты монографического метода, оказались вполне созвучными современной дидактике детского сада. Пал0чки отлично вписываются в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения. Мы предлагаем познакомиться с нашим опытом применения цветных палочек Кюизенера при обучении дошкольников основам математики.
Обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек Кюизенера мы разделили на блоки, а для каждого блока разработали дидактические игры и упражнения.
I Блок. На начальном этапе проводим игры подготовительного плана в группировке палочек по разным признакам, сооружению из них построек.
Дидактическая игра «Найди и покажи».
Цель: Сравнение двух палочек по длине, закрепление цветового спектра.
Дидактическая игра «Море волнуется»
Цель: Сравнение двух одинаковых палочек по двум признакам: длине и цвету.
Инструкция: Палочки попали в море и перемешались. Нужно найти две одинаковые палочки и сравнить их одновременно по цвету и длине. Такие сопоставления помогут детям делать вывод: палочки одинаковые по цвету, одинаковы и по длине.
II Блок. «Что какого цвета?» Игры и упражнения способствуют усвоению эталонов цвета и их названия.
Дидактическая игра «Цветные коврики»
Инструкция: Разложить их по цветовому признаку по стопкам с указанием цвета.
Дидактическая игра «Подбираем ленточки к фартучкам»
Инструкция: Использовать в речи слова: такая же, одинаковые, одинаковые по цвету и длине.
Дидактическая игра «Дом и мебель для матрёшки»
Цель: Обучать устанавливать соответствие между цветом и числом.
Дидактическая игра «Белочка и Ёжик идут на день рождения».
Цель: Обучать отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию взрослого.
III Блок. Изучаем понятия «высокий — низкий», «широкий — узкий», «длинный — короткий», «толстый — тонкий»
Дидактическая игра «Поезд».
Цель: Развивать представления о длине, сравнивать палочки по длине путём наложения и приложения.
Дидактическая игра «Заборы низкие и выс0кие».
Цель: Развивать представления о высоте, о длине, сравнивать предметы по высоте и длине.
Дидактическая игра «Мосты через реку».
Цель: Развивать представления о ширине и длине.
Дидактическая игра «Книги на полке».
Цель: Сравнивать предметы по толщине, сопровождая результат сравнения по толщине: «толще — тоньше».
IV Блок. Развитие у детей количественных представлений. В каждом игровом упражнении закрепляется название цветов и числовое обозначение палочек, дети учатся соотносить цвет и число, и, наоборот, число и цвет.
Дидактическая игра «Цвет и число».
Цель: Обучать детей отбирать полоски нужного цвета и числового обозначения по словесному указанию взрослого; подвести к выводу, что у палочки каждого цвета есть свое число.
Дидактическая игра «Путешествие на поезде».
Цель: Закреплять понятие: «Который по счёту».
Дидактическая игра «Как разговаривают числа?»
Цель: Обучать оперировать числовыми значениями цветных палочек, познакомить детей со знаками «больше», «меньше».
Дидактическая игра «Весы».
Цель: Сравнение цветовых чисел Дети на одну чашу весов помещают палочку большего размера (например-5, на другую-6). Аналогично сравнивают другие числа.
Дидактическая игра «Игра с Винни-Пухом».
Цель: Соотношение числа и цвета Дети строят дом для пятачка. Подбирают палочки в соответствии с цветом крыши и написанной на ней цифрой. Обсуждают длину фиолетовой палочки: длина палочки больше желтой на 1. «К 5 прибавить 1 получится число 6».
V Блок. «Считаем ступеньки». Данные игры помогут детям осваивать количественные отношения и познакомят с составом чисел.
Дидактическая игра «Кто в домике живёт?». «В город чисел приехал клоун, он хочет пригласить жителей города на представление. Но некоторые из них ушли из домиков». Педагог просит помочь клоуну найти этих жителей и рассадить по этажам.
Дидактическая игра «Полосатая салфетка». Предлагается сделать из палочек фиолетового цвета квадрат-салфетку. Каждый ряд каймы вышить 2 «разными нитками»- палочками (белой и желтой, розовой и красной и т. д.).
Дидактическая игра «Составь коврик» для чисел 7, 8, 9, 10. Сплести к0вер заданного размера, (для чисел 7, 8, 9, 10), ковер считается законченным, если учтены все варианты состава чисел 7, 8, 9, 10.
Дидактическая игра «Как белочка и Ёжик играли числами?» Дети моделируют из палочек часы. На карточке по кругу возле каждой точки кладут белый кубик, возле каждого кубика по кругу кладут цифры, Длинная стрелка — голубая палочка показывает минуты, а короткая — розовая показывает часы. Показать на часах любое время.
VI Блок. Измерение с помощью палочек Кюизенера длины объектов.
Дидактическая игра «Измерь дорожки шагами». «Ежиха и ежонок решили узнать длину дорожки и стали измерять её шагами. Ежиха сообщила ежонку, что длина дорожки — 5 шагов, ежонок удивился, ведь у него длина дорожки — 10 шагов» Дети приходят к выводу, что чем больше мерка, тем меньше число, и наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.
Дидактическая игра «Измеряем разными мерками». У детей разные ленты, разные мерки, измеряют ленты разными мерками. Дети приходят к выводу: ленты разные по длине, и поэтому числа получились разные. Чем больше мерка, тем меньше число, чем меньше мерка, тем больше число.
VII Блок. Математические действия с помощью палочек Кюизенера. Данные игры научат пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры.
Дидактическая игра «Палочки можно складывать». Педагог предлагает детям положить мальчику, который стоит лицом к детям, в левую руку жёлтую палочку, а в правую — красную. Что получится, если эти числа сложить? Найдите палочку равную сумме красной и жёлтой. Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4 + 5 = 9.
Дидактическая игра «Палочки можно вычитать». Педагог просит дать мальчику в правую руку голубую палочку, а в левую — желтую. Что получится, если из большего числа вычесть меньшее? Дети приходят к выводу, что если из большего числа вычитают, то получается меньшее число. 5–3 = 2.
Дидактическая игра «Палочки можно делить». Педагог говорит, что мальчик и девочка взяли палочку оранжевого цвета и решили её поделить поровну. «А как можно разделить число 10 так, чтобы у каждого из детей получилось по 5. Дети приходят к выводу, что палочка 5 умещается в палочке 10 в 2 раза. Значит цифрами можем написать так: 10: 2 = 5.
Дидактическая игра «Палочки можно умножать». Педагог предлагает взять палочку белую один раз. Какое число получилось? Показывается, как правильно выполнить эту запись:1 x 1 = 1. Затем предлагается взять не один раз, а два раза, то получится число 2. Какой палочкой проверить? (розовой). Аналогично проводится работа с розовой палочкой: 2 x 2 = 4, 2 x 3 = 6.
VIII Блок. Решение логических задач с помощью палочек Кюизенера на цветовую последовательность. — Расставь палочки так, чтобы белая была между красной и розовой, а розовая была рядом с фиолетовой. Детям предлагаются другие аналогичные задания. Затем дети сами придумывают задачи и задают их друг другу.
Дидактическая игра «Детская железная дорога». Наш поезд состоит из 3 вагонов: голубого, желтого, розового, при этом: желтый в середине, а розовый не является первым, в какой последовательности стоят вагоны? В 1 вагоне едет 3 пассажира, во 2 вагоне-5 пассажиров, в 3–2 пассажира. Подложив под вагоны палочку оранжевого цвета, дети приходят к выводу: в поезде едет 10 пассажиров.
Дидактическая игра «Делаем забор». Обучать строить в соответствии с заданным алгоритмом, переносить модели из горизонтальной плоскости в вертикальную. Упражнять в счете.
IX блок. Развитие творческой инициативы у детей в конструировании и моделировании. Развиваются творческие проявления детей в деятельности с цветными счётными палочками Кюизенера. В пр0цессе моделирования ребёнок замещает конструкцией реальный предмет (дом, дерево, цветок, корабль, человека ит.д.) самостоятельно придумывает игровые упражнения развивающей направленности.
Нами разработаны авторские презентации «Загадочный подводный мир», «Тайны морей и океанов», «Выставка кораблей из палочек Кюизенера», «Морские обитатели из палочек Кюизенера».
Использование игр с цветными палочками Кюизенера способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей, поможет делать много открытий, ставить цель и добиваться результата, положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, сомоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Литература:
- Комарова Л. Д. Как работать с палочками Кюизенера? — М., 2008.
- Новикова В. П., Тихонова Л. И. Развивающие и игры с палочками Кюизенера. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Носов Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. — СПб.: «Детство-Пресс», 2004.