Развитие связной речи у детей старшего возраста с ОНР при помощи техники квиллинг | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Савицкая, Н. М. Развитие связной речи у детей старшего возраста с ОНР при помощи техники квиллинг / Н. М. Савицкая, Л. О. Сафонова, О. И. Лаврентьева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 99-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9785/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Дети раньше начинают называть те предметы, с которыми они производят какие-либо действия. Например, слово «чашка» появляется раньше, чем слово «сахарница», так как чашку ребенок держит в руках каждый день, а сахарницу трогать ему не дают. В чашке ребенок скорее узнает слово «ручка» (за которую он берётся), но очень долго не говорит слово «дно». То есть, для более быстрого запоминания слова важно выработать на него большее число движений

М. М. Кольцова

 

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.

Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и педагогами, и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. Мы нашли новую форму работы: формирование связной речи детей с ОНР посредствам квиллинга и театрализованной игры.

Квиллинг — это особый вид ручного труда (бумагокручение). Во время занятий у детей развивается усидчивость, мелкая моторика, художественный вкус. В процессе изготовления поделки ребенок не испытывает больших трудностей, так как техника квиллинг очень проста. Во время коллективной работы развивается диалогическая речь, проводится коррекция грамматического строя речи, пополняется лексика. Мы решили использовать фигурки выполненные детьми в технике квиллинг для развития связной речи (составлении пересказов, рассказов, в работе над сказкой).

Каждую неделю проводится работа над одной лексической темой. В соответствии с темой и программой выбираем сказку или рассказ. Предлагаем следующие этапы работы в течение недели:

  1.                Знакомство детей с произведением.

                   Педагог рассказывает, читает текст.

                   Предлагает рассмотреть иллюстрации в книге, презентацию или мультфильм.

                   Выявить и назвать героев.

                   Ответить на вопросы по тексту.

  1.             Изготовление фигурок и декораций в технике квиллинг.

                   Повторное чтение произведения педагогом с одновременным выставлением готовых образцов.

                   Рассматривание деталей, из которых изготовлены персонажи и декорации. Обсуждение цветовой гаммы.

                   Распределение работы между детьми.

Все гофрированные полоски разрезаются вдоль пополам. Скручиваются в «таблетку», край приклеивается клеем ПВА. Заготовке придаётся нужная форма. Детали склеиваются между собой, приклеиваются глаза.

 

  1.          Коллективная работа по изготовлению атрибутов к произведению.

Сопровождение во время работы:

  1.              лексические задания (пополнение словаря по лексической теме)
  2.              грамматические задания
  3.              развитие речевых навыков (силы голоса, интонации, эмоций)
  4.              развитие общей моторики (физминутка по теме)
  1.          Выставка работ, обсуждение результата.
  2.             Пересказ текста детьми по «цепочке», а демонстрация педагогом.
  3.          Пересказ и одновременная демонстрация детьми.

Предлагаем конспект комплексного занятия к сказке «Смоляной бычок» в подготовительной группе.

Цели:

                   Воспитательные: формировать умение слушать рассказ взрослого, учить отвечать на вопросы, слушать ответы других детей. Учить согласовывать свои действия и слова при пересказе сказки.

                   Обучающие: совершенствовать мелкую и общую моторику. Закреплять и расширять знания о диких и домашних животных, пополнять словарь существительными, прилагательными по теме.

  1.                Развивающие: развивать зрительное и слуховое внимание, умение вслушиваться в речь, отгадывать загадки.
  2.             Оснащение:
  1.              Две коричневые полоски для изготовления бычка
  2.              Две коричневые полоски для изготовления медведя.
  3.              Две серые полоски для изготовления волка.
  4.              Одна зеленая полоска для изготовления кочана капусты.
  5.              Одна коричневая полоска для изготовления бочки мёда.
  6.              Гофрированный серый картон для изготовления мешка.
  7.              Шесть зеленых полос для изготовления деревьев
  8.              Гофрированный картон для домика и забора любого цвета
  9.              Клей ПВА.
  10.         Деревянные фигурки деда, бабки, Танюшки.

C:\Users\1\Desktop\20130604_102753.jpg

Рис. 1. Декорации к сказке «Смоляной бычок»

 

Ход работы:

Понедельник

  1.                Знакомство детей со сказкой.

а)                Вопросы по содержанию текста:

— Кто жил в доме?

— Что они однажды увидели?

— Кого увидела Танюшка, что сказала?

— Что придумал дедушка?

— Из чего дед сделал бычка?

— Как Танюшка ухаживала за бычком?

— Кто первый увидел бычка?

— Что захотел сделать медведь? Что с ним случилось?

— Куда бычок привел медведя?

— Что сказал дед, увидев медведя?

— Что пообещал медведь?

— Кто второй увидел бычка?

— Что захотел сделать волк? Что с ним случилось?

— Куда бычок привел волка?

— Что сказал дед, увидев волка?

— Что пообещал волк?

— Кто третий увидел бычка?

— Что захотел сделать заяц? Что с ним случилось?

— Куда бычок привел зайца?

— Что сказал дед, увидев зайца?

— Что пообещал заяц?

— Сдержали свое слово звери? Какие подарки они принесли?

б)                Просмотр одноименного мультфильма.

Вторник, Среда

  1.             Изготовление фигурок и декораций в технике квиллинг.

а)                Повторное чтение произведения педагогом с одновременным выставлением готовых образцов.

б)                Рассматривание деталей, из которых изготовлены персонажи и декорации. Обсуждение цветовой гаммы.

в)                Распределение работы между детьми.

г)                 Коллективная работа с речевым сопровождением:

Лексика:

— Какие дикие звери участвуют в сказке? Каких ещё зверей знаете?

Отгадайте загадки:

Летом серым я бываю,

Про морозы забываю,

Ты, дружок, меня узнай-ка,

Длинноухий, робкий ….

Он коричневый, большой,

Спит в берлоге под сосной.

А весной начнет реветь,

Косолапый зверь …

Смотрит хищник из кустов,

К нападению готов.

Кто в охоте знает толк?

Одинокий серый ….

— Вспомните, какие имена у героев? (Мишка-медведь, Волчище-серый хвостище, Зайчик-побегайчик)

— Уточнение значений слов «смола», «улей», «кочан», «солома»

— Пополнение словаря глаголами «Кто как передвигался»

Медведь — подобрался, Волк-подкрался, Заяц — выскочил, Бычок — шагает. Грамматика:

                   Игра «Из чего сделан бычок?»

Туловище из соломы — ….. туловище соломенное

Голова из соломы — …

Ноги из веток дерева — …

Хвост из веревки — …..

Бок замазан смолой — ……

                   Игра «О чем мечтал дедушка?»

О шубе из медведя — …….шуба медвежья

О шубе из волка — …

О рукавичках из зайца — ….

                   Игра «Чьи подарки?»

Кочан, чей? — …..кочан заячий

Мешок орехов, чей? -…

Улей меду, чей? — ………

Ленточка, чья? Развитие мелкой моторики:

Из пальцев, дружок сложи теремок,

Вот это- ворота, вот это — замок,

Вот это- окошко, вот это — труба,

Все звери из сказки, скорее сюда!

И Мишка-медведь,

И серый Волчок,

Трусливый зайчишка,

И храбрый бычок! Работа над интонацией:

                   Произнесение фраз с различной высотой голоса. Изображение настроения героя с помощью мимики.

                   Как говорит Танюшка такие слова: «Вот бы мне такого теленочка»

                   Как думает Мишка; «Ишь, жирный какой, съем бычка»

                   Как просит Мишка: «Смоляной бычок, соломенный бочок, отпусти меня», «Дед, баба, не губите, отпустите, я вам из лесу меду принесу»

                   Как удивился дедушка: «Вот так бычок! Какого здоровенного медведя привел! Сошью теперь себе шубу!»

                   Как просит волк: «Быченька-бычок, смоляной бочок, отпусти меня в лес. Я тебе мешок орехов принесу».

                   Как просит заяц: «Ай, ай, ай! Отпусти меня в лес. Я вам капустки принесу, да ленточку красную для Танюшки»

д)                Выставка работ, уборка рабочих мест.

Четверг

  1.          Пересказ сказки детьми по «цепочке», демонстрация сказки взрослым.

Пятница

  1.          Пересказ и демонстрация сказки детьми.

                   Распределение ролей.

                   Раздача фигурок — персонажей (взрослый сам добавляет по ходу сказки атрибуты)

Мы считаем, что представленные приемы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи дошкольников, страдающих ее недоразвитием, но могут быть использованы и в работе с детьми, не имеющими недостатков в развитии как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития навыка связной речи детей дошкольного возраста.

Постепенно, посредством квиллинга и театрализованных игр, дети учатся планировать свою речь.

Успехов вам в вашей работе!

C:\Users\1\Desktop\квиллинг и речь\колобок.jpg

Рис. 2. Декорации к сказке «Колобок»

 

C:\Users\1\Desktop\квиллинг и речь\два жадных медвежонка.jpg

Рис. 3. Декорация к сказке «Два жадных медвежонка»

 

C:\Users\1\Desktop\квиллинг и речь\лиса и заяц.jpg

Рис. 4. Декорация к сказке «Лиса и заяц»

 

C:\Users\1\Desktop\квиллинг и речь\теремок.jpg

Рис. 5. Декорация к сказке «Теремок»

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, бычок, декорация, заяц, Коллективная работа, связная речь, сказка, мелкая моторика, общая моторика, одновременное выставление.

Похожие статьи

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Формирование связной речи у детей с ОНР

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР

Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда

Похожие статьи

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию связной речи у дошкольников с ОНР (II-III уровень)

Формирование связной речи у детей с ОНР

Опыт работы по формированию связной речи у детей с ОНР в условиях логопедической группы

Развитие связной речи у детей с ЗПР и ДЦП на уроках русского языка и литературы

Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Теоретические подходы к пониманию профилактики нарушений письменной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Психологическая коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Роль сказки в развитии связной речи у детей с ОНР

Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекционной работе с детьми с ОВЗ с использованием сибирского борда