Использование тестов как средства контроля достижения планируемых результатов начального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Самара, март 2016)

Дата публикации: 11.02.2016

Статья просмотрена: 3369 раз

Библиографическое описание:

Солодкова, Ю. М. Использование тестов как средства контроля достижения планируемых результатов начального образования / Ю. М. Солодкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9789/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

Тест-это набор стандартизованных заданий по определённому материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. [3,с.357]

К тесту наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения разработка тестов -дело специалистов. Ноимеющиеся сборники тестовых заданий часто не учитывают особенностей начальной школы и не рассчитаны на младших школьников, поэтому некоторые учителя создают тесты для своих конкретных целей и классов.

Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса. С их помощью эффективно обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль достижения результатов.

Преимущество тестов в их объективности, т. е. независимости проверки и оценки знаний от учителя. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надёжность, валидность, объективность.

Надёжность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик тестов. [3, с.358]

При разработке тестов можно выделить 3 этапа: планирование, на котором решается вопрос, какие результаты учеников оцениваются с помощью тестов; составление тестовых заданий и их анализ. Сам же процесс тестирования включает непосредственное тестирование и интерпретацию результатов.

При составлении тестов необходимо соблюдать ряд правил, которые помогут создать надежный инструмент оценки: тщательный анализ учебно-методического комплекта, соблюдение тематической сбалансированности, учет уровня сложности тестов, используемых на уроке.

В соответствии с требованиями, при конструировании тестовых заданий необходимо учитывать следующее:

  1.              формулировка задания идеально простая — чёткая, ясная, исключающая двусмысленности понимания;
  2.              нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися;
  3.              задания краткие, без лишних, не несущих информацию, слов;
  4.              только один ответ может быть правильным.
  5.              дополнять в предложении необходимо наиболее важное;
  6.              для ответов отводится столько места, сколько необходимо для его записи.

Тестовые задания должны обеспечивать проверку знаний и умений на всех уровнях: узнавания и воспроизведения; применения в знакомой ситуации; применения в новой ситуации. Иными словами, при составлении тестов необходимо использовать вопросы, проверяющие все основные знания и умения, заданные программой; основная часть заданий должна быть ориентирована на проверку достижений учащимися планируемых результатов обучения; в конце заданий должны быть вопросы, позволяющие проверить умения применять полученные знания в новой ситуации.

Существуют определенные правила проведения самого тестирования: всесторонний анализ отобранных для работы тестов; тщательный инструктаж учащихся, включающий в себя разъяснение целей и задач тестирования, порядок и правила выполнения тестовых заданий, основные положения инструкции.

Варианты использования на уроках тестов могут быть различными. Выбор каждого из них зависит от особенностей изучаемой темы и подготовленности класса.

Я использую тесты для оценки предметных результатов у учащихся 1 класса.

В своей работе с тестами использую задания таких видов:

                   задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных;

                   задания на установление соответствия или закономерности;

                   задания, требующие краткого ответа;

                   задания, требующие развёрнутого ответа.

Актуальность выбора данных видов заданий определяется возрастными особенностями детей, направлением на формирования у обучающихся универсальных учебных действий, основ логического мышления, на приобретение начального опыта применения в повседневной жизни знаний, полученных при изучении предмета.

Задания с выбором одного правильного ответа из нескольких предложенных.

Даны вопрос и варианты ответов. Задача ученика: прочитать вопрос, проанализировать предложенные варианты ответов, выбрать тот, который, с его точки зрения, правильный, и отметить его.

При работе с заданиями такого типа происходит формирование следующих универсальных учебных действий:

регулятивные- выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы

познавательные-структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

коммуникативные-планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Окружающий мир. 1 класс.

Подчеркни предмет живой природы.

камень

облако

родник

рысь

Задания на установление соответствия или закономерности.

Работа с этим типом заданий направлена на отработку у обучающихся навыков и умений систематизировать свои знания.

При работе с заданиями такого типа происходит также формирование следующих универсальных учебных действий:

регулятивные-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества усвоения материала, оценка результата

познавательные-структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, построение логической цепочки рассуждений

коммуникативные-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Русский язык 1 класс.

Установи соответствие.

Пришла весна. словосочетание

Крик лебедей предложение

Школа, парта группа слов

Задания, требующие краткого ответа. Задания, требующие развёрнутого ответа.

Задания этих типов предназначены для развития письменной речи учащихся, умения дать правильный ответ. Также при работе с заданиями такого типа происходит формирование следующих универсальных учебных действий:

регулятивные- определение последовательности действий, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качества и уровня усвоения материала, оценка результатов работы

познавательные-выделение необходимой информации, структурирование знаний, осознанное построение высказывания в письменной форме, рефлексия способов и условий действия, построение логической цепочки рассуждения

коммуникативные- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Математика 1 класс.

Закончи предложение

Периметр-это…

Допиши предложение

Геометрическая фигура, у которой три вершины и три стороны, называется…

По результатам проведенных тестов на класс составляется диагностическая карта качества обученности учащихся. Где очень хорошо видно, у кого из ребят есть трудности, кому нужна дополнительная помощь в отработке конкретной темы. Тестовый контроль позволяет не только увидеть результативность усвоения учебного материала класса в целом, но и по каждому ученику в отдельности Такие карты составляю по отдельным предметам, по целым разделам, по темам.

Создание своих тестовых заданий позволяет оценить именно ту область знаний, которая интересует учителя по конкретной теме. В своих работах учитель может регулировать сложность используемых заданий для детей своего класса, учитывая уровневый подход и индивидуальные особенности обучающихся.

Использование тестовой формы контроля достижения предметных результатов обеспечивает:

                   формированию у учащихся осознанного выполнения учебных заданий на всех этапах усвоения материала и навыков самоконтроля;

                   получение информации об уровне усвоения знаний, о сформированности умений и навыков учеников по применению этих знаний на практике; помогает учителю осуществлять своевременно коррекцию знаний;

                   каждому ученику дается возможность четко представить объем обязательных требований к овладению знаниями по каждой теме, объективно оценить свои успехи, получить указания для дополнительной работы над учебным материалом;

Роль тестов достаточно велика, однако при всех их достоинствах, нужно учитывать, что ответы на вопросы в системе тестирования кратки и не всегда аргументированы, что не может не сказаться на развитии речи учащихся, их способности обоснованно делать выводы. Поэтому речь идет о месте тестирования в системе обратной связи как одного из способов проверки знаний учащихся. Не отказываясь от традиционных методов опроса, следует использовать тесты там, где это удобно и целесообразно, что, без сомнения, повысит уровень знаний и развития учащихся при тех же затратах времени и усилий.

 

Литература:

 

  1.              Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/Под ред. А. Г. Асмолова.-М.: Просвещение, 2008.
  2.              Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности/С. П. Казачкова, М. С. Умнова.-М.: Планета, 2013.
  3.              Педагогика./ Под ред. П. И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): задание, достаточная полнота, правильный ответ, тест, умение, выбор оснований, краткий ответ, оценка результатов работы, познавательные-структурирование знаний, составление тестов.

Похожие статьи

Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по физическому воспитанию студентов

Использование педагогики сотрудничества при проведении интегрированных уроков в начальных классах

Использование тестовых форм контроля по иностранному языку в начальной школе

Использование дидактической игры как средство повышения интереса к математике

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения

Негативные эффекты управления качеством образования через рейтинги и тесты, нацеленные на конечный результат

Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе

Применение технологий больших данных в сфере подбора и оценки персонала

Похожие статьи

Использование фитнес-программ как компонент образовательного процесса по физическому воспитанию студентов

Использование педагогики сотрудничества при проведении интегрированных уроков в начальных классах

Использование тестовых форм контроля по иностранному языку в начальной школе

Использование дидактической игры как средство повышения интереса к математике

Методика контроля знаний студентов при изучении тестирования программного обеспечения с использованием диаграмм причин-следствий

Использование игровых технологий как средство повышения мотивации к урокам физической культуры

Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения

Негативные эффекты управления качеством образования через рейтинги и тесты, нацеленные на конечный результат

Использование элементов дистанционного обучения при изучении математики в школе

Применение технологий больших данных в сфере подбора и оценки персонала