Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Автор: Зайнуллина Гульнара Фларидовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 11.02.2016
Статья просмотрена: 3603 раза
Библиографическое описание:
Зайнуллина, Г. Ф. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста / Г. Ф. Зайнуллина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9794/ (дата обращения: 19.12.2024).
Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, — услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
В. А. Сухомлинский
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного.
Данной проблемой занимались многие ученые. Основы экологическое воспитание черпает из раздела программы «Ознакомление с окружающим». Большой вклад в разработку проблемы внесли такие педагоги, как П. Г. Саморукова, Марковская и др.
С. Н. Николаева в своей книге «Методика экологического воспитании дошкольников» говорит, что «Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимание сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем материкам и каждому государству. Есть они в и России — свои в каждом регионе. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании — экологическое: всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности и почему человечество не имеет права их игнорировать».
На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение — он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.
Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. Именно экологическое воспитание формирует подлинно человеческое отношение к природе, определяет допустимые пределы ее преобразования, усвоения социоприродных закономерностей и нормативов поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человека.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них — ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег — это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательностью.
Проблемы сегодняшнего времени:
сложная экологическая обстановка в мире;
ее тяжелые последствия;
экология родного края;
засоренность среды обитания;
чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы;
теряют плодородие почвы;
обедняются флора и фауна.
Целью экологического воспитания является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.
Задачи экологического воспитания: Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства эмпатии к объектам природы.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.
Ребенок должен осознать себя как часть природы, экологическое воспитание способствует формированию у детей не только определенного отношения к природе (в частности, отказ от чисто потребительского подхода), но и навыков рационального природоиспользования.
Экологическое воспитание детей в ДОУ включает в себя:
1) Подготовку педагогов.
2) Создание развивающей среды в ДОУ.
3) Экологическое просвещение.
4) Различные виды деятельности.
Таким образом, основными направлениями работы ДОУ по экологическому воспитанию являются: НОД; совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность ребенка; экскурсии и наблюдении; ознакомление с окружающим; изобразительная деятельность; игра.
Всё хорошее в детях из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. Росли как цветы, малыши Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
Таким образом, воспитание адекватного отношения к природным объектам, забота взрослых и дошкольников о растениях и животным, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются направлением экологического воспитания дошкольника. В двигательном возрасте первых практических усилий должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.
Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Литература:
- Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
- Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие / М. Д. Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — С. 171.
- Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников/ С. Н. Николаева. — М., 2009. — С. 57.